Выделка кожи и замши

Категория: Одежда

Дубильные материалы

Дубильная кислота чрезвычайно распространена в растительном царстве, она имеется почти во всех растениях, но в различном количестве Для дубления

применяются те материалы, в которых содержание дубильной кислоты достаточно высоко и она легко выщелачивается водой.

Дубовая кора

Кора всех сортов дуба содержит дубильную кислоту. Хорошего качества кора должна быть снаружи окрашена в белый цвет, а внутри должна быть красноватой и блестящей. Содержание дубильной кислоты колеблется от 50 до 75%.

Ивовая кора

Ивовые породы по качеству коры делятся на четыре разряда:

верболоз, ива ушастая и ива водяная кору дают наиболее белую, прекрасного качества;

аманъянова ива, ветла и бредина. Кора с этих трех пород по качеству немногим хуже предыдущей: без просушки она имеет красноватый оттенок;

ретузник, черноталъник и ракитник. Кора их без просушки на солнце сильно краснеет;

низменная ива, ползучая ива и серый тальник. Кора с них всегда при сушке получается красной или даже черно-бурой. Содержание дубильной кислоты в ней от 30 до 60%.

Еловая кора и шишки

Еловая кора, снятая с молодых деревьев, содержит от 5 до 7% танина. В особенности пригодна она для дубления шкур тонких — телячьих, собачьих, коровьих. Еловые шишки в зрелом состоянии содержат от 3 до 4% танина. Они нисколько не уступают по своим дубильным качествам еловой коре.

Сосновая кора

Применяется в тех же случаях, что и еловая, и имеет один с нею недостаток — содержит кроме танина большое количество смолы, отчасти переходящей в экстракт. Содержание дубильных веществ от 7 до 13%.

Ольховая кора

Не употребляется в чистом виде, а прибавляется к ивовой или дубовой для дубления подошвенных кож. Содержание танина от б до 10%.

Березовая кора

В некоторых местах Сибири применяется для дубления взамен коры ивовой. При этом с нее всегда снимается береста и используется только красная кора. Содержание дубильных веществ около 6%.

Толокнянка

Однолетнее травянистое растение. Употребляется в смеси с ивовой корой при выделке черного сафьяна. Содержание дубильной кислоты в листьях доходит до 18%.

Кермек

Корень растения имеет снаружи синюю окраску, а сердцевина окрашена в темно-малиновый цвет. Хорошие результаты дает только при выделке кож тяжелых, подошвенных. Содержит до 28% дубильного вещества.

Конский щавель

Корень этого растения в смеси с ивовой корой дает прекрасные результаты при дублении всякого рода кож. Содержание дубильных веществ от 12 до 1б%.

Кноперсы, или кнопка

Желваки неправильной формы, развивающиеся на дубе вместо желудей. Кноперсы — отличный дубильный материал: процесс дубления кож, даже самых толстых, при их употреблении оканчивается гораздо скорее, чем с другими дубильными материалами. Содержат от 30 до 33% дубильной кислоты.

Чернильные орешки

Болезненные наросты на листьях и молодых ветвях дуба. Чернильные орешки в чистом виде применяются для выделки некоторых сортов сафьяна, а также для посыпки толстых мест кожи и местного, более усиленного дубления кож в последнем дубильном чане. Содержат от 30 до 70% дубильной кислоты

Выделка кожи

Выделка кожи включает в себя следующие процессы:

—       консервирование (соление);

—      обезволашивание, мездрение;

—     дубление,

—       сушка;

—     жирование.

На промежуточных стадиях после окончания каждого процесса кожа тщательно промывается.

После выделки производится окончательная отделка кожи — крашение и устранение и маскировка дефектов.

Процесс дубления

Задачей дубления является пропитывание кожи дубильными веществами, причем это пропитывание должно быть произведено возможно полно по всей толще кожи и в возможно непродолжительное время

Различают два рода дубления: ямное и соковое.

