Мировой рынок мебели и состояние импорта мебели в россию

Категория: Мебель

Результаты исследования мирового рынка мебели, опубликованные UEA (Европейский мебельный союз), показывают, что в 2005 г. значительных изменений на рынке мебели за истекший период не Произошло.

Во всем мире в 2004 г. произведено мебели на 218,5 млрд евро. Это на 1,1% больше, чем в 2003 г. При этом темпы международной

мебельной торговли значительно превышают показатели производства. Объем мировой торговли в 2004 г. возрос на 7%: Китай увеличивает экспорт, США — импорт.

Страны ЕС являются крупнейшим мебельным рынком мира. 25 мебельных производителей Евросоюза произвели в 2004 г. мебели на 92,5 млрд евро, или 42,3% от общемирового мебельного производства.

Объемы производства мебели по крупнейшим регионам мира представлены в табл. .

Таблица 3.6 Объемы производства мебели по крупнейшим регионам мира в 2004 г.


Доля США, Канады и Мексики (объединенных в группу стран Nafta) составила 26,1% мирового мебельного производства (57,1 млрд евро). Страны Азии произвели мебели на 51,5 млрд. евро, что на 7% больше показателя предшествующего года. Именно этот регион обеспечил самый большой прирост мебельного производства, прежде всего благодаря Китаю (19,4 млрд евро) и Японии (16,2 млрд евро).

Латиноамериканские страны произвели мебели больше, чем на 5 млрд. евро, 2/з из этого объема было выпушено в Бразилии.

Самое крупное мебельное производство принадлежит США, где в 2004 г. было выпущено мебели на 45,5 млрд евро, а доля этой страны в мировом производстве составила 21%. Затем следуют Италия (9,4%), Германия (9,2%) и Китай (8,9%) с объемом производства в размере около 20 млрд. евро у каждой из этих стран (табл. ).

В то время как мебельная промышленность Италии и Германии переживала в последние годы застой, китайская демонстрировала в течение последних пяти лет темп прироста в среднем по 12% ежегодно.


Быстро развивается мебельная промышленность в тех странах, которые становятся новыми членами Евросоюза (Болгария, Румыния, Турция, Хорватия, Македония, Албания). Хотя их совокупный объем производства составляет только 1,3 млрд евро (0,6% мирового объема), показатели роста характеризуются высокими темпами (в среднем на 10% ежегодно).

Оборот международной мебельной внешней торговли в 2004 г. составил 69,7 млрд евро, что примерно на 7% больше прошлогодних показателей. При этом отмечается незначительное увеличение экспорта-импорта у стран ЕС и Nafta. Наиболее высокие темпы роста характерны для государств — новых членов Евросоюза и азиатских стран.

Мебельные предприятия стран — членов ЕС экспортировали мебели на 34,9 млрд евро (т.е. почти 40% производства мебели в этих странах).

Второй по величине экспортирующий регион теперь — азиатские страны. Они экспортировали мебели примерно на 20,2 млрд евро, что составило около 30% мирового экспорта; по сравнению с 2003 г. рост объема мебели, вывезенной из стран Азии, составил 13%, при этом экспорт из Китая вырос на 25% и составил в 2004 г.

13,4 млрд евро. В противоположность региону Nafta (9,7 млрд евро), экспорт которого преимущественно идет в страны, расположенные за его пределами, азиатский экспорт в основном направлен в ЕС и США.

Регион Nafta с 22,3 млрд евро считается самой большой зоной импорта мебели. Крупнейший отдельный импортер — США с объемом в размере 18,1 млрд евро. Почти половина этого импорта происходит из Китая, 14% всего импорта в США идет из других азиатских стран.

С общим импортом в размере 35 млрд евро ЕС — вторая по величине импортирующая зона, причем рост импорта в этих странах по сравнению с 2003 г. составил 21%. Примерно 30% импорта ЕС поступает из Китая.

25 экспортирующих стран составляют 85% всей мировой мебельной торговли. Если рассматривать отдельные страны, то Китай — самый большой мебельный экспортер. На его долю приходится 19% всемирного экспорта. Италии принадлежит второе место, ее доля — 12% мирового экспорта. Германия, Канада и Польша заняли по итогам 2004 г. соответственно третье, четвертое и пятое места (табл. ).

Таблица Ведущие мировые экспортеры мебели в 2004 г


Самые крупные страны-импортеры — это США (18,1 млрд евро), Германия (6,7 млрд евро), Англия (5,6 млрд евро) и Франция (4,5 млрд евро).

25 стран Европейского сообщества составляют самый большой мебельный рынок с общим потреблением в размере 92,6 млрд евро, и соответственно 204 евро в среднем на жителя зоны EU-25 является самым высоким в мире показателем потребления мебели. Однако уровень потребления сильно варьируется в пределах отдельных стран: он превышает 300 евро на жителя в северных и немецкоязычных странах, а в новых странах — членах ЕС составляет лишь около 50 евро на человека.

