Кожаные изделия

Категория: Одежда

Инструменты н материалы

Набор для батика, плавильня для воска, ножницы, клей, калька, молоток, косточка, шерфо-вальный нож, прибор для выжигания, штампы, шило, гравировальный нож, резцы.

Накладки

Издавна применяемый способ отделки кожаных изделий — накладки: кожаная торба с накладками была предшественницей

сумки с чеканкой. Накладка — рациональный способ отделки, так как она может служить заплаткой для сокрытия небольших пороков кожи, а также для уплотнения кожи в слабых местах. Б Венгрии отделка накладками применялась для украшения различных скорняжных изделий, накладками украшали также торбочки и сумки, туфельки и сапоги — предметы, при изготовлении которых требовалось большое мастерство.

Для крупных предметов, таких, как сумки, можно изготовлять накладки из более толстой кожи. Но их приходится прикреплять двухигольным шитьем или на швейной машинке. Шов должен располагаться на расстоянии 1-2 мм от края. Целесообразно перед этим в двух-трех местах закрепить накладку на изделии клеем, чтобы она не сползала во время работы.


Каждый образец этих накладок имеет свою символику. Не будем расшифровывать их все, ограничимся лишь североамериканским украшением из скорлупы ореха, приведенным в книге Тибора Богроди «Искусство племен», оно называется «Буйная радость».

Накладки можно изготовить из текстиля. Они появились здесь благодаря мотивам, роднящим их с кожаными накладками, Контуры их неровны, поскольку работать с текстилем труднее из-за осыпающихся краев.

Батик

Батик — в первую очередь используемая для текстиля техника, но он традиционно применяется и для отделки кожи.

Во время росписи в технике батика узор наносится на кожу не красками, а расплавленным пчелиным воском, затем изделие по усмотрению автора окрашивается в какой-то цвет, при этом части, закрытые воском,сохраняют свой первоначальный цвет.

После росписи воскуда-лите многократными сгибаниями, тупым ножом или ручкой ножа.

Отделке батикам подлежат только кожи натурального цвета или кожа, окрашенные в бочках.

В процессе работы нужно использовать горячий расплавленный воск. Для этого понадобится плавильня. позволяющая поддерживать постоянную температуру воска.

Роспись производите ровными, мягкими движениями

Мотивы по возможности выбирайте простые, так как воск очень быстро застывает; в том месте, где линия будет прервана, а затем продолжена, образуется утолщение.

Совет мастера

Пробы лучше провести не на коже, а на бумаге. Работать будет удобнее и изделие станет лучше, если вы приобретете специальный набор для батика, в который входят краски «резерв» и огнеупорные стеклянные трубоч-киразного диаметра. Вместо специальных красокможно использовать набор дляроспи-си пасхальных яиц.

Рельеф

Рельеф украсит изделия из любой кожи. Иногда его присутствие в изделии обусловлено технологией использования предмета. Для разного типа кож применяются различные способы создания рельефа.


Для получения рельефа самым простым способом наклейте тонкий шнур между двумя слоями

кожи.

Этот способ применим лишь для тонких мягких кож и годится для подчеркивания рельефов прямых или плавно закругленных линий, например, для поясов или оформления края предмета в качестве отделки. Для каждого изделия с подобным рельефом необходимо сделать подкладку.

Для изготовления рельефа с помощью шнура на изнаночную сторону кожи нанесите линиями узор, затем по этим линиям материал намажьте клеем. Сам шнур также намажьте клеем. Выдержав необходимое время, наложите шнур по линиям узора. Потом нанесите клей на подкладку — ее целесообразно выкроить чуть большего размера — и тот материал, на котором находится шнур.

При наложении материалов друг на друга подкладка всегда должна находиться снизу. Кожа, на которую будет нанесен рельеф, осторожно кладется сверху на подкладку; в противном случае кон-тур рельефа проступит на подкладке.

Гладкие места слегка отбейте молотком, а рельефный образец подчеркните с помощью косточки. После этого остается лишь обрезать лишние выступающие части подкладки.

Для получения рельефа на толстой коже используется деревянная подставка или толстый линолеум. Б них сделайте углубление по узору рельефа.

Обе стороны кожи слегка смочите клеевой водой (слабый раствор ПБА) и положите на подставку лицевой поверхностью. Образец отстучите вокруг, затем с изнаночной стороны вотрите узор в прорези по рельефу. После этого все переверните и положите под груз для просушки.

Северная вышивка

Традиционный материал для северной вышивки по коже — подшейный волос оленя, очень красивый, необыкновенно длинный и блестящий, но из-за ломкости его нельзя просто вдеть в иглу и вышивать, поэтому народные мастера изобрели неизвестные где-либо еще накладные швы из пучков подшейного волоса.


Пучок из волос тщательно выровняйте и прикрепите к основе тонкими цветными нитками. Существует множество разных особых швов, образующих красивые рельефные орнаменты в виде жгутов, косичек, цепочек и зигзагов.


Очень красивы комбинированные швы, сочетающие технику продержки и вышивки. Их выполняют обычно на темной

коже. В парные разрезы проденьте кожаную полоску, а сквозь ее наружные участки протяните олений волос. Несмотря на простоту приема, удается получить большое разнообразие орнаментов.


Для изготовления еще одного типа орнаментов выложите узор из узких ремешков тонкой кожи и пришейте его к основе ровными продолговатыми стежками контрастного цвета, которые создают дополнительный декоративный эффект.

Обтяжка

Техника обтяжки подходит для выполнения множества предметов — сережек, браслетов, заколок, обручей для волос, брошей, колье, рамочек для фотографий.


Для обтягивания заготовок используется мягкая кожа. Основу вы можете сделать сами из плотного картона, тонкой металлической пластины, если изделие будет подвергаться нагрузке, или взять готовую из пластмассы. Картонная и пластмассовая заготовки подойдут для сережек, колье, неразъемных браслетов и рамочек Обручи для волос и разъемные браслеты лучше сделать на основе из гибкого металла.