При ямном, наиболее часто употребляемом дублении кожи кладутся в чаны, пересыпаются корою или другим дубильным материалом и заливаются небольшим количеством воды. Танин переходит в водный раствор во время самого процесса дубления.

При дублении соковом приготовляется заранее экстракт из коры или другого дубильного материала, и кожи погружаются в него уже без примеси твердого дубильного вещества.

Определение степени продубливания кожи

Чтобы определить, насколько кожа продублена, приходится наблюдать внешний вид кожи и исследовать отношение к воде. Вполне продубленная кожа имеет тем-

ную, красно-коричневую окраску, одинаковую как на поверхности, так и по всей толще поперечного разреза. На разрезе не должно быть заметно — ни посередине, ни на краях — темных полос. Хорошо продубленная кожа, наконец, должна быть достаточно тверда и при сгибании не должна образовывать морщин.

Кожа, до конца не продубленная, имеет всегда светлый цвет, от желтого до чуть-чуть переходящего в коричневый. Б разрезе окраска кожи светлее, но посередине или, наоборот, с краев наблюдаются темные полосы. Плохо продубленная кожа всегда рыхлее хорошо продубленной. при сгибании на ее поверхности образуются морщинки и кожа по ним легко лопается.

Хорошо продубленная кожа, если ее в мелких стружках нагреть в воде до кипения, сильно съеживается, остается непрозрачной и оказывается окрашенной в темно-кофейный цвет. После охлаждения таким образом обработанная кожа становится ломкой.

Жидкость, в которой кожа кипятилась, остается после кипячения прозрачной и окрашена в красно-коричневый цвет. Если ее выпарить до густоты сиропа, а затем охладить, она все-таки не превращается в клей или желатин.

Плохо продубленная кожа после такой же обработки в стружках кипящей водой сильно разбухает, становится прозрачной и вязкой, как пузырь, только хорошо продубленные места ее остаются непрозрачными и окрашенными в темно-коричневый цвет. При растирании между пальцами такая кожа оказывается мягкой и клейкой.

Отвар от плохо продубленной кожи всегда мутен и окрашен в темно-желтый или бурый цвет Если его выпарить до густоты сиропа и затем охладить, а иногда и просто при охлаждении без предварительного выпаривания он застывает в желатинооб-разную массу, так как из непродубленной кожи под действием горячей воды выделяется клей.

Производство и обработка кожи — одно из древнейших занятий человека. Об этом свидетельствуют первобытные орудия для ее выделки, изготовленные из камня и кости. Археологические раскопки показали, что еще в каменном веке умели добротно выделывать кожу, она шла даже на строительство жилищ. Из кожи изготавливали обувь и одежду, воинские доспехи, конскую упряжь, оружие, маски для представлений, посуду и многое другое. Особая роль в развитии цивилизации выпала на долю пергамента для книг.

На древнеегипетских барельефах и рисунках можно рассмотреть основные этапы работы кожевенников, есть на них и дубление, и отделка кожи. Славилась продукция из Азии — так называемая персидская и вавилонская кожа. Сотни лет товары из этих краев вывозили в Европу, пока французским мастерам в XVIII веке не удалось раскрыть секреты их производства и наладить выпуск у себя.

Раньше кожи, снятые с животных, использовали в сыром виде, но такая кожа быстро портилась от влаги. Потом наши предки стали использовать средства, которые препятствовали порче, делали кожу мягче и повышали ее годность к применению Жиром или мозгом убитых животных

смягчали высушенные на солнце кожи, и около 8000 лет до нашей эры был открыт процесс дубления.

После дубления кожу мяли зубчатым ножом, изготовленным из конского черепа, а позднее — из дерева.

Еще не так давно занятием эскимосских женщин было смягчение кожи жеванием с последующей обработкой ее рыбьим или тюленьим жиром. Рыбий жир и сегодня один из ценнейших материалов, который применяется главным образом для выделки перчаточных кож.

