Культура потребления вина

Категория: Вкусовые товары (чай, кофе, алкогольные напитки и др.)

Неправ тот, кто думает, что вино пьют ради опьянения. Так думает и так поступает лишь человек, стоящий на низшей ступени культурного развития. Умение пить вино — один из признаков человека высокой культуры. Вино, своевременно и в меру употребляемое, должно способствовать всестороннему увеличению творческих сил человека, его работоспособности.

Каждому человеку необходимо знать свою «меру» вина. Что значит выпить вина «в меру»? Это значить выпить его столько (и ни грамма больше!), чтобы почувствовать прилив новых сил, новой энергии, ощутить ясность мышления, остроту и тонкость восприятия окружающего нас мира. Указать эту "меру" как единый эталон невозможно. Она зависит от индивидуальных особенностей организма, от возраста и пола человека, от того, чем он занимался или что с ним происходило до того, как он наполнил свой бокал вином.

Очень часто гость не знает, какие еще вина предложат ему хозяева, поэтому, имея представление о своей «мере», никогда не надо заполнять ее до краев. Тогда и гости, и хозяева до конца останутся довольны друг другом. С другой стороны, и хозяева не должны принуждать гостей наполнять их бокалы против желания, думая этим проявить свое гостеприимство. На самом же деле такой варварский прием угощения вином свидетельствует о низкой культуре человека.

Часто вино пьют в часы отдыха, за праздничным столом, во время встречи или расставания с друзьями. В такой обстановке люди иногда забывают присущую каждому «меру», хотя каждый отдает себе отчет в том, что он «хлебнул лишнее». То ли ложный стыд перед товарищами, которые в таком случае из друзей-товарищей превращаются во врагов-собутыльников, то-ли излишняя самонадеянность и самоуверенность, то ли юношеская неосведомленность, неопытность или еще что иное — заставляют человека порою выпить вина сверх меры. Каков же результат? Дружеская компания расстраивается, начинаются ссоры, вспоминаются давно забытые обиды... Дело доходит до крупных скандалов, и тогда многие повторяют: «Вино виновато, в нем корень зла! Вот что наделало вино! Упразднить вино!»

В связи с этим можно вспомнить древнюю легенду. Во время всемирного потопа, когда Ной спасался от наводнения и в свой Ноев ковчег взял семь пар чистых и семь пар нечистых, он захватил также одно-единственное зернышко винограда. Когда он переплыл море и высадился на берег, он двигался по пустыне. Для того, чтобы зернышко винограда не пропало, он подобрал череп птицы, набил его землей и посадил это зернышко. Зернышко проросло, и через некоторое время корням стало тесно в черепе птицы. Он взял тогда череп льва и пересадил в него виноградное растение. Через некоторое время пути винограду стало тесно и в черепе льва. Тогда он пересадил его в череп осла. Таким образом, перейдя через пустыню, он сохранил одно-единственное растение винограда, от которого были размножены все виноградники земли. Но с тех пор в виноградном вине заложено следующее свойство. Если человек выпьет немного вина, ему хочется петь и летать, как птице. Если же он выпьет больше вина, то он становится храбрым, как лев, и ему хочется драться. А если он выпьет еще больше вина, то он уподобляется ослу.

Хорошо известно, что злоупотребление спиртными напитками пагубно отражается на организме не только самих потребителей, но и на их потомстве. Алкоголизм — грозное социальное явление, с ним нужно вести самую беспощадную борьбу. Однако правильно ли будет абсолютное запрещение употребления натуральных виноградных вин? Думается, что нет. Показателен в этом отношении опыт абсолютного запрещения всех спиртных напитков, в том числе и виноградных вин, в США на основании так называемого «сухого закона». Это привело прежде всего к такой чудовищной контрабандной торговле спиртными напитками, с которой даже государство справиться не сумело. Только за один 1926 год одних штрафов за контрабандный ввоз спирта в США было взыскано на сумму более 500 млн. долларов, конфисковано 60 тыс. автомашин и более 20 тыс. судов, занимавшихся перевозкой контрабандных спиртных напитков. «Сухой закон» стал причиной распространения вреднейших токсических суррогатов, роста преступности и смертности. Эти катастрофические последствия заставили американское правительство отменить «сухой закон». Не менее интересен пример и из опыта Норвегии. Резкие ограничения потребления вина привели к тому, что только за один год врачами, якобы в лечебных целях, было выписано 200 тыс. рецептов на спирт, причем на долю одного из врачей пришлось 30 тыс. рецептов. Поучителен опыт запрещения спиртных напитков и в России в годы первой мировой войны. В результате запрещения спиртных напитков развилось широкое производство самогона, который и до настоящего времени в основном в сельской местности продолжает оставаться основным напитком, наносящим серьезный вред здоровью людей. Известно, что в Китае в

