Швейные товары

Категория: Одежда

Швейные товары включают изделия, получаемые с помощью стежков, строчек и швов. Их делят на одежду, которая покрывает тело человека, и на изделия, не относящиеся к одежде: постельное и столовое белье, изделия спортивного и туристского назначения и инвентаря (палатки, спальные мешки, рюкзаки), чехлы для приборов и др.

Основное место в общем ассортименте швейных товаров занимает одежда, т.е. изделие или совокупность изделий, надеваемое (-ых) человеком, несущее (-их) утилитарные и эстетические функции. При этом важнейшей ее функцией является защитная. Эта функция, по заключению Ф. Энгельса, сыграла важную роль в развитии как швейного производства, так и человека. Он писал: «Переход его (первобытного человека) из первоначально жаркой родины в районы, где год делится на зиму и лето, породил новые потребности — потребности в жилище и одежде, а следовательно, породил новые виды деятельности, которые все более отдаляли человека от животного».

Климатические условия обусловливают необходимость человека в одежде, в частности теплозащитной. В этой связи акад. Ф. Эрисман отмечал: «Если стены наших домов, сделанные из проницаемого для воздуха и обладающего большой теплоемкостью материала, могут быть названы первым кольцом укреплений, возводимых человеком против неблагоприятных влияний ветра, холода, солнца и прочего, то вторым кольцом защиты является одежда, посредством которой мы окружаем себя воздушной оболочкой, температура которой еще выше и подвергается меньшим колебаниям, нежели температура комнатного воздуха».

Все мы привыкли к одежде как к собственному телу. Настолько привыкли, что часто не интересуемся ее происхождением и возрастом.

Одежда появилась не сразу. Но она возникла потому, что должна была возникнуть, к ней вел весь процесс развития земли и человечества.

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества (40—25 тыс. лет тому назад). Первые признаки одежды были обнаружены еще у людей палеолита в виде различных шкур животных, травы, наброшенных на плечи или закрепленных в виде юбок на поясе. Шкуры, листья, травы, ткань, натянутые на пояс, были прообразом первых юбок.

Бесспорно, базисная, или исторически первая функция одежды — защитить человеческое тело от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Эта функция заключается в том, что любая одежда в какой-то мере удовлетворяет потребность в безопасности и самосохранении и защищает тело летом — от жары, зимой — от холода. В климатических зонах, где большую часть года стоят морозы, только теплая меховая одежда (она предпочтительнее одежды, например, на синтепоне, искусственном меху) сохраняет жизнь людей, так как именно натуральный мех способен в экстремальных условиях обеспечить безопасность человека при сильном холоде.

Физическая и духовная жизнь человека обусловлена потребностями тела в защите его от непогоды и ненастья, а потребностями духа — в украшении. Первобытные люди носили шкуры животных, пеньку, траву. Жители теплых стран не нуждались в защите от непогоды и только украшали себя. С развитием чувства стыда они стали пользоваться первой одеждой — кусками ткани. В этой связи М. Домогацких, характеризуя простейший костюм первобытных народов, отмечал: «Эти люди почти не знают одежды. В некоторых селениях они носят жесткий пояс на бедрах, привязывая к нему передник, сплетенный из волокнистых растений. Часто сзади привешиваются для украшения ветви деревьев, которые, как мы выяснили, меняются через каждые два дня. В других селениях женщины носят плетеный пояс, а спереди — раковину или скорлупу кокосового ореха. Женская юбка плетется из банановых или кокосовых листьев, окрашенных в темно-коричневый или черный цвет. Иногда юбку составляют два небольших куска плетеной циновки, прикрепленных к поясу спереди и сзади»

С момента своего возникновения одежда играла не только чисто утилитарную роль, была предметом первой необходимости, но и предоставляла человеку реальную возможность изменить свой облик, улучшить его, скрыть недостатки фигуры и

внешности — отражала определенное представление о красоте, т.е. выполняла и эстетическую функцию.

Эстетическая функция каждым народом воспринималась по-своему. Примером этому служат традиции некоторых народов деформировать форму черепа, ступней, татуировать тело, удлинять шею, носить корсет и т.д.

Первые художественные образы, которые находили отражение в характере одежды, человек черпал из окружающей среды. Постепенно от подражания природе он переходил к художественно-образному решению одежды, созданию ансамбля предметов, формирующих его внешний облик.

История одежды неразрывно связана с развитием моды. Ее изучение открывает ключ к познанию нравов и