Использование огня привело древнего человека к обнаружению консервирующих свойств дыма.

От огня прямой путь вел к познанию разрыхляющего действия на шерсть древесной золы.

Среди пастухов был распространен способ обезволашивания с помощью известкового молока. Этот очень древний процесс известен со времен изготовления пергамента. Нет точных исторических данных о возникновении промышленных процессов обработки сырых кож, но, безусловно, они сформировались раньше, чем прядение и ткачество.

Дубление кожи уже в древности осуществлялось разными способами. Процесс

квасцового дубления, «белодубление».

применялся на севере Африки мавританцами, был известен в Азии и с предками венгров пришел с Востока в Европу. Венгерские кожи стали знаменитыми благодаря своей прочности, влагоустойчивости и мягкости. В начале XVIII века приглашенные во Францию венгерские мастера внедрили там квасцовое дубление, которое и по сей день известно как венгерское На его основе позднее возникло французское лайковое дубление.

Способ дубления, при котором используют растительные вещества, получил название «краснодубление». Оно возникло и распространилось в развитых цивилизациях древнейшего мира. Дубильные отвары готовили главным образом из коры дуба, желудей, а также коры каштана, ивы, сосны и ели; дубильщики использовали листья, например, ункарии, гамбира.

В Средние века испанские арабы и турки прославились своим мастерством выделывать из козьих шкур великолепную кожу, ставшую известной как кордованская, а из овечьих шкур — сафьян. Эти кожи и изделия из них попадали в Западную и Северную Европу в XVI—XVIII веках морским путем. Способы дубления кожи, крашения и изготовления из нее различных предметов ремесленники ревностно охраняли.

Для работы кожевников необходимо было много воды, и их поселки всегда располагались по берегам рек.

Перед дублением шкуры протравливали. Протравленные шкуры сшивали, получая подобие бурдюка, помещали в ванну, наполненную дубильным отваром. Набухшие шкуры перекладывали в другую емкость, прижимали камнями и выдерживали две недели. Этот процесс, получивший название турецкого способа, многократно повторяли. По преданию жителей венгерского городка Веспрема, после одной из ожесточенных битв турецкий пленник, которого вели на казнь, умолял сохранить ему жизнь и обещал научить жителей такому ремеслу, которое их обогатит. Возмож-

но, от этого умельца, избежавшего виселицы, веспремцы и обучились кожевенному искусству.

В Средние века расцвели кожевенно-ду-бильные и обрабатывающие ремесла. Вместе с постоянным спросом на предметы из толстых кож для наездников и владельцев гужевого транспорта, с ростом потребностей в одежде и обуви расширяется изготовление нарядных сумочек, кошельков, торбочек и других изящных кожаных мелочей — все это доказывает, что кожевенное дело встало на промышленные рельсы.

Во времена Французской революции из-за недостатка кожи появляется острая необходимость в сокрашении процесса дубления: дубление некоторых видов кож длилось до трех лет. Французский химик Cere сделал открытие, которое пpивело к получению дубильных экстрактов, значительно ускоривших процесс дубления

Индустриализация второй половины XIX века приводит к тому, что технология дубления начинает совершенствоваться и кожевенное производство становится промышленным.

Значительным явлением стало изобретение в 1853 году хромового дубления немецким ученым Кнаппом. Растительное дубление, наряду с другими способами выделки, пригодно чуть ли не для всех видов кожи.

В 20-е годы XX века ученые пытаются научно обосновать главные процессы кожевенного производства, но и по сей день некоторые загадки дубления остаются нераскрытыми.

Изобретение искусственных дубильных растворов, которыми сейчас пользуются на кожевенных заводах, развитие химической промышленности и машиностроения значительно активизировали производство кож.

Один из многочисленных путей развития дубильного производства — направление, при котором сохраняется естественная структура кожи и подчеркиваются ее характерные особенности.