результате запрещения спиртных напитков получило широкое распространение потребление опиума, а в странах ислама — анаши и гашиша. Абсолютное запрещение спиртных напитков не приводило к желанной цели, следует искать другие пути борьбы с алкоголизмом.

В комплексном плане борьбы с алкоголизмом нужно прежде всего иметь в виду осуществление широких социально-культурных мероприятий, затем, безусловно, максимальное ограничение (а не абсолютное запрещение) потребления спиртуозных напитков. Необходимо создавать и пропагандировать современную культуру застолья, то есть целый комплекс житейских обычаев и кулинарных законов, под действием которых употребление напитков превращается в церемонию красивую, сопряженную с радостью человеческого общения, а не с потерей дара вразумительной речи. Начинать надо с воспитания хорошего, даже гурманского вкуса к вину. Должны быть небольшие и недорогие вечерние кафе и бары, где в тепле и чистоте да за хорошей беседой человек вполне удовлетворится скромной дозой вина.

Итак, можно пить с толком, разумно, культурно, зная, где, когда, после чего и как надо пить, отдавая дань полного уважения к своему достоинству, своему здоровью и благородному труду виноделов.

Запрет вина — закон, Считающийся с тем, Что пьется, много ли, Когда и где, и с кем. И коль соблюдены Все эти оговорки, Пить — признак мудрости, А не порок совсем.

Омар Хайям

Юношей и девушек надо учить обращению с вином, причем учить в семье, учить личным примером, умным, правильным отношением взрослого к вину. Радушный хозяин никогда не требует, чтобы гость пил через силу, «до дна» — это просто-напросто дурной тон. У каждого своя мера. Забота хозяина — не напоить всех, а постараться, чтобы всем было интересно, весело, приятно, уютно.

Едва ли среди множества продуктов, употребляемых человеком, есть еще такой, который вызывал бы столь противоречивые мнения. Древний врач и философ Гиппократ писал: «Вино чудесным образом приспособлено для человека, оно как здоровому, так и больному назначено вовремя и в надлежащем количестве». «In vino Veritas» — «Истина в вине», считали римляне. Однако Клавдий Элиан, римский историк, пишет, что «в Риме неукоснительно соблюдался следующий обычай — вина не пили ни свободная женщина, ни рабыня, ни благородный римлянин, пока не достигал тридцатипятилетнего возраста». Истина не в вине, а в трезвом отношении к нему. А.А. Фет писал:

Вечный хмель мне не страда — Не ему моя любовь, Не тяну я винограда Одуряющую кровь.

А.С. Пушкин писал:

Кубок янтарный Полон давно. Я — благодарный Пью за вино.

Великий персидский поэт XIV века Хафиз:

Порицаешь ты кровь виноградной лозы, Но подумай — ведь есть и достоинства в ней.

Работами Сеченова, Павлова, Корсакова, Бехтерева и ряда зарубежных ученых со всей очевидностью доказано, что этиловый спирт является клеточным ядом. А так как вино содержит спирт, то его нужно считать вредным для человека. Но насколько велик вред? Человек употребляет много вредных продуктов (пряности, кофе, копчености и др.) потому, что их вкус нам нравится и вред невелик при ограниченном употреблении.

Писатель Н. Павленко писал: «Из безалкогольного сусла возникает красноречивый и богатый солнцем напиток, веселящий сердца, врачующий недомогание и оставляющий о себе долгое воспоминание прелестной неповторимости подобно цветущему растению».