Если вы хотите, чтобы изделие было выпуклым, перед обтяжкой наклейте на основу поролон. Подготовив основу, вырежьте

детали из кожи с припуском на подгибку. Для мелких изделий (сережки, броши) достаточно 4-5 мм, для более крупных изделий — не менее 1 см. Изнаночную деталь выкраивайте без учета припуска. Лучше, если она будет меньше основы на 1 -2 мм. Края кожаных заготовок тщательно сшерфуйте, чтобы места соединений были как можно менее заметны.

Гораздо лучше и интереснее выглядит изделие, в котором обтяжку начат с изнанки, после чего лицевую сторону задекорировали, например, в технике жмурки.

Жмурка (драпировка)

Это один из самых простых и эффектных способов обработки кожи. Жмурку можно использовать для декорирования любых изделий — от мелкой бижутерии до панно внушительных размеров.

Выполняется жмурка из мягкой пластичной кожи. Мастерство заключается в том, чтобы предварительно щедро смазанную клеем кожу наклеить на основу, быстро формируя пальцами складки. Складки могут быть произвольными или уложенными по рисунку.


Сначала попробуйте сожмурить кожу на бумаге. Самый подходящий для этого клей — «Момент». Формировать складки на коже можно по-разному: пальцами, при помощи пинцета, шила или лопаточки от старого маникюрного набора.

Дайте жмурке подсохнуть и осторожно оторвите бумагу, затем сшер-фуите и подогните внутрь края. Теперь можно подклеивать декор к основе. Б качестве основы можно использовать любой предмет, который вы хотите украсить.


В технике жмурки можно выполнить очень похожие на настоящие листочки. Вырежьте вашу заготовку по форме листа, защипните центральную линию, а от нее сформируйте прожилки, придающие листочку естественный вид.

Чтобы детали декора лучше приклеились, зачистите их обратную сторону крупной шкур-кой. Вы можете собрать сложный декор из нескольких деталей.


Из кусочка кожи несложно сделать розочку. Сначала сверните середину цветка. Плотно склейте кожу в несколько оборотов. Затем выполните расходящиеся лепестки. Чуть сожмурьте и изогните кожу, одновременно приклеивая ее вокруг венчика.

В бижутерии, когда изделие не испытывает нагрузок, декор достаточно приклеить, в таких изделиях, как пояса или сумки, его следует приопрочигпь.

Термо-

и влагообработка

Кожа — это живой материал, под воздействием воды и тепла легко деформируется, поэтому ее можно формировать так, как вам нужно.


Чтобы кожа лучше держала форму, намочите ее с изнаночной стороны водой с добавлением клея ПВА, а затем натяните на болванку нужной вам формы. Края ее должны быть скруглены, чтобы не испортить изделие.

Форму с усилием вставляйте в изделие до тех пор, пока оно не растянется по форме болванки. При изготовлении ваз для сухих цветов влажную кожу натяните на готовую емкость и оставьте до полного высыхания.

Если вы делаете бутыль с маской, нужно вначале натянуть кожу на готовую маску из папье-маше.

Формование кожи пригодится и в том случае, если ваша сумка потеряла форму (это относится к изделиям из сыромятной кожи, выполненным без подкладки). Для этого увлажните сумку, обмакивая ее в теплую воду, а затем высушите, придав ей руками нужную форму.

Еще лучше сохраняет форму кожа, подвергшаяся термообработке. Простейший известный вариант— "жареные" пуговицы. Вырежьте кружок большего диаметра, чем требуется. Расположите на нагретой чугунной сковороде,

разумеется, чистой, без масла. Постепенно кружок кожи прогнется вверх и примет полусферическую форму. Старайтесь не «пережарить» кожу. В этом случае пуговицы становятся хрупкими и ломкими, и их невозможно будет использовать в изделиях.


Пуговицы получаются лучше, если не нагревать их на сковороде, а аккуратно наколоть кружок на иголку и подержать над свечой.


В такой технике легко выполняется любой декор. К примеру, лепестки цветков небольшого букетика, украшающего заколку, можно изготовить так же, как и «жареные» пуговицы, только основу придется вырезать в форме цветков. После термообработки цветок примет желаемую форму

Выжигание

При помощи выжигания можно преобразить некоторые изделия из кожи. Лучший материал — юфть и жесткая сыромятная кожа.

Продумайте узор, прорисуйте его, перенесите на кальку, а затем аккуратно на кожу.

Сначала отрегулируйте мощность прибора для выжигания и проверьте на небольшом кусочке.


Когда закончите выжигание орнамента, подто-нируйте фон морилкой или раствором марганцовки нужной вам интенсивности.

Кожа при нагревании плавится. Старайтесь ее не пережечь, чтобы не испортить изделие.

Тиснение, штамповка, гравировка

Рельефную обработку вы сможете выполнить несколькими способами: тиснением, штамповкой, гравировкой. Гравировка и тиснение — сложные операции, для их выполнения требуются серьез ная подготовка и опыт. Эти виды обработки кожи издавна использовались в кожевенном производстве и очень ценились.

Для тиснения лучше использовать кожи толщиной 0.8-1.2 мм. Для гравировки пунктиром и штамповки пригодна кожа 1,5 и 3-4 мм. Лучший материал — телячья кожа. Она имеет красивый внешний

вид и требует минимального декора. Для изготовления поясов, женских сумок, альбомов, переплетов, футляров пригодна коровья кожа толщиной 2,5-4 мм. Прочная и сравнительно недорогая овечья кожа толщиной 1.2— 2 мм хороша для мелкой пластики.

Орнамент сначала нарисуйте на бумаге. Переведите рисунок на кальку, прикрепите ее клейкой лентой или скрепкой к заготовке и осторожно подавите острым инструментом на кожу.

Недопустимо использовать копировальную бумагу и повторно проводить по линиям рисунка на кальке.

Перед обработкой специально подготовьте ко- жу. Легкую тонкую кожу увлажните со стороны бахтармы губкой. Тяжелую толстую кожу сначала тщательно вычистите, детали

опустите на 1-2 мин в воду. Затем разложите кожу на гладкой поверхности мраморной плитки. Мокрую толстую кожу на ночь заверните в бумагу, это поможет придать ей необходимую мягкость.