Зона Nafta с объемом в 69,7 млрд. евро образует второй по величине мебельный рынок, примерно 32% которого обеспечивается импортом. На каждого человека здесь в среднем в год продается мебели на 165 евро. В Азии мебельный рынок составлял в 2004 г. 38,5 млрд евро, из этого на долю Японии приходится 50%, Китая — 17%. Объем рынка Латинской Америки — 4,4 млрд евро. Потребление в расчете на душу населения достигает всего 8 евро, почти как в России (по данным статистики).

В таблице 3.9 представлены показатели торговых балансов главных участников мирового мебельного бизнеса: от главного мирового экспортера — Китая с положительным сальдо торгового баланса в 13 млрд евро, до главного импортера — США с дефицитом в 15,3 млрд евро.

Таблица Конъюнктура мирового рынка мебели в 2004 г, млрд евро



Следует заметить, что рассматриваемые статистические данные приведены в оптовых ценах. В различных аналитических обзорах можно встретить другие показатели производства и потребления мебели, особенно когда указывается размер потребления на душу населения. Например, для Германии и США часто показывается объем продаж на душу населения, превышающий 400 евро, — это цифры, рассчитанные с учетом розничных цен. В Германии в отношении мебели, реализуемой через торговые сети, действует принцип 33—33—33. Это доли издержек: 33% затраты на производство. 33% — оптовые издержки и еще 33% — розничные.

В период 2000—2003 гг. доли стран в мировом производстве мягкой мебели распределялись следующим образом. Несомненным лидером были США, выпускавшие около 27% всего мирового объема, примерно равные доли — по 9% — принадлежат Германии, Японии и Италии, на третьем месте оказался Китай, выпуск которого составлял 7% мирового объема производства мягкой мебели. На доли Канады и Великобритании приходилось по 4%, Франции — 3%, Мексики — 2%, и Польша производила около 1% мирового объема. Прочие экономически развитые страны составили в совокупности 16% всей выпущенной в мире мягкой мебели. Доля России незначительна — всего 0,4%.

На современном этапе международный рынок мягкой мебели претерпевает значительные изменения, связанные с заметными сдвигами в территориальном размещении мебельных производств, прежде всего в географической структуре-, так что многие страны, которые еще недавно никем из крупных мебельных игроков не воспринимались всерьез, могут уже в ближайшее время потеснить мировых лидеров.

За последние 15 лет в число стран — крупных производителей мягкой мебели вошел целый ряд развивающихся стран и административных единиц: Китай, Тайвань, Гонконг, Малайзия, Индонезия, Таиланд и др. •

Одновременно с увеличением годового объема производства отечественной мебельной промышленности в 2006 г. существенно вырос и годовой объем импорта мебели в Россию как из стран дальнего зарубежья, так и из Белоруссии. Созданные в течение 1998—2000 гг. льготные условия для импортеров мебели сделали рынок мебели в России очень привлекательным. Наша страна прочно занимает 4-е место в мире — после США, Швейцарии и Норвегии — по годовому объему импорта мебели из стран — членов ЕС. В Россию импортируют мебель около 80 стран мира. В результате в 2000—2006 гг. относительная доля импорта мебели в общем годовом объеме ее продажи в стране увеличилась в 4 раза (табл. ).

Таблица

Динамика импорта мебели в Россию


Величина годового объема импорта в 2006 г. впервые превысила 1,0 млрд дол. США (USD), это больше уровня 2005 г. на 45,7% (табл. ). Одновременно несколько увеличилась стоимость импортируемой мебели основных видов. Особое внимание следует уделить росту годового объема импорта мебели в Россию из Китая: уровень 2006 г. выше уровня 2005 г. на 81,9%, а относительная доля Китая

в общем годовом объеме импорта мебели в Россию увеличилась с 6,2% в 2005 г. до 7,6% в 2006 г.

Уровень годового объема экспорта мебели из России в 2006 г. увеличился на 24,4% (по сравнению с 2005 г.) и составил 285,7 млн дол. (7753,6 млн руб.) — это 13,1% величины общего годового объема производства мебели в стране за 2006 г. (табл. ). Упомянутое расширение экспорта обеспечено преимущественно увеличением объема поставок в страны СНГ (на 61%) — уровень же годового объема экспорта в страны дальнего зарубежья увеличился лишь на 3%.

Величины относительного годового объема экспорта мебели из России в страны нашего континента таковы: в Германию — 35%, Казахстан — 17%, Францию — 7%, Швецию — 6%, Финляндию — 5%, Италию - 2%.

Таблица Динамика экспорта мебели из России


Анализ данных табл.  показывает: с конца 2005 г. по конец 2006 г. величина годового объема продажи мебели на российском рынке выросла на 27%, годового объема импорта мебели — на 45,6%, а годового объема производства — на 24,1% (в млн дол.). Величина

годового объема экспорта выросла в 2,7 раза по сравнению с уровнем 2001 г. .