При Петре I попавшим в тюрьму вешали на шею чугунную медаль весом около 7 кг с надписью «За пьянство».

Азербайджанский поэт Мирза Шафи Вазех сказал:

Вино несет и яд, и мед, И рабство, и свободу. Цены вину не знает тот, Кто пьет его как воду.

Великий французский ученый Луи Пастер писал: «Вино может быть рассматриваемо с полным правом как самый здоровый и гигиенический напиток». Таким образом, натуральное виноградное вино является великим благом для человечества с древнейших времен и до наших дней, но оно таит в себе и много зла. Весь вопрос в том, сколько, когда и где пить вино. Каждый человек должен знать "свою меру" и ни в коем случае не переступать ее.

Вино должно нести нам радость, но не горе.

16.4. Из «Винной бочки» А.И. Куприна

Известный русский писатель А.И.Куприн жил одно время в Крыму и даже немного в Ялте, хорошо разбирался в винах и был знаком с некоторыми из виноделов «Массандры», в частности, с А.В.Келлером. В 1903 г. вместе с А.П.Чеховым, А.М.Горьким и труппой МХАТа был на экскурсии и дегустации вин в подвалах «Массандры».

Встречи с виноделами, неоднократное участие в дегустациях вин, экскурсии в винные подвалы «Массандры» навеяли сюжет замечательного, теперь малоизвестного рассказа «Винная бочка». Этот юмористический рассказ с подзаголовком «Гротеск» был впервые напечатан в газете «Русское слово» 23 февраля 1914 г.

Вот небольшие отрывки из него, посвященные таинству виноделов — показательной (для гостей) дегустации лучших вин:

«... доктор Калинович, обращаясь к красавице Анне Владимировне Менцендорф, продолжал начатую речь:

— Значит, вы согласны? Так не будем откладывать дела в долгий ящик Вас, без сомнения, примет все виноделие с распростертыми объятьями и примет, стоя на коленях. Мне как-то удалось вылечить жену заведующего погребом от довольно тяжелой болезни. С тех пор этот немец раз уже двадцать

упрашивал меня поехать в его погреба и осмотреть их. Он все соблазнял меня каким-то необыкновенным вином, оставшимся еще от того времени, когда массандровские винные погреба не принадлежали правительству, а составляли частную собственность. От того времени осталось всего лишь несколько десятков очаровательнейших вин. И в складах виноделия так и называют эту коллекцию — «Воронцовский музей». Выпить такого вина считает за громадную честь самый избалованный дегустатор. Да и помимо того, мы увидим очень много интересного.

Через час большое общество, кто верхом, кто в экипажах, мчалось по массандровской дороге, поднимая клубы мелкой белой горячей пыли.

В скором времени прибыли в Массандру и въехали в широкий двор виноделия. Их встречали почти все служащие там чиновники удельного ведомства. Все они старались показать компании все, что есть в Массандре достопримечательного: туннель, проходящий чуть ли не за версту в глубь горы, где температура зимой и летом стоит одинаковая, не колеблясь даже на сотую градуса, полтора миллиона бутылок разных вин, уже вполне готовых для продажи. Они стоят по обеим сторонам туннеля в виде массивных бесконечных призм, бочки для купажа, имеющие в себе более тысячи ведер, с днищами в два человеческих роста вышиной

Тотчас же была устроена дегустация, то есть проба вин, которая всегда происходит в передней комнате погреба. Там стояла приятная прохлада, и южное солнце ласково и весело вторгалось сквозь открытые широкие двустворные двери. Все уселись вокруг длинного стола. Он вместо скатерти был покрыт сплошным толстым стеклом. Сначала гостям дали расписаться в огромной посетительской книге, потом началось священнодействие, которое называется дегустацией. Надо сказать, что это развлечение принадлежит к числу самых тяжелых и для непривычного человека гибельных. Сначала подавали легкое белое вино, потом легкое красное, и не одного типа, а нескольких, затем красное тяжелое и белое крепкое. Потом в таком же порядке следовали вина ароматичные, вина типа марсалы, портвейн, херес всевозможных наименований, Asti Spumante, мускатное и в заключение ликерные: Lacryma Christi