Традиционное плоское тиснение бывает контурным и рельефным. При контурном тиснении видимый на коже рисунок углубляйте острым концом гравировального инструмента до тех пор, пока рисунок не проявится слегка со стороны бахтармы. Если кожа высохнет, опять ее увлажните.


Рельефное тиснение является логическим продолжением контурного. Скосите и придавите кожу вокруг контуров ложкообразным концом инструмента.


Бы можете выполнить штамповку—тиснение кожи штампами. Перед работой также увлажните кожу. Поставьте штампы в вертикальное положение и получите оттиск.


Проще сделать выпуклый орнамент, это можно выполнить несколькими способами.

Заготовку с узором уложите бахтармой вверх. Вдавливайте рельеф паль-цами постепенно, пока кожа не растянется. Рельеф со стороны бахтармы смажьте ПВА. Углубления заполните ватой.

Для другого варианта вам потребуются рельефные заготовки из картона или пластмассы. Кожу (лучше всего юфть") размочите в горячей воде и расправьте на рельефе. Рельеф обожмите лопаточкой, начиная с выемок. Когда изделие высохнет, сшерфуйте края на 6 мм и повторите весь процесс, предварительно смазав изнанку клеем. Оставьте изделие сохнуть на сутки.

Для получения рельефа на толстой коже используйте деревянную подставку или толстый линолеум. В них сделайте углубления по узору рельефа. Обе стороны кожи слегка смочите клеевой водой и положите на подставку лицевой стороной вниз. Рельеф обстучите молотком, затем с изнанки вдавливайте узор вокруг рельефа. После этого изделие переверните и оставьте под прессом до полного высы хания кожи.

Если вы выбрали гравировку как способ отделки, начните с тщательной проработки эскиза. Перенесите узор на кальку, а с нее — на увлажненную кожу. Вырежьте линии на треть толщины.

Лучшее приспособление для гравировки — гравировальный нож: рельеф острым концом продав-пивайте, тупым концом углубляйте и скашивайте края изделия.

Те же самые операции вы сможете выполнить при помощи скальпеля. Можно использовать предметы старого маникюрного набора, шило.

Постепенно смачивая кожу водой, начните расширять линии. Сгладьте острые углы и высушите изделие. С помощью син-гетических анилиновых красителей, акварели, чернил окрасьте некоторые участки кожи.

Поверхность изделия попробуйте обработать тональным кремом. Линии рельефа заполните просителем с помощью рейсфедера.

Интарсия

Этот способ декоративной обработки кожи напоминает инкрустацию — с той разницей, что интарсия выполняется на коже.


Тщательно продумайте узор, чтобы он не был перегружен деталями. Перенесите его симметрично на два куска кожи разного цвета. Оба рисунка должны идеально совпадать. Острым ножом аккуратно вырежьте узор на заготовках и поменяйте вырезанные куски местами, смазав по контуру клеем «Момент».

Можно, не вырезая узор до конца, снять лишь верхний слой кожи. Прорежьте контурные линии острым ножом, не прорезая кожу насквозь. Б угол рисунка введите наклонно нож и начните постепенно отслаивать верхний слой кожи. Оголившийся участок покройте желатином и окрасьте морилкой или анилиновыми красителями, заранее выбранными в соответствии с общим колоритом изделия,

Интарсию можно применять научастках, не подвегающихся механическим нагрузкам.

Резьба

На толстой коже выигрышно выглядит резьба.

Для выполнения резьбы вам потребуется нож или резец.


Перед вами правильное положение инструмента во время работы.

Переведите рисунок на кожу. Вырежьте линии и углубите их. Обычно кожу прорезают в половину толщины. Линии надрезов не олжны пересекаться.

По линиям надрезов несколько раз проведите палочкой с тупым концом. Некоторые участки можете затушевать штампами.

Интересно выглядит изделие, отделанное «под старину». Для этого подчеркните контраст между темной углубленной и светлой выпуклой поверхностями. Вырезанные канавки, как и при гравировке, заполните красителем.

Если в качестве красителя вы воспользуетесь акрилом, окраска изделия будет настолько прочной, что подобный декор подойдет и для украшения сумок из сыромятной кожи, так как не будет смываться водой.

Золочение

Для украшения некоторых изделий (панно, декоративные бутылки, бижутерия) используется золочение. Для этого вам потребуется термофольга, один слой которой состоит из лавсановой пленки, а другой, нижний, — из металлической пудры.

Термофольгу с калькой прикрепите к коже, проведите по рисунку слабо нагретым выжигателем.

Аппликация

Аппликация — способ создания орнаментов или художественных изображений путем наложения (нашивки) на бумагу, ткань и т. п. разноцветных кусочков материи или бумаги. Аппликация на коже ничем не отличается от аппликации на ткани или бу-маге. Этот вид художественной обработки может быть использован для украшения любых кожаных изделий.

Лучший материал для аппликации на мелких или подвергающихся деформации изделиях — тонкая перчаточная кожа. Эта кожа пластична, хорошо тянется, повторяет изгибы. Для панно, сумок подойдет и более толстая кожа.

Приклейте аппликацию, если она украшает изделия, не подвергающиеся механическому воздействию (панно, декоративные бутыли, вазы, абажуры). Во всех других случаях пристрочите ее или закрепите при помощи декоративной оплетки.

Используя аппликацию, можно сделать вставки, поставить заплаты, придав более современный вид любимым старым вещам


Перед началом работы проверьте прочность окраски кожи. Для этого намоченную кожу поместите между двумя белыми кусочками ткани или просто листами бумаги. Если ткань или бумага останутся белыми, то кожа пригодна для дальнейшей работы.


Продумайте узор и последовательность присоединения декора. Вырежьте шаблон узора, поместите шаблон на изделие с изнаночной стороны. Аппликацию пришивайте на машинке швом «зигзаг" или простой строчкой.


Можно прикрепить детали аппликации ручным способом — оплеткой или швом «козлик».


