Транспортировка живой рыбы в воде и без воды

Категория: Рыба как промышленное сырье

По пищевкусовым характеристикам живая рыба превосходит охлажденную и мороженую. Поэтому потребительский спрос на живую рыбу возрастает. В живом виде реализуют рыбу пресноводных водоемов. В осеннюю путину реализуют живую рыбу из прудовых хозяйств, а в весеннюю и осеннюю – из рек и озер. Морскую рыбу в живом виде продают в приморских городах – Мурманске, Владивостоке, Калининграде. Проводятся исследования по транспортировке живой морской рыбы (трески) в Москву, Петербург из Мурманска.

В живом виде транспортируют, хранят и реализуют рыбу, которая лучше переносит условия неволи, недостаток кислорода, воздуха. Сазан, сом, карп, толстолобик, амур, линь, язь, щука, налим хорошо переносят продолжительную транспортировку в крупные города. Лещ, судак, стерлядь, форель, треска, камбала, зубатка перевозятся на небольшие расстояния для снабжения местного населения. Перевозят живую рыбу в воде различными видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным (речным и морским), авиационным, гужевым. Для транспортировки и реализации рыбы в местах вылова используют гужевой транспорт (лошадей, волов, ослов). Применяют деревянные, металлические бочки, брезентовые чаны емкостью 250–500 л. В бочку объемом 250 л при температуре воды 10–12 о

С можно посадить 1200–1600 карпов годовиков. В брезентовые чаны загружаются на 1 м 3 воды угря, карася, стерляди, линя, карпа – 500 кг, леща, щуки – 350–400 кг, сига, форель, лосось – 200–250 кг.

Автомобильным транспортом перевозят рыбу на расстояния 100–150 км в пределах области. Используют бортовые ма шины, на которые устанавливают съемные цистерны, емкостью от 800 до 1600 кг товарной рыбы. Применяют и специализированные автомобили, оборудованные аэрационной установкой для продувки воздуха через воду. В таком автомобиле грузоподъемностью 3 т можно перевозить до 1,6 т карпа.

Больше всего живой рыбы перевозится железнодорожным транспортом. Используются специализированные вагоны с принудительной аэрацией системы ВНИОРХ. Такой вагон оснащен специальной электростанцией, которая приводит в движение вентиляторы, насосы, обеспечивает освещение. В вагоне имеются два резервуара для воды, емкостью 13,3 м 3 и 17,2 м 3. В таком вагоне можно перевозить до 8 т рыбы и более, при снулос— ти (гибели) до 5–8 %. Нормы загрузки рыбы в вагон зависят от вида рыбы и температуры воды.

 

Нормы загрузки рыбы в живорыбный вагон, т


Водным путем живую рыбу перевозят в прорезях (соймах), живорыбных баржах, изотермических судах. Прорези представляют собой плавучие садки со щелями (около 2 см) в

стенках. В среднем вмещается 1 т рыбы на 10 м 3 воды (соотношение 1: 10). В холодной воде плотность посадки увеличивается, в теплой – уменьшается. Скорость движения этого судна – 3–4 км/ч, при большей скорости рыба сдавливается, травмируется течением воды. Нормы загрузки рыбы в прорези зависят от температуры воды и вида рыбы

Нормы загрузки рыбы в прорези (кг/м 3 ) (данные Астраханского отделения ВНИРО)


Живорыбные баржи по размерам (длина до 60 м) значительно превосходят прорези, но устроены по тому же принципу. На носу, корме и посередине баржи находятся водонепроницаемые камеры, придающие плавучесть баржи, а между ними проточные садки для

живой рыбы. Емкость садков около 100 м 3, в них можно помещать до 20 т рыбы. Баржи тянут буксиром.

В изотермических живорыбных судах можно перевозить до 30 т рыбы. На каждый 1 м

3 воды загружают в зависимости от вида от 30–40 (форели, сига) до 140–160 кг (карпа, линя, карася, сазана) рыбы.

На самолетах, вертолетах перевозят посадочный материал, производителей, оплодотворенную икру и молодь рыб на разных стадиях развития и даже товарную рыбу, применяя для этого полиэтиленовые и хлорвиниловые пакеты емкостью 6—10 л.

При транспортировке живой рыбы требуется воды не менее половины массы рыбы. Это делает транспортировку более дорогой и повышает розничную цену на живую рыбу. Поэтому проводятся исследования возможности транспортировки живой рыбы без воды, обычно на самолетах и вертолетах. Для сохранения продукции можно применять анестезию (наркоз), антибиотики и низкие температуры.

Анестезией (наркозом) вызывают сон с потерей сознания и болевой чувствительности, при этом снижается степень накопления продуктов жизнедеятельности. Транспортировка под наркозом крупных рыб является желательной. Это уменьшает усилия по отлову и загрузке рыб и снижает их травмированность.

Разработана технология транспортировки гидробионтов в состоянии переохлаждения.

Быстрым замораживанием рыбы без воды до —1–3 о С переводят ее в состояние устойчивого переохлаждения и поддерживая такую температуру осуществляют перевозку.

Перевозка живой рыбы во влажной атмосфере считается достаточно перспективной. Но широкого распространения не получила. Надежность этого метода обеспечивается непродолжительной транспортировкой (1–4 ч) и поддержанием низкой температуры.