и розовая наливка. У всех в скором времени закружились головы, а главный рабочий (купер), по указанию начальства таскал все новые и новые бутылки. Ужаснее всего было то, что к этой чудовищной смеси не подавалось никаких закусок. Хотя бы сыр или орехи! Истинные виноделы презирают эти вещи и называют их пренебрежительно «бисквитами для пьяниц». Закружились головы даже у самих хозяев, из которых каждый, конечно, считал себя тонким знатоком вин, и заплелись языки. Они щеголяли перед посетительницами, и уж главным образом перед Анной Владимировной, самыми удивительными, самыми непонятными характеристиками вин:

— Это вино кулантное*. Это вино не успело еще опомниться. Это — вкусовое, а это — больше питьевое. Строптивое винишко, но ничего, обыграется. Лафит немножко бесхарактерный, брыкливое вино, обещающее, буржуазное, горьковатое, типа лоз St.-Estephe, и так далее.

В заключение по таинственному знаку, сделанному старшим виноделом, рабочий отправился куда-то на несколько минут и вернулся с корзинкой, в которой точно любимый ребенок, покоилась пыльная бутылка. Вино поставили в декантер (род станка, который механически, от вращения рукоятки, опускает горлышко бутылки и поднимает ее низ для того, чтобы не взболтать и не замутнить драгоценную жидкость).

— Да, мои господа, — сказал торжественно главный винодел, а кстати, его фамилия была Келлер, — это вино шестьдесят третьего года. Приготовьте ваше внимание.

Но тут произошло нечто невероятное и почти ужасное. Милый, добродушный доктор Калинович вдруг вспомнил те далекие времена, когда он, еще будучи в Москве студентом, пировал в «Праге» и был знаменит тем между товарищами, что безошибочно определял на свет добротность и свежесть пива. Он вдруг выхватил драгоценную бутылку из декантера, схватил ее за горлышко, перевернул вверх дном и стал разглядывать ее на свет с видом знатока. Виноделы, все как один, закричали от ужаса и негодования: старший рабочий, по-тамошнему купер, застонал, побледнел и закрыл лицо руками. Казалось, он вот-вот упадет в обморок. Но дело все-таки кое-как уладилось. Купера

попросили принести новую бутылку, а разболтанную отправить на место, чтобы она там полежала еще лет десять. Вторая бутылка была разлита благополучно, так же, как и третья. Вино было совсем светлое.

Но действие его было смертоносное. Когда начали четвертую бутылку, то никого из всей компании, кроме впившихся виноделов и Анны Владимировны, не было трезвого. Впрочем, это слишком мягкое выражение. Вернее сказать, что все были совершенно пьяны, и больше всех прокурор. В это-то несчастное время внимание баронессы привлекла одна из виденных ею ранее тысячеведерных бочек. Бочка была пуста, и внизу ее днища зияло тьмой правильное квадратное отверстие, шести вершков в высоту и шести в ширину. Баронесса наклонилась к нему и крикнула в бочку:

- У-у! У-у-у!

И глухой рев, такой, каким, должно быть, ревели на заре человечества диплодоки или ихтиозавры, ответил ей из бочки.

— Скажите, господа, для чего эта дырка? — спросила баронесса».

Когда по просьбе виноделов подвальный рабочий с особой ловкостью влез внутрь бута и выбрался через нижний люк, очаровательная баронесса пообещала свой поцелуй тому, кто из ее спутников сможет повторить сделанное. Безнадежный поклонник баронессы товарищ прокурора Лешедко протиснулся внутрь бута и , окончательно опьянев там от паров вина, застрял в нем, потеряв способность выбраться наружу. Прошло немало времени и все уже уехали в Ялту, оставив пленнику бочки экипаж, когда наконец товарища прокурора раздели внутри резервуара, намазали его, как пишет А.И.Куприн, «машинным маслом» и с трудом, словно пробку, вытащили из бута. На следующий день он сел на первый пароход, отплывший из Ялты и «не все ли было равно, — как заканчивается рассказ, — товарищу прокурора Лешедко, куда отходил его пароход».