Край аппликации вы можете обработать шнурком. Накладку-аппликацию прикрепите к основе

резиновым клеем, а затем отстрочите. Кромку обработайте ножницами «зигзаг» или сделайте фестоны маленького диаметра.


Для выполнения объемной аппликации используется обычная вата. Когда аппликация будет

пришита, проделайте со стороны изнанки прорези и через них введите наполнитель.


Наиболее сложная аппликация — совмещенная с техникой ришелье. Нижние участки аппликации можно изготовить не только из кожи, но и из парчи. трикотажа, гобелена, бархата. Подготовьте детали орнамента, широкие места проложите тонким поролоном. Прикрепите работ) к подкладке, приклейте и отстрочите ее «зигзагом».


Узкие полоски кожи — неплохой материал для геометрически строгого кожаного набора, например квадрата. К внутреннему маленькому квадратику кожи 1 с одной стороны пристрачивается полоска 2, к этим двум элементам сбоку пристрачивается более длинная полоска 3 и т. д. На рисунке полоски пронумерованы в порядке их пришивания.


Если в вашем распоряжении кроме полосок есть небольшие квадраты и треугольники из кожи, попробуйте изготовить из них предложенный набор. Он выглядит более нарядно. Так из ничего можно сделать симпатичную кожаную сумку или декоративную подушку для кресла или автомобильного сиденья.

О кожаной обуви

Обувь является предметом первой необходимости и относится к важнейшим потребительским товарам. Современная обувь должна отвечать комплексу требований. Основные требования —эксплуатационные, эстетические, функциональные.

Эстетические требования отражают соответствие обуви современной моде, стилевому направлению; это красота и оригинальность модели, целостность композиции, качество технологического исполнения с точки зрения влияния его на внешний вид Обуви.

Функциональные требования заключаются в том, чтобы обувь  соответствовала своему назначению. Обувь должна защищать стопу ноги от воздействия высоких и низких температур, от влаги, соответствовать антропометрическим показателям (размеру, полноте).

Большое значение имеет такое требование к обуви, как надежность. Обувь должна быть долговечной, безотказной, ремонтопригодной.

Долговечность определяется сроками морального и физического износа. Моральный износ обуви — это потеря обувью свойств потребительской ценности из-за несоответствия моде. Физический износ обуви — это ее разрушение механическое или биологическое из-за действия бактерий, грибков. Обувь должна быть легкой, так как в тяжелой, жесткой обуви человек затрачивает много энергии при ходьбе и быстро устает.

Конструкция обуви должна обеспечивать легкость надевании.

Кожаная обувь

Обувь является предметом первой необходимости и относится к важнейшим потребительским товарам. Основные требования - эксплуатационные, эстетические, функциональные.

Эстетические требования отражают соответствие обуви современной моде, стилевому направлению это красота и оригинальность модели, качество.

Функциональные требования заключаются в том, чтобы обувь соответствовала своему значению. Обувь должна защищать от воздействия температур, от влаги, соответствовать антропометрическим показателям (размер, полнота).

Большое значение имеет такое требование к обуви, как надежность. Обувь должна быть долговечной, безотказной, ремонтопригодной.

Долговечность определяется сроками морального и физического износа, моральный износ- потеря потребительской ценности из-за несоответствия моде. Физический износ - ее разрушение, механическое или биологическое. Обувь должна быть легкой, конструкция обуви должна обеспечивать легкость надевания и снятия.

Кожаная обувь относится к товарам сложного ассортимента, отличается большим разнообразием. Кожаная обувь подразделяется

По назначению: бытовая (массовая, модельная), спортивная, производственная, медицинская.

По половозрастному признаку: подразделяют на мужскую, женскую, мальчиковую, девичью, малодетскую, для ясельного возраста, пинетки. Делятся на 9 групп: мужская (размер 24,5 - 30,5), женская (21,5 - 27,5), мальчиковая (22,5- 24,5).

Размер - длина стопы в сантиметрах.

Полнота - определяется окружностью колодки в ручковой части стопы и обозначается порядковым №, с 1 по 9-й в метрической системе.

По виду конструкции верха:

а) сапоги прикройные, вытяжные, с подкладкой, с жестким подноском или без них;

б) ботинки - с отрезной союзной, круговой союзной, на строенными берцами, с застежкой.

По материалу верха: юфтевая, хромовая, с верхом из тканей и нетканых материалов, с верхом из синтетической и искусственной кожи, фетровая

По материалу низа: на подошве кожаные, из пластмассы, резины, войлочной, из пластика, кожи, из синтетического каучука

По методу крепления низа: клеевую, фантовую, сандальную                                                                                   По высоте каблука

По цвету верха: черная, цветная, яркая, светлая, белая, комбинированная

По способу закрепления на ноге: на шнурках, на пуговицах, кнопке, застежке-молнии

По способу производства: бывает механического и ручного способа производства.

По характеру исполнения - модельная и повседневная.

По видам классифицируется: сапоги, сапожки, полусапожки, унты, ботинки, туфли, сандалеты, спортивные, дорожные, сандалии, туфли комнатные.

Обувь различают по фасонам и моделью.

Фасон - определяется формой, шириной и выстой каблука. Фасон зависит от моды.

Модель - определяется формой деталей верха обуви, отделкой, видом и цветом обувного материала, украшений.

Контроль качества обуви проводится в два этапа:

1) проверка качества обуви по внешнему виду;

2)  проверка физико-механических показателей качества обуви.

Покупатель может обменять обувь или по его желанию может быть возвращена полная стоимость обуви на день покупки. Обувь хранят в сухих, чистых, проветриваемых помещениях при температуре не ниже 14 и не выше25с и относительной влажности воздуха 50-80%. Хранят в коробках на стеллажах, на обувь не должны попадать прямые солнечные лучи.

Сшивание изделий из кожи

Инструменты и материалы

Швейная машина, разметочный циркуль, колодка, сапожный молоток, иглы — тонкие короткие и трехгранные шорные, — нитки, клей.

Ручные швы

Для сшивания мягкой кожи вам потребуются тонкие короткие иглы, а для жесткой и более толстой — специальные шорные иглы с острием трехгранного сечения.


