Эстетические требования и свойства одежды
Эстетические требования
Эстетические требования направлены на полноту выявления эстетической функции одежды. Ее важность определяется тем, что эстетические свойства являются определяющими для одежды и весьма значимыми для других групп товаров .
Значимость эстетических показателей
Значимость эстетических показателей
Группа и вид изделия |
Коэффициент весомости эстетических показателей, % |
Декоративные изделия |
100—85 |
^Ювелирные изделия |
95—80 |
Люстры, бра декоративные |
80—70 |
Одежда нарядная |
65—45 |
Обувь модельная |
60—40 |
Одежда повседневная |
55—35 |
Мебель жилых зон |
50—30 |
Телевизоры, холодильники |
40—20 |
Наиболее высокие эстетические требования к одежде предъявляет молодежь, особенно в возрасте 17—21 года, и студенчество. Они руководствуются модой при выборе одежды на 70— 80 %. Особое внимание этой группе потребителей оправдано уже только тем, что она, по данным ЮНЕСКО, составляет 45 % населения планеты. При этом к молодым относится население в возрастном диапазоне 14—30 лет.
Эстетические требования должны обеспечить соответствие одежды направлению моды и эстетическим вкусам потребителей.
Мода — это непродолжительное господство в определенной общественной среде, в определенный период времени тех или иных эстетических вкусов, которые проявляются в одежде, обуви, прическе, мебели и т.д.
Мода в одежде — это те линии, цвета, элементы покроя и отделки, которые люди в определенный период времени, в определенной общественной среде считают наиболее красивыми.
Для моды как универсального явления характерны определенные черты .
Рис. Отличительные черты моды
Рис. Отличительные черты моды
Их содержание учитывает ряд особенностей:
♦ престижность, т.е. стремление индивида выделиться в общественной среде или в собственной самооценке через обладание модным изделием;
♦ канон (эталон) красоты, т.е. модное — это красивое, исторически присущее человеку;
» универсальность. Суть этой черты моды в том, что с ней связывают не только одежду и другие товары, но и слова, места встреч молодежи, модные ансамбли и исполнителей и т.д.;
♦ плюралистичность определяет ориентацию при разработке тенденций моды на наиболее требовательную в эстетическом плане часть населения. Однако тенденции модного оформления изделий позволяют учесть и другие (возрастные, социальные) группы потребителей;
♦ обновляемость — это характерная черта, которая отмечалась давно. Так, Вольтер писал: «Богиня прихотей, чья ветрена природа, возникнет, увлечет и вновь придет. Она рождается, меняясь каждый год. Отец ее — Протей, она зовется "Мода". Критерий обновления является ответом на закон возвышения потребностей, в соответствии с которым они постоянно развиваются и усложняются, а общество должно находить возможность их наиболее полного удовлетворения. Новизна товара (модели) является очень важной в коммерческой деятельности, так как дизайн, внешнее оформление новых изделий на 75 % определяют решение человека о покупке.
Мировая практика показывает, что по критерию новизны товары можно разделить на группы:
♦ особо (принципиально) модные;
♦ модные (улучшенные или модифицированные);
♦ морально устаревшие (неизменные).
Соотношение между этими группами (в процентах): 16 : 68 : 16.
Это соотношение тесно связано с типологией потребителей на рынке, а именно: лидеры (новаторы), последователи и консерваторы. Следовательно, при формировании ассортимента одежды с учетом критерия новизны основное внимание должно быть уделено модным на данный период изделиям. Именно им отдает предпочтение основная часть населения (68 %). В то же время, наряду с остромодными (16 %) изделиями, на рынке должно быть такое же примерно количество изделий, рассчитанных на консервативных потребителей.
Мода как сложное и очень важное в практике торговли явление зависит от многих факторов .
Рис. Факторы моды
Рис. Факторы моды
Только выявление сущности и полноты их учета позволяет рассчитывать на успех в коммерческой деятельности. При этом следует учесть и определенные закономерности, характерные для развития моды:
♦ мода возникает в наиболее развитых центрах и распространяется вширь и вглубь;
♦ развиваясь в определенном направлении, мода постоянно утомляет восприятие человеком ее повторяющихся элементов и уничтожает себя.
Современный период развития коммуникаций сокращает цикл возникновение—распространение моды.
Обобщение многообразия факторов, определяющих развитие моды, выявляет, что существенные изменения в ней происходят за период 5—7 лет . Это имеет важное значение для практики формирования ассортимента одежды в торговле. На основе этой закономерности целесообразно отслеживать зарождение новой моды и одновременно проявлять осторожность при закупке, особенно больших партий, изделий через пять лет после их внедрения в производство.
С учетом эстетических требований в одежде должны быть обеспечены одноименные свойства.
Рис. Факторы, влияющие на моду:
Рис. Факторы, влияющие на моду:
1 — гигиенические; 2 — нормативный срок службы основных средств; 3— цикл
наука—техника—производство; 4 — кризисы перепроизводства
Эстетические свойства
Эстетические свойства — это способность изделий через различные признаки выражать свою общественную ценность и полезность, которые могут быть установлены только посредством эстетических чувств и восприятий.
Важными показателями эстетических свойств одежды являются:
♦ соответствие формы назначению;
♦ колорит (соотношение всех цветов в оформлении изделия);
♦ организация объемно-пространственной структуры (соразмерность, соподчиненность всех элементов формы);
♦ соответствие конструкции современному направлению моды.
Одним из важных показателей эстетических свойств является цвет (цветовая композиция), вызывающий разнообразные ассоциации в восприятии человека .
Эмоциональные ассоциации цветов
Эмоциональные ассоциации цветов
Цвет |
Зрительно |
Физиологически |
Ассоциативно |
Психологически |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Красный |
Резкий, яркий |
Возбуждение |
Революция, шум, пожар |
Горячие чувства, активность, гнев |
Оранжево-красный |
Яркий, выделяющийся |
Возбуждение |
Солнце, торжество |
Энергичность |
Окончание табл. 2.7
Окончание табл. 2.7
1 |
2 |
3 |
4 |
- 1 5 |
Оранжевый |
Яркий, выделяющийся |
Напряженность |
Закат, осень, апельсин |
Беспокойство, динамичность |
Желто-оранжевый |
Блестящий |
Накал |
Восход солнца, золото |
Счастье, жизнь |
Желтый |
Блестящий |
Спокойствие |
Весна |
Надежда |
Зеленый |
Неустойчивый |
Покой, свежесть |
Растение, море |
Мир, уравновешенность |
Синий |
Прозрачный |
Прохлада |
Далекие горы |
Равновесие, успокоение |
Фиолетовый |
Плотный, сумеречный |
Теплый воздух |
Фиалка |
Торжественность, траур |
Пурпурный |
Сочный |
Страсть |
Власть |
Пышность |
В то же время этот показатель наиболее легко обеспечивается в технологическом аспекте. Значение цвета характеризуется тем, что при несоответствии его эстетическим вкусам потребителей не совершается до 30 % покупок изделий комплекса «Одежда».