Этика частной благотворительности русского купечества

Категория: Психология продаж

Частная благотворительность имеет глубокие исторические корни в России. Древнерусское общество, принимая христианство, с глубоким пониманием воспринимало вторую из основных заповедей — о любви к ближнему.

Любить ближнего — значит накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Древнерусский благотворитель не помышлял о том, чтобы добрым делом поднять общественное благосостояние, а более всего о. том, чтобы возвысить уровень своего нравственного личного здоровья.

«В рай входят святой милостыней», — говорили в старину, нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается. Древнерусские князья накануне больших праздников рано поутру делали тайные походы в тюрьмы и богадельни, где раздавали милостыню арестантам и убогим людям.

Во время правления Бориса Годунова случился трехлетний голод (1601-1603). Царь не жалел казны, щедро раздавал милостыню, предпринимал обширные постройки, чтобы дать нуждающимся людям заработок. Народ толпами валил в Москву, чем усилил нужду в столице. Началась сильная смертность. Об этом времени сохранилась история. Ульяна Устиновна Осорьина, вдова помещика, жена зажиточного дворянина, отличалась чрезвычайной скромностью и жалостью к бедным и убогим. Она обшивала сирот и немощных вдов в ее деревне; пряла, а свое рукоделье продавала и выручку тайком раздавала нищим.

В ее усадьбе было много челяди. Она ее хорошо кормила, не баловала, но щадила, хотя и не оставляла без дела. Во время великого голода она продала свое имущество и помогала голодающим. Сама дошла до нищеты, пекла хлеб из древесной золы и лебеды.

В середине XVII в. для России наступили тяжелые времена: борьба с Польшей за Малороссию, эпидемия, неурожай, падение курса медных денег. Ф.М. Ртищев, ближний постельничий, обер-гофмейстер при дворе Алексея Михайловича, а потом его дворецкий, т. е. министр двора, показал., как можно частную благотворительность отдельного человека соединить с общественной.

Во время Польского похода Ртищев сопровождал царя в экипаже. Он страдал болезнью ног, но по дороге он во множестве собирал в свой экипаж больных, раненых. Ехал до

ближайшего города, снимал дом, набирал врачебный персонал. Это лечение он устраивал на собственные деньги и вклады жены царя Марьи Ильиничны. Для престарелых, калек, слепых Ртищев купил другой дом, тратя на его содержание свои последние доходы. Этот дом под именем «Больница Федора Ртищева» существовал и после его смерти. Во время голода в Вологде Ртищев продал лишнюю одежду и домашнюю утварь и послал деньги вологодскому владыке (митрополиту) для бедного народа.

Знаменитая раскольница, боярыня Морозова, вдова приближенного царя Алексея Михайловича боярина Глеба Морозова, богатейшая женщина того времени, по ночам переодевалась в простое платье, желая быть неузнанной, ходила по темницам и богадельням, подавала щедрую милостыню. В доме у нее был приют для странников и калек.

Исторический образ боярыни Морозовой также являет собой пример величайшей благотворительности и любви к народу. Народная признательность нашла отражение в картине художника В.Сурикова «Боярыня Морозова».

Богата была Боярыня Морозова, и стала она после смерти мужа деньги дарить бедным и хилым, ходила по тюрьмам и богадельням, раздавала всем nuщу и одежду. В заботах помогала ей сестра княгиня Урусова.

Недоволен всем этим был царь, а более всего был сердит царь за то, что боярыня была веры народной, простой и не хотела признавать веру чужеземную. Задумал царь ее наказать за ослушание. Послал царь к ней архимандрита: «Переходи, боярыня, в нашу веру, и почет, и слава тебе будет, а не перейдешь — не снести воли своих головушек — ни тебе, ни твоей сестре княгине Урусовой».

Но была крепка в своей вере боярыня Морозова, и велика была ее слава, валом валил к ней простой народ и за помощью, и за поучениями.

Разгневался царь и велел связать в тюрьму Морозову и княгиню Урусову. Заковали в кандалы, посадили в сани и повезли на сыск боярыню. И пошло за ее колесницей народу видимо-невидимо. Стали пытать, поднимать на дыбу, жечь огнем, каменным железом. «Жгите меня, пытайте меня не отступлюсь от веры

народной! Пусть сожжет меня царь, я и на костре скажу народу слова правды».

Частная благотворительность таких людей, как Ульяна Осорьина, Федор Ртищев, боярыня Морозова, не останавливали голод и не прекращали несчастий, но улучшали нравы, будили общественную совесть. Они восстанавливали истинное значение христианской морали: теплое сострадание к людям, христианский смысл милостыни, уничтожение нужды, нищеты.