Если вы сшиваете кожу по заранее намеченным шилом отверстиям, воспользуйтесь иглой с затупленным концом или

использованной иглой от шприца. Она вставляется в отверстие с одной стороны, а швейная игла—с другой упирается своим кончиком в скос иглы от шприца и вдавливает ее сквозь отверстие, легко протаскивая нитку.

Возьмите иглу, сделанную из машинной. Работайте двумя способами.

Ручная имитация машинного шва. Проденьте в петлю, образованную на поверхности движущейся обратно иглой, вторую крепкую нитку


Тамбурный шов. Он

менее надежен, потому что, если нить в одном месте перетрется, он распустится полностью. Можно применять как для соединения деталей, так и для декорирования.



Двухигольиое шитье — наиболее часто используемый вид ручного шва. Нитки во время шитья должны быть правильно подобраны по размеру. Кожу шьют ниткой так называемой двойной продержки. Но если у вас нет практики, длинные концы ниток усложнят вам работу, поэтому отрежьте нитку для одинарной продержки (на ширину раскинутых рук).


Если нитка толстовата для иглы, утончите ее конец. Для этого развейте концы на длину 5—7 см (лен и пенька обычно состоят из 2-3 сложений"), затем, расчесывая и вытягивая ножом, проредите и выворсуйте. Слегка смо-

чив пальцы, движением к себе скрутите, положив на колени или на гладкую, но нескользящую поверхность каждую нить в отдельности, и потом в противоположном направлении оба конца вместе. Перед шитьем нитку 2-3 раза протяните через пчелиный воск или парафин. Нитка становится гладкой и во время шитья не ворсится.


Когда вы шьете двумя нитками, традиционного вдевания нитки недостаточно. Чтобы закрепить короткий тонкий конец нитки в ушке иглы, иглу проденьте 3 раза между сложениями нити.


Разметочным циркулем наметьте линию шва, а если есть ролик, то и размер стежков. Зажмите сшиваемый кусок кожи в колодку

так, чтобы линия шва выступала над краем колодки примерно на 1 см. Проколите шилом кожу таким образом, чтобы наклон прокола к линии шва образовывал угол приблизительно 45. Сшивание начните из дальнего угла кожи, зажатой в колодку направление проколов должно быть от вас наружу. Чтобы шов получился прочным по краям, шитье начните со второго отверстия обратным стежком в первое. Если вначале на нитке получился узел, он должен оставаться между краями сшиваемой кожи. В левой руке одна игла, в правой — шило, в нижней части которого пальцами захватите вторую иглу. Правой рукой сделайте прокол и сначала введите иглу из левой руки так, чтобы она была наклонена немного вниз.

Совет мастера

При ручном сшивании такого плотного мате-риала, как. кожа, вам не обойтись безметаллического наперстка. Чтобы избежать косых проколов, попрактикуйтесь сначала на отдельном кусочке кожи.


Не выпуская шила из рук проденьте иглу из левой руки, направляя ее немного вверх. Затем еще раз сделайте прокол и проденьте иглу сначала левой, потом правой рукой. Б конце шва сделайте два стежка в обратную сторону с помощью круглого шила, чтобы не перерезать нитку, затем проденьте иглу через следующие два прокола между двумя слоями кожи и там, внутри. завяжите.

Совет мастера

Запаситесь терпением и научитесь держать и шило, и иглу в правой руке одновременно (вначале это будет очень трудно), тогда шитье будет быстрым и ритмичным, а шов станет намного ровнее.

Готовый шов слегка отбейте сапожным молотком. Шов на изделиях мож-


но использовать, оставив края кожи открытыми. Сшитые края с внешней стороны можно обтянуть тонкой кожаной полоской, прямой или с резными, зубчатыми краями.

Двухигольныйшов применяется для сшивания прочной кожи, например при изготовлении сумок.

Тонкие кожи сшивают при помощи одной скорняжной иглы швом через край или выворотным швом. Скорняки таким способом вручную шьют полушубки. Более мягкие кожи по качеству близкие к текстилю, можно шить на швейной машинке.

Северный шов. Очень интересным традиционным способом народы Севера издавна соединяют детали своей одежды,

обуви, сумок, рукавиц. Линии кроя они подчеркивают кантами из светлой, чаще всего белой, кожи.

Этот шов прочен и не имеет сильных утолщений, поэтому он идеален для шитья обуви: северные народы свои кожаные или меховые сапоги — торбасаиун-ты—шили именно так. Если вы захотите изготовить мягкую домашнюю обувь, этот шов пригодится вам для соединения верхней части с подошвой.


Скроите две отделочные полоски из мягкой и тонкой кожи: одна шириной 1-1,5 см, другая — 3-4 мм и чуть большей длины, чем первая. Сшиваемые детали сложите вместе бахтармой внутрь. Широкую отделочную полосу согните пополам и вставьте между основными деталями. Сгиб этой полосы должен выступать над краями деталей с одной стороны. Выпуск кожи другого цвета придаст шву нарядный вид.


Проложите шов, скрепляющий сразу все эти четыре детали. Обе основные детали и сложенную вдвое широкую отделочную полоску прокалывайте иголкой с ниткой. При этом узкую полоску прихватывайте нитью косым декоративным стежком. Получается красивый цветной кант, обрамленный рельефной каймой наподобие перевитого шнура.


Не забудьте,что, когда вы выкраиваете узкую полоску для каймы, ее нужно сделать немного длиннее, она образует вшверядмаленькых бугорков.

При желании и сноровке можно проложить такую же узкую кайму и с другой стороны.

Жесткая кожа, которая с трудом прокалывается иглой или шилом, легче шьется, если ее чуть увлажнить.

Машинные швы

Тонкая и мягкая кожа неплохо шьется на бытовой швейной машинке. Для соединения более толстых кусков кожи встык используйте шов «зигзаг». Лучше всего, благодаря своей особой конструкции, справляются с кожей любой толщины старинные швейные машины с качающимся челноком (он имеет продолговатую форму и похож на пулю).

