Эстетические требования и свойства одежды

Категория: Одежда

 Эстетические требования

Эстетические требования направлены на полноту выявления эстетической функции одежды. Ее важность определяется тем, что эстетические свойства являются определяющими для одежды и весьма значимыми для других групп товаров .

 

Значимость эстетических показателей

 

Значимость эстетических показателей

Группа и вид изделия

Коэффициент весомости эстетических показателей, %

Декоративные изделия

100—85

^Ювелирные изделия

95—80

Люстры, бра декоративные

80—70

Одежда нарядная

65—45

Обувь модельная

60—40

Одежда повседневная

55—35

Мебель жилых зон

50—30

Телевизоры, холодильники

40—20

Наиболее высокие эстетические требования к одежде предъявляет молодежь, особенно в возрасте 17—21 года, и студенчество. Они руководствуются модой при выборе одежды на 70— 80 %. Особое внимание этой группе потребителей оправдано уже только тем, что она, по данным ЮНЕСКО, составляет 45 % населения планеты. При этом к молодым относится население в возрастном диапазоне 14—30 лет.

Эстетические требования должны обеспечить соответствие одежды направлению моды и эстетическим вкусам потребителей.

Мода — это непродолжительное господство в определенной общественной среде, в определенный период времени тех или иных эстетических вкусов, которые проявляются в одежде, обуви, прическе, мебели и т.д.

Мода в одежде — это те линии, цвета, элементы покроя и отделки, которые люди в определенный период времени, в определенной общественной среде считают наиболее красивыми.

Для моды как универсального явления характерны определенные черты .

Рис.  Отличительные черты моды

Рис.  Отличительные черты моды

Их содержание учитывает ряд особенностей:

♦ престижность, т.е. стремление индивида выделиться в общественной среде или в собственной самооценке через обладание модным изделием;

♦ канон (эталон) красоты, т.е. модное — это красивое, исторически присущее человеку;

» универсальность. Суть этой черты моды в том, что с ней связывают не только одежду и другие товары, но и слова, места встреч молодежи, модные ансамбли и исполнителей и т.д.;

♦ плюралистичность определяет ориентацию при разработке тенденций моды на наиболее требовательную в эстетическом плане часть населения. Однако тенденции модного оформления изделий позволяют учесть и другие (возрастные, социальные) группы потребителей;

♦ обновляемость — это характерная черта, которая отмечалась давно. Так, Вольтер писал: «Богиня прихотей, чья ветрена природа, возникнет, увлечет и вновь придет. Она рождается, меняясь каждый год. Отец ее — Протей, она зовется "Мода". Критерий обновления является ответом на закон возвышения потребностей, в соответствии с которым они постоянно развиваются и усложняются, а общество должно находить возможность их наиболее полного удовлетворения. Новизна товара (модели) является очень важной в коммерческой деятельности, так как дизайн, внешнее оформление новых изделий на 75 % определяют решение человека о покупке.

Мировая практика показывает, что по критерию новизны товары можно разделить на группы:

♦ особо (принципиально) модные;

♦ модные (улучшенные или модифицированные);

♦ морально устаревшие (неизменные).

Соотношение между этими группами (в процентах): 16 : 68 : 16.

Это соотношение тесно связано с типологией потребителей на рынке, а именно: лидеры (новаторы), последователи и консерваторы. Следовательно, при формировании ассортимента одежды с учетом критерия новизны основное внимание должно быть уделено модным на данный период изделиям. Именно им отдает предпочтение основная часть населения (68 %). В то же время, наряду с остромодными (16 %) изделиями, на рынке должно быть такое же примерно количество изделий, рассчитанных на консервативных потребителей.

Мода как сложное и очень важное в практике торговли явление зависит от многих факторов .

Рис.  Факторы моды

Рис.  Факторы моды

Только выявление сущности и полноты их учета позволяет рассчитывать на успех в коммерческой деятельности. При этом следует учесть и определенные закономерности, характерные для развития моды:

♦ мода возникает в наиболее развитых центрах и распространяется вширь и вглубь;

♦ развиваясь в определенном направлении, мода постоянно утомляет восприятие человеком ее повторяющихся элементов и уничтожает себя.

Современный период развития коммуникаций сокращает цикл возникновение—распространение моды.

Обобщение многообразия факторов, определяющих развитие моды, выявляет, что существенные изменения в ней происходят за период 5—7 лет . Это имеет важное значение для практики формирования ассортимента одежды в торговле. На основе этой закономерности целесообразно отслеживать зарождение новой моды и одновременно проявлять осторожность при закупке, особенно больших партий, изделий через пять лет после их внедрения в производство.

С учетом эстетических требований в одежде должны быть обеспечены одноименные свойства.

Рис.  Факторы, влияющие на моду:

Рис.  Факторы, влияющие на моду:

1 — гигиенические; 2 — нормативный срок службы основных средств; 3— цикл

наука—техника—производство; 4 — кризисы перепроизводства

 Эстетические свойства

Эстетические свойства — это способность изделий через различные признаки выражать свою общественную ценность и полезность, которые могут быть установлены только посредством эстетических чувств и восприятий.

Важными показателями эстетических свойств одежды являются:

♦ соответствие формы назначению;

♦ колорит (соотношение всех цветов в оформлении изделия);

♦ организация объемно-пространственной структуры (соразмерность, соподчиненность всех элементов формы);

♦ соответствие конструкции современному направлению моды.

Одним из важных показателей эстетических свойств является цвет (цветовая композиция), вызывающий разнообразные ассоциации в восприятии человека .

 

Эмоциональные ассоциации цветов

 

Эмоциональные ассоциации цветов

Цвет

Зрительно

Физиологически

Ассоциативно

Психологически

1

2

3

4

5

Красный

Резкий, яркий

Возбуждение

Революция, шум, пожар

Горячие чувства, активность, гнев

Оранжево-красный

Яркий, выделяющийся

Возбуждение

Солнце, торжество

Энергичность

Окончание табл. 2.7

Окончание табл. 2.7

1

2

3

4

- 1 5

Оранжевый

Яркий, выделяющийся

Напряженность

Закат, осень, апельсин

Беспокойство, динамичность

Желто-оранжевый

Блестящий

Накал

Восход солнца, золото

Счастье, жизнь

Желтый

Блестящий

Спокойствие

Весна

Надежда

Зеленый

Неустойчивый

Покой, свежесть

Растение, море

Мир, уравновешенность

Синий

Прозрачный

Прохлада

Далекие горы

Равновесие, успокоение

Фиолетовый

Плотный, сумеречный

Теплый воздух

Фиалка

Торжественность, траур

Пурпурный

Сочный

Страсть

Власть

Пышность

В то же время этот показатель наиболее легко обеспечивается в технологическом аспекте. Значение цвета характеризуется тем, что при несоответствии его эстетическим вкусам потребителей не совершается до 30 % покупок изделий комплекса «Одежда».