Психологические этапы процесса продажи
В условиях рыночной экономики многие компании столкнулись с проблемой реализации товаров и услуг. Спрос на высококвалифицированных специалистов в этой области — менеджеров по продажам, продавцов-консультантов, торговых представителей и других неуклонно растет. Одним из важнейших конкурентных преимуществ компаний в современных условиях являются правильная стратегия предприятия и правильная тактика продавца в процессе продажи, обусловленные высоким профессионализмом сотрудников, их умением работать с теми, от кого зависит успех любой компании, — с клиентами.
Профессионализм продавца проявляется в высоком уровне мастерства и мотивации, которые вырабатываются обучением и практическим опытом, оказывая влияние на результаты торговой деятельности.
Возникновение мотивов и формирование модели поиска происходит у покупателя обычно вне магазина. На втором этапе процесса продажи продавец может и должен активно включаться в процесс покупки.
Первое, что он призван сделать, — облегчить поиск, привлечь внимание к товару с помощью интересной выкладки, демонстрации товара.
Установив контакт с покупателем, продавец должен определить, насколько конкретна модель поиска, сделать ее более податливой, расширить ее (скажем, почему покупателю нужна обязательно рубашка из фланели и чем хуже рубашка из бумазеи или шотландки). Предложив товар, продавец стимулирует решение покупателя.
Пример. Женщина ищет летнее платье. По поводу одного из тех, что предложила продавец, замечает: «Это очень славное, но. на кого-нибудь моложе». Продавец доброжелательно приводит свои аргументы:
— Летом пестрое платье уместно и для женщины средних лет.
— Возможно, но оно светлое и будет быстро пачкаться, — парирует покупательница.
— Летом все равно приходится стирать чаще, далее и не очень светлое. К тому же этот материал легко стирается, — находит убедительный аргумент продавец.
Грамотные доводы продавца окажут влияние на решение о покупке, но при этом он должен быть тактичен и осторожен, уметь почувствовать психологический настрой покупателя.
Знание психологии покупателя и психологии процесса покупки позволит продавцу разрешить сложные задачи и тем самым сделать свой труд интереснее и содержательней.
Тактика продавца:
1. Продавец должен облегчить поиск товара выкладкой товаров и рекламными указателями.
2. Выяснить модель поиска покупателя: насколько она конкретна и «удобна» для магазина.
3. Нащупав модель поиска, продавец демонстрирует соответствующий товар, вызывающий желание.
Пример. Покупатель, испытывая сомнение, спрашивает: Это ведь сумка не из натуральной кожи?
Продавец: Да, это заменитель, но при этом сумка изящная и стоит намного дешевле.
Покупатель: А может, есть светлее?
Продавец: Светлее нет. Да и светлая хозяйственная сумка непрактична.
Оказывая воздействие на покупателя, продавец должен быть тактичен, осторожен, доброжелателен.
Пример речевого этикета продавца: «Вам очень повезло, эти галстуки большая редкость! Поздравляю, удачная покупка!», «Носите на здоровье! Сшито, как по заказу».
4. Акцентирование внимания покупателя на совпадение модели, на положительных сторонах расхождения товара с моделью поиска.
5. Учет дополнительных факторов, влияющих на решение о покупке.
6. Особая забота о реакции на покупку. Устранение сомнения после покупки.
7. Правильная, спокойная реакция на отказ покупателя от покупки.
8. При отсутствии товара, нужного покупателю, забота о смягчении его реакции и завоевании его расположения.
Этапы процесса продажи
Главная цель продавца — помочь покупателю удовлетворить его потребности, преодолеть его сомнение и привести к решению о покупке.
Процесс продажи традиционно делят на этапы :
Этапы и методы продажи