Под лапкой швейной машины кожа ведет себя иначе, чем ткань, и довольно заметно тянется. Получается, что верхняя деталь под лапкой вытягивается. а нижняя, наоборот, поса-живается зубчатой рейкой двигателя ткани. Шов «ведет», особенно если куски кожи отличаются по толщине даже незначи-

тельно. Чтобы избежать смещения, предварительно проклейте шов резиновым клеем или клеем «Момент». Это не позволит деталям заметно смещаться относительно друг друга.

Н. П. Коноплева советует протирать место будуи{его шва тряпочкой, намоченной вма-шинном масле. Однако это не всегда приемлемо, таккак масломо-жет оставить жирные пятна на многих видах кож.

Строчку на параллельных краях прокладывайте каждый раз в одну и ту же сторону. Например, вшивая молнию, нельзя делать это за один проход, в конце молнии поворачивая и пристрачивая другой ее край в обратном направлении. Оба шва проложите отдельно в одну и ту же сторону.

Тонкую и мягкую кожу лучше строчить, подложив полоску кальки, которую потом легко оборвать. Она придаст швужесткостъ,строч-ка ляжет ровнее, не будет стягивать кожу.

Несмотря на кажущуюся прочность, машинные швы на коже легко распускаются. Нитки испытывают в коже трение меньше, чем в ткани, поэтому концы ниток обязательно протащите на изнанку и надежно завяжите на несколько узлов. При шитье лучше использовать швейные иглы 95—120 трехгранного сечения. Установите регулятор длины стежка на максимум и ослабьте натяжение нити. Нитки вам потребуются тонкие, прочные и упругие, поэтому используйте суровые хлопчатобумажные и льняные нити или крученый шелк.

Крепкие капроновые нити или бесцветная синтетическая мононить не подойдут для машинной строчки по коже, потому что слишком прочны и малоэластич-ны. При нагрузке на шов кожа будет растягиваться больше, чем нитки, в результате нитки начнут ее постепенно прорезать. Шов останется целым,а сшитая им кожа может прорваться.


Шов «вразворот». Детали со сшерфованными со стороны бахтармы краями скрепите лицом к лицу. Отстрочив шов, разверните и удалите остатки резинового клея. С изнанки шов слегка простучите деревянным молотком. Затем со стороны бахтармы на припуски шва нанесите немного клея «Момент» и придавите их к основной детали.


Когда при шитье бах-тармяная сторона кожи плохо скользит, подложите снизу тонкую бумагу,которая затем легко удаляется.

Чтобы сделать этот шов прочнее, приклейте с изнанки тесьму и отстрочите ее с лица вдоль шва с двух сторон.



Чтобы украсить шов «вразворот», сделайте кант, проложив его между соединяемыми деталями.


Выворотный шов. Соединяемые детали сложите лицевыми сторонами и стачайте по краю. После выворачивания на лицо сделайте вторую строчку на расстоянии 4 мм и более от края.

Шов «встык». Детали

положите встык на тесьму (смазав края клеем) и проложите строчку крупным швом «зигзаг».

Совет мастера

Шов «встык» использу-ют для мозаики из не-больших кусочков кожи средней толщины. Мозаики могут состоять из нескольких расположенных в определенной последовательности фигур. В этой работе важно движение форм от малого к большому и развитие цвета от светлого к темному. По-лотна можно собирать из кусочков неправильной формы, связанных цветам и фактурой кожи, или расположенных хаотично.


Шов «внахлест». На выкроенной матерчатой или флизелиновой основе разложите лоскутки кожи так, чтобы верхние находили на нижние на 0,5- см. Приклейте их резиновым клеем и начинайте при-


страчивать к подкладке, двигаясь снизу вверх. Используйте обыкновенную строчку или шов «зигзаг».

Шов «внахлест» используется для составления мозаик из небольших кусочков тонкой кожи. При этом шерфовагпь края необязательно.

Кожаная обувь

Основная функция обуви — защита ноги человека от неблагоприятного действия внешних факторов (влаги, грязи, низких и высоких температур, электрического тока, укусов насекомых и т.д.) и создание удобства для работы и отдыха стопы.

К кожаной относят обувь с верхом из натуральных кож, текстильных и трикотажных материалов, искусственных и синтетических кож и с комбинированным верхом из перечисленных материалов.

Виды обуви. В основу деления обуви на виды положена высота заготовки верха или степень закрытия стопы и голени деталями верха обуви. Обувь делят на пять основных видов: сапоги, полусапоги, ботинки, полуботинки, туфли. Сапожки, полусапожки, макасины, сандалеты, пантолеты, опанки, чувяки, сандалии являются разновидностями основных видов обуви.

Детали обуви. По выполняемым функциям и защите тех или иных участков стопы они делятся на детали верха и детали низа обуви, (рис.).

Рис. Детали обуви:

1 - носок; 2 — союзка; 3 — берцы; 4 — задинка; 5 — задний наружный ремень; 6 — язычок; 7 - закрепка; 8 - подошва; 9 - рант; 10 - каблук; 11 - подкладка; 12 - подблочник; 13 - штаферка; 14 - задний внутренний ремень; 15 - боковинка; 16 - межподкладка союзки; 17 - стелька; 18 - задник; 19 - подносок; 20 - подпяточник; 21— простилка; 22 — теленок

Детали верха прикрывают тыльную и боковые поверхности стопы и определяют эстетические свойства обуви. Детали низа расположены под следом (плантарной поверхностью) стопы и защищают ее от неблагоприятного воздействия грунта. По месту расположения деталей в обуви их делят на наружные, внутренние и промежуточные (табл.).