Побуждали к благотворительности купечество религиозность его, желание обрести благодать в жизни вечной через добродетели жизни земной, следуя евангельской формуле: «Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил».

• С конца XVIII в. благотворительность проявляется в виде меценатства — покровительства искусству, наукам, собирания библиотек, коллекций. Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора Морозова, собрания икон Рябушинского, опера Мамонтова, художественный театр Алексеева — Станиславского и Морозова — это яркие примеры русской благотворительности.

Со второй половины XIX в. все крупнейшие российские предприниматели занимались благотворительностью и меценатством. Третьяковы Павел и Сергий происходили от старинного, но небогатого купеческого рода. Павел с ранних лет помогал отцу торговать в лавке, а после смерти отца вел с братом все торговые дела. Отец дал детям полное домашнее образование.

Торговые дела шли успешно. Третьяковым принадлежала новая Костромская мануфактура льняных изделий, но огромные деньги Павел Михайлович тратил на покупку картин, так как хотел устроить в Москве национальную галерею, желая содействовать процветанию искусства в России.

Мамонтовы — эта семья весьма известная. Самой выдающейся фигурой был Савва Иванович (1841-1918). «Московский Медичи», «Савва Великолепный»— так его называли современники. Промышленник, строитель железных дорог, режиссер, писатель, скульптор — человек, который говорил, что главный его талант — «находить таланты». Его отец — хороший торговец, выходец из далекого зауральского города, где жили ссыльные декабристы. Он поощрял тягу сына к знаниям: Савва с детства знал французский и немецкий языки, окончил гимназию, поступил в Московский университет, учился в Петербургском горном корпусе. Таким образом, он прошел путь от провинциального купца до столичного московского предпринимателя.

Постепенно у Мамонтова появится интерес к театру, он сам играет Кудряша в пьесе Островского «Гроза». Затем отец отправляет сына в Персию, а потом в Италию изучать основы шелководства, подальше от театральных соблазнов. Но в Италии у него проявляются вокальные способности, он начинает петь и получает приглашение дебютировать в одном из миланских театров.

Прослышав об этом, отец срочно вызывает его в Москву и благословляет сына на брак с дочерью купца первой гильдии Лизой Сапожниковой, тем самым стремясь «образумить неразумное чадо». Однако его супруга разделяла идеалы Мамонтова и оказывала ему помощь и поддержку в его благотворительной деятельности.

После смерти отца 28-летний Савва Мамонтов становится обладателем огромного состояния. В это время Мамонтов знакомится со скульптором П. Антокольским, художниками В. Поленовым и И. Репиным и под их влиянием увлекается скульптурой и живописью. Когда скульптор П. Антокольский, женившись, нуждается в деньгах, Савва Иванович заказывает ему работу. Мамонтов оказывает материальную помощь без ограничений и условий В. Васнецову, М. Врубелю, Ф. Шаляпину.

В то же время Савва становится крупным железнодорожным предпринимателем, строит Донецкую железную дорогу, дорогу в Ярославль и до Архангельска. Расширяет вагоностроительный завод в Петербурге, где делают паровозы и корабли. В то же время он посещает выставки, музеи, театры, материально поддерживает художников и артистов, не бросает занятия скульптурой.

Вокруг Мамонтова образуется содружество художников — Мамонтовский кружок, представители которого длительное время жили в подмосковном имении Мамонтова Абрамцево. Домашний театр Мамонтова содержал столь талантливых певцов, что вылился впоследствии в Русскую оперу. Декорации к спектаклям театра выполнял поселившийся в его имении художник К. Коровин.

В 1899 г. судьба, благоволившая Савве Ивановичу, отвернулась от него. Он стал жертвой интриг высокопоставленных особ. Мамонтов был арестован и посажен в тюрьму, его колоссальное состояние было конфисковано. Выйдя из тюрьмы, он занялся скульптурой и керамикой и дожил до 1918 г. Савва Иванович Мамонтов был личностью не только творящей в искусстве, но и творящей атмосферу гуманизма, в которой живет подлинное искусство.

Одним из примеров русской благотворительности представляет собой деятельность династии хлопчатобумажных фабрикантов Морозовых. Династию основал вышедший на оброк крепостной Московской губернии Савва Васильевич, имевший сыновей Тимофея и Захара. Десятки тысяч рублей тратили Морозовы на меценатство: поддерживали Московский художественный театр, в Твери субсидировали прессу, собирали картины, строили клиники, богадельни, библиотеки.

Таким образом, русское купечество внесло огромный вклад в развитие национальной культуры своей благотворительностью, а также показывали своей деятельностью лучшие проявления нравственности, добра и блага для процветания отечества.