Контроль качества обуви

Категория: Одежда

Контроль качества обуви — это проверка соответствия отдельных показателей ее качества требованиям нормативно-технической документации (НД). Контроль широко применяется на всех стадиях жизненного цикла товара.

Первоначально контроль качества обуви осуществляется на предприятии-изготовителе работниками отдела технического контроля (ОТК). На этом этапе проверяют соответствие обуви требованиям НД по внешнему виду, правильности упаковки и маркировки, а также соответствие обуви по показателям физико-механических свойств нормам НД.

Проверке качества обуви по внешнему виду, правильности упаковки и маркировки требованиям НД изготовитель подвергает каждую пару обуви. По показателям физико-механических свойств изготовитель проверяет обувь периодически, не реже одного раза в квартал. Если результаты периодических испытаний окажутся неудовлетворительными, приемка обуви изготовителем приостанавливается до получения удовлетворительных результатов.

Для испытаний физико-механических свойств отбирают выборку от общего количества пар обуви в партии, проверенных по внешнему виду, в следующих объемах:

♦ для определения общей и остаточной деформации подноска и задника, определения линейных размеров, гибкости — 0,1 %, но не менее одной пары;

♦ для определения прочности крепления деталей обуви, швов заготовок, крепления каблуков и набоек, толщины деталей — 0,05 %, но не менее одной пары;

♦ для определения водостойкости обуви — 0,2 %, но не менее двух пар;

♦ для определения массы обуви — 0,1 %, но не менее трех пар.

Контроль за количеством и качеством товаров проводится в торговых организациях. Контроль качества обуви торговыми организациями в зависимости от места проведения и цели осуществляется на следующих этапах: приемка по качеству товаров, поступивших в оптовые и розничные торговые организации; проверка качества при подготовке товаров к продаже.

Контроль качества товаров в процессе приемки проводится на складе. Его цель — принятие решения относительно качества поступившей партии. Контроль качества на этапе подготовки товаров к продаже осуществляется с целью недопущения к продаже товаров, не отвечающих установленным требованиям.

Торговые организации осуществляют приемку обувных товаров по качеству в соответствии с Положением о приемке товаров по количеству и качеству (утв. постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26.04,1996 г. № 285), Положением о поставке товаров в Республике Беларусь (утв. постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 1996 г. № 444), Законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», заключенными договорами, соглашениями, действующей НД; контроль качества в процессе приемки, подготовки к продаже и реализации товаров производится согласно приказу Министерства торговли от 2002 г. № 85.

В торговлю поступает кожаная обувь, принятая ОТК предприятия-изготовителя, и поэтому при контроле качества в торговле прежде всего проверяют правильность установления сорта работниками обувных предприятий. Кроме того, необходимо проверить соответствие поступившей обуви по видам, разновидностям, фасонам, моделям, размерам и полнотам заявке или заказу торгующей организации, образцу-эталону и техническим требованиям; правильность и четкость маркировки, соблюдение правил упаковки и транспортирования.

Проверке качества в розничной торговой сети независимо от формы собственности подвергается 100 % поступающих товаров, в оптовой торговле — выборочная проверка качества товаров в размере не менее 10 % объема каждой партии, получаемой от отечественных товаропроизводителей, и 100 % — от зарубежных.

Для выборочного контроля качества обуви от партии отбирают определенное количество пар (ГОСТ 9289). Первую пару для контроля отбирают произвольно, а последующие — через одинаковое количество пар (X), равное частному от деления общего количества пар обуви в партии (N) на количество отбираемых пар (л):

X N / п.

Приемку и контроль за качеством обуви в торговых органи- 

зациях проводят, как правило, товароведы. Для их работы 

должно быть предусмотрено специально оборудованное место и предоставлена необходимая документация. Рабочее место товароведа по качеству должно быть оборудовано и оснащено необходимыми приборами и приспособлениями — масштабными линейками, металлическими и мягкими измерительными лентами, микрометрами, штангенциркулями, шаблонами для измерения длины стельки, высоты задника, длины союзки, нос- 

 

ка, ножом, ножницами, клещами. Освещение должно быть естественным или с использованием люминесцентных ламп.

Сортировка кожаной обуви включает визуальный осмотр каждой пары, выявление пороков, оценку их значимости, сопоставление данных оценки с нормами стандарта и установление сорта или заключения о пригодности обуви к реализации и потреблению.

В соответствии с ГОСТ 28371 обувь детская, женская, мужская модельная и повседневная из натуральной, искусственной и синтетической кож, текстильных материалов, с комбинированным верхом оценивается по качеству без подразделения на сорта. Определение сортности обуви для активного отдыха проводится по ГОСТ 28371 для повседневной и детской обуви. Обувь из юфти, домашняя и дорожная также не делится на сорта, а оценивается как подлежащая или не подлежащая приемке и сдаче. Стандартную или пригодную к реализации и потреблению обувь маркируют знаком «Ст».

Сортность обуви устанавливается по порокам внешнего вида и результатам простейших измерений. Применяется ограничительная система: в НД ограничены размер порока, степень его выраженности и расположение на деталях обуви. Количество пороков не ограничивается.

ГОСТ 28371 устанавливает требования к определению сортности обуви по внешнему виду. Обувь должна соответствовать образцу-эталону по моделям, фасонам колодки и каблука, материалам и расцветкам верха, материалам низа, применяемой фурнитуре, способу обработки и отделки верха и низа, маркировке. Обувь в паре должна быть одинаковой по размерам, полнотам, структуре и мерее, цвету материалов, хорошо отформованной, отделанной, без пятен, складок и морщин. Обувь оценивают попарно путем наружного осмотра по худшей полупаре.