Детали обуви

Вид обуви

 

Сапоги

Полусапоги,

Туфли

 

 

ботинки,

 

 

 

полуботинки

 

 

Детали верха обуви

Наружные

Перед

Носок

Носок

 

Голенище

Союзка

Союзка

 

Задинка

Берцы

Берцы

 

Задний наружный

Задинка

Задинка

 

 ремень

Задний наружный

Задний наружный

 

Прошва

ремень

ремень

 

 

Язычок

 

 

 

Закрепка

 

Внутренние

Поднаряд

Подкладка

Подкладка

 

Подшивка

Задний внутрен

 

 

Футор

ний ремень

 

 

Задний внутрен

Штаферка

 

 

ний ремень

Подблочники

 

 

 

Подкрючечники

 

Промежуточные

Жесткий задник

Жесткий задник

Жесткий задник

 

Жесткий подносок

Жесткий подносок

Жесткий подносок

 

 

Межподкладка

Межподкладка

 

 

Боковинка

Боковинка

 

 

Межподблочники

 

 

Детали низа обуви

Наружные

 

Подошва

 

 

 

Подметка

 

 

 

Накладка

 

 

 

Рант

 

 

 

Каблук

 

 

 

Набойка

 

Внутренние

 

Основная стелька

 

 

 

Вкладная стелька

 

 

 

Полустелька

 

 

 

Подпяточник

 

Промежуточные

 

Геленок

 

 

 

Супинатор

 

 

 

Простилка

 

 

 

Кранец

 

 

 

Подложка

 

 

 

Обводка

 

 По степени износа в процессе носки обуви их делят на ответственные и менее ответственные. К ответственным деталям верха относят носок, союзку, перед, задний наружный ремень, низа обуви - подошву, наружную подметку, накладку, основную стельку, рант, каблук, набойку. Ответственные детали подвергаются интенсивному износу, поэтому их выкраивают из наиболее прочных, толстых и плотных материалов. Количество, форма, размеры и взаимное расположение деталей, способы их соединения между собой могут быть различными и зависят от вида, конструкции и назначения обуви.

Изделия из кожи

Маленькие хитрости при работе с кожей

Даже из маленьких кусочков кожи можно извлечь пользу. Из них можно выполнить необычные пуговицы, обтянутые кожей.


Вырежьте кожаный кружок большего диаметра, чем основа, сшерфуйте края. По всему краю проделайте дырочки. Сквозь них проденьте нитку и стяните. Из двух кусочков выпуклой кожи получится красивая объемная пуговица. Приготовьте два одинаковых кружка кожи. На одном пробейте дырочку для ремешка. Затем подвергните их теплообработке. Набейте наполните-

лем и крепко склейте. Место соединения обработайте морилкой, выжигателем или наклейте декоративную кожаную полоску. Из голенищ поношенных сапог выкроите шесть одинаковых деталей и сшейте настоящий кожаный мяч. Б последнем шве оставьте просвет, через который выверните работу на лицо и вставьте внутрь надувную резиновую камеру. Такой мяч можно набить и кусками поролона.


Для изготовления маленького мячика вам понадобятся две детали.


Маленькие кусочки кожи пригодятся вам и для реставрации текстильных тканевых изделий. «Одинокая» кожаная перчатка снова может обрести пару, если вы аккуратно распорете ее, детали реставрируете и подновите, а вторые половинки пришьете на лицевую сторону вязаных перчаток. Это сделает их прочнее.

На рисунке предложены варианты реставрации рукавов на локтях, порванных детских изделий, варежек, карманов. Края кожаных вставок обычно находят на основную ткань и отстрачиваются в край прямой строчкой или «зигзагом». Декоративность кожаным заплаткам придаст обработка края ножницами "зигзаг". Одежду из ткани можно отреставрировать без дополнительных укреплений, вязаные и трикотажные модели со стороны изнанки обязательно укрепляются плотной тканью или флизелином.



Маленькие обрезки мягкой кожи можно использовать не только для ремонта но и для украшения одежды.

Вышедшую из моды вещь можно оживить добавлением актуальных деталей — кожаной бахромы или кисточек, а вязаные модели оформить декоративным швом выполненным кожаным шнурком.

Что надо знать о коже

Структура

Нормальное выполнение кожей животного различных физиологических функ-

ций обеспечивается эпидермисом, собственно кожей и подкожной клетчаткой.

Слой, находящийся над собственно кожей. Толщина эпидермиса зависит от волосяного покрова. Для производства кожи эпидермис несуществен, в процессе выделки кожи его удаляют. С эпидермисом непосредственно связано образование и функционирование сальных и потовых желез, хотя они и расположены в основном слое кожи, Потовые железы располагаются, как правило, вблизи волосяного корня. Обычно одной волосяной луковице сопутствует одна потовая железа. Расположение потовых желез на поверхности кожи различных видов животных также различно. По мелкому рисунку, образуемому этими точками, так называемой мерее, специалист распознает, из шкуры какого животного изготовлена кожа.

Это единственный слой свежеснятой, парной шкуры, который, хотя и в преображенном виде, присутствует б выделанной коже. Это и есть сам материал кожи, поскольку волосяной покров, эпидермис и подкожную клетчатку удаляют в процессе обработки шкуры. Этот слой образован волокнами соединительной ткани.

Соединяет кожу с мышцами тела. В процессе выделки кожи подкожную клетчатку удаляют так называемым мездрением.

Химический состав кожи

Белки (1). — важнейшее вещество сырой кожи, их доля составляет около 22-39%

Вода (2). Допустимое содержание воды в готовой коже составляет 14—16%.

Жиры (3). Содержание жиров в шкурах различного вида животных неодинаково: в шкурах крупного рогатого скота оно составляет 2-5%, в свиных шкурах — до 30%.

Соединения кальция, магния и железа (4). Их количество не достигает и 1%.

Прочие вещества (5).

Факторы, влияющие на кожу

Пол

У особей мужского пола кожа всегда толще, чем у особей женского пола, особенно это касается крупных животных. У особей женского пола волокна кожи обычно тонкие, с лучшей структурой, плотнее и эластичнее. Кожа имеет более красивую мерею, чему особей мужского пола.

Возраст

Кожа молодых животных мягкая, гладкая и эластичная. Ее обычно используют при производстве перчаток, где эти качества являются решающими.

Условия жизни

Лучше всего кожа у животных, живущих в умеренно теплом климате при соответствующем питании. А кожа животных, выращенных в холодном или жарком климате, получается более низкого качества. Разная кожа у животных, выросших на воле и в стойле: кожа животных, выросших на воле, плотнее, толще, эластичнее.

Условия убоя

Существует разница между кожами животных, забиваемых зимой и летом. Солнечный свет, свежий воздух, богатая белками, хорошо перевариваемая пища благотворно влияют на кожу. Кожи животных, забитых и обескровленных соответствующим способом, лучше, чем кожи павших животных.

Топографические участки кожи

Значительную разницу в качестве можно наблюдать в коже из шкур крупных животных, но, в сущности, эти отклонения есть и в коже из шкур мелких животных. Причинами качественных различий являются более плотное или слабое переплетение волокон, отклонение по толщине и т. д.


Шкура на различных частях тела животного выполняет не совсем одинаковые задачи, поэтому кожа из нее по качеству разная Спина более всего подвержена превратностям погоды, кожа здесь самая сильная. На мягких местах, где защитная функция кожи незначительна, она более гладкая, тонкая.


Несмотря на то что коллагеновые волокна пронизывают кожу вдоль и поперек, их переплетение неоднородно, и в различ-

ных местах существуют определенные господствующие направления. Это отражается на механических свойствах кожи: прочность при разрыве и удлинение вдоль волокон больше, чем поперек


В соответствии с различными свойствами топографические участки кожи имеют свои названия

а)      вороток кожа, взятая с шейной части. Она ближе всего по качеству к чепраку, но по сравнению с чепраком толщина ее немного меньше, а сама кожа слабее;

б)        полы — кожа, взятая с брюшной части, здесь кожа наиболее тонкая и неравномерная по толщине;

в, г) чепрак кожа, взятая с хребтовой части, самая ценная часть кожи, полученная из шкуры, покрывающей спину и бока животного: здесь наиболее плотная кожа, одинаковая по качеству, упругая, с Красиной мереей.

Кожи разных видов животных

Кожи из шкур крупного рогатого скота

Слой эпидермиса в шкурах крупного рогатого скота довольно тонкий, сосочковый слой значительно тоньше сетчатого. У волокон толстого сетчатого слоя большой угол наклона, а их густое переплетение делает шкуру туго натянутой. Содержание жира в шкурах невелико. Волосяные луковицы параллельны поверхности кожи и доходят только до сетчатого слоя. Потовые железы редкие, поэтому среди всех видов эта кожа наиболее прочная и ценная. Тонкие волокна, образующие сосочковый слой, дают красивую мерею.

По полу и возрасту определяют следующие виды шкур крупного рогатого скота:

опоек

Кожа молодого теленка, еще питающегося молоком матери. Наиболее ценная кожа, с красивой мереей;

выросток

Кожа теленка, перешедшего на растительный корм, она хуже, чем опоек, переплетение волокон слабее. Готовая кожа ровная, толстая, с красивой мереей, но не такая наполненная, как опоек. Из нее изготовляют верх обуви и галантерейные изделия;

яловка

Кожа коровы. Шкуры особей женского пола обычно ценнее, чем мужских. Кожа получается изящнее, эластичнее, лицевая сторона ровнее и красивее. Кожа шеи и брюшная часть тоньше, чем хребтовая. Яловка пригодна для изготовления верха обуви, подошвы, задников, ранта, подкладочной подошвы и легких ремешков;

бычина

Кожа молодого вола, кастрированного быка. стойкая и равномерно плотная. Бычину используют так же, как и яловку

бугай

Кожа хорошо развитой особи мужского пола, наиболее тяжелая и толстая среди кож из шкур крупного рогатого скота. Кожа бугая получается рыхлой и грубой; шейная часть толще, чем хребтовая Чем старше животное, тем менее стойкая его кожа. Используется для изготовления технических кож.

Конская кожа

По строению конская кожа во многом схожа с кожами из шкур крупного рогатого скота, но волокна ее тоньше, исключая хвостовую часть — Шпигель, где переплетение их слабее. В самой коже большая разница в толщине между передней и хвостовой частью. У кожи характерная мерея. Из конской кожи вырабатывают верх обуви, подкладочные и одежные кожи.

Свиная кожа

Свиная шкура по своей структуре сильно отличается от шкур крупного рогатого скота. Слой эпидермиса толстый, а собственно кожа не разделяется на сосочковый и сетчатый слои. Щетина через слой собственно кожи проникает до подкожной клетчатки, здесь также находятся жировые и потовые железы. Очень развитая толстая подкожная клетчатка зачастую составляет половину всей кожи. Слой собственно кожи также содержит много жировых клеток Волосяной покров толстый и грубый, но расположение волос реже, чем у крупного рогатого скота. Свиная кожа не отличается прочностью. Разница в толщине кожи не так заметна, как у кож из шкур крупного рогатого скота, однако в хребтовой части кожа также толще, чем в брюшной. При соответствующей обработке можно получить достаточно прочную кожу. У свиной кожи характерная мерея сорочьих лапок, но следы пор довольно редки. Свиную кожу используют как подкладочную для изготовления одежды, галантерейных и шорно-седельных изделий.

Овчина

На строение овчины сильно влияет порода животного. Слой эпидермиса в любом случае тонкий, но в собственно коже видно различие. Обычно сосочковый слой толще, чем в коже крупного рогатого скота, но у тонкорунных овец (мериносов) этот слой составляет половину всей собственно кожи, а у грубошерстных пород — еще толще, приблизительно 70%. Волосяные луковицы густо и глубоко проникают в слой собственно кожи, где множество потовых и сальных желез, от этого кожа овец становится слабой и легко рвется. Шкуры грубошерстной породы овец прочнее, чем у овец мериносов. Овчина используется для шитья одежды.

Козлина

Козлина значительно плотнее овчины. По толщине козлина равномерная. Волокна в ней расположены параллельно поверхности, поэтому даже самые плотные части кожи мягкие и гладкие. Кожа имеет красивую мерею. Волосяные луковицы располагаются группами по волнообразной линии. Кожа тонкая, но прочная Козлина используется для изготовления верха обуви, одежды, галантерейных товаров и обивки мебели.