В обуви не допускаются следующие критические пороки: сквозные повреждения; растрескивание, отслаивание, липкость покровной пленки материала обуви; несоответствующий размер и (или) полнота обуви; несоответствующий фасон колодки; неправильно расположенные (соединенные) детали; неразгла-женный шов, плохое соединение швов; неправильно поставленный каблук; нелриклеенная подошва; неприклеенная или порванная подкладка; расщелины между деталями низа обуви; за-мины; незаделанные или плохо заделанные повреждения; выступающие механические крепители; неправильное комплектование пар обуви; неустойчивость покрытия кож; другие пороки, при наличии которых невозможно использовать обувь по назначению.

ГОСТ 28371 содержит также перечень допустимых пороков с указанием предельных значений их выраженности в стандартных изделиях.

Несоответствие обуви нормативным требованиям хотя бы по одному из пороков является основанием для перевода ее в брак.

Приемы осмотра обуви не стандартизированы, тем не менее, товароведы осматривают обувь в определенной последовательности, позволяющей быстро выявить возможные пороки и сделать заключение о качестве обуви. Рекомендуется пользоваться следующими приемами.

Первый прием . Обувь располагают носочной частью от себя, пяточной — к себе, подошвами вниз. Внешним осмотром устанавливают парность обуви по материалам, цвету, крою, отделке; определяют качество выполнения швов, соединяющих детали верха, а также декоративных, состояние материалов верха, симметричность расположения одноименных деталей в паре и наличие перекосов деталей в полупаре. Перекос деталей, а также несимметричность расположения носков, бер-цев, блочек, крючков, накладных деталей измеряют и сопоставляют с требованиями НД.

Прощупыванием проверяют плотность кожевенных материалов и наличие отдушистости, правильность установки жестких подносков и их жесткость, а также прочность соединения накладного носка с союзкой.

Второй прием (рис. 7.1, 0). Полупары располагают пяточной частью к себе, подошвами вниз. Внешним осмотром и измерением определяют перекос заднего наружного ремня или шва; внешним осмотром — качество формования пяточной части, установки и отделки каблуков и набоек, качество сборки кожаного каблука, соответствие цвета каблука цвету заготовки. Прощупыванием определяют жесткость и высоту задников, плотность прилегания каблуков к подошве.

Третий прием . Полупары соединяют по линии заднего наружного ремня или шва, подошвой вниз, наружной стороной к себе. Внешним осмотром и измерением проверяют парность обуви по высоте берцев, задинок, каблуков, наличие пороков обувных материалов, качество выполнения соединительных и декоративных швов. Прощупыванием определяют симметричность расположения крыльев задника.

Четвертый прием . Полупары располагают подошвами вверх. Внешним осмотром проверяют состояние ходовой поверхности подошвы и состояние каблука, правильность расположения крепителей, заделки порезки в обуви ниточных методов крепления, парность обуви по размерам подошв и каб

луков, состояние маркировки. В необходимых случаях измеряют длину, ширину подошвы и каблука.

Рис.  Приемы осмотра кожаной обуви

Рис.  Приемы осмотра кожаной обуви

Пятый прием . Полупары совмещают ходовой поверхностью друг к другу, повернув обувь внутренней стороной к себе. Внешним осмотром проверяют парность обуви по длине и толщине подошвы, наличие пороков в материалах верха, качество отделки уреза подошвы и каблука, качество выполнения соединительных швов. Прощупыванием определяют наличие расщелин между верхом и каблуком, между фликами и кранцем, а также выступание грани стельки за подошву.

Шестой прием . При внешнем осмотре каждой полупары устанавливают пороки материалов верха и качество отделки обуви, проверяют плотность материалов верха, утяну-тость и чистоту строчек, правильность расположения блочек и крючков.

Седьмой прием  проводят для каждой полупары по отдельности. Проверяют упругость геленка, качество и гибкость подошвы, прочность крепления подошвы с деталями верха.

Восьмой прием  применяют для проверки состояния внутренней части каждой полупары обуви. Внешним осмотром и прощупыванием определяют наличие складок, бугров на внутренней поверхности подкладки и стельки, механических повреждений, соответствие высоты задника высоте задинок. Измеряют высоту задника.

Девятый прием  используют для проверки правильности и четкости маркировки на внутренней части каждой полупары обуви, состояния заднего внутреннего ремня, качества приклеивания подкладки к заднику, правильности установки подблочников и качества закрепления блочек и крючков, соответствия швов на подкладке требованиям НД.

По результатам осмотра и значимости пороков делают заключение о сортности обуви.

Изготовитель гарантирует соответствие обуви требованиям НД при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения. В стандартах указаны гарантийные сроки носки обуви в зависимости от материала подошвы и назначения обуви.

В практике торговли в настоящее время установлены гарантийные сроки носки обуви, предусмотренные договорами поставки по согласованию с предприятиями-изготовителями. На обувь белорусских производителей гарантийный срок составляет от 30 до 75 дней, на импортную обувь — 30 дней.

В соответствии с Законом Республики Беларусь <Ю защите прав потребителей» гарантийные сроки исчисляются с момента передачи товара потребителю или с момента наступления сезона носки (для сезонных товаров). Для обуви сезонного назначения гарантийные сроки носки исчисляются: для зимней — с 15 ноября; весенней и осенней — с 1 марта и 15 сентября соответственно; летней — с 1 мая.

В течение гарантийного срока, установленного изготовителем, потребитель, обнаружив в обуви недостатки, вправе по своему выбору потребовать у продавца или изготовителя: замены товара, уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара, возмещения расходов на устранение недостатков товара либо возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Кроме того, Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» предусматривает, что в случае, если гарантийный срок составляет менее 2 лет и недостатки товара обнаружены потребителем по его истечении, но в пределах 2 лет со дня передачи товара потребителю, продавец несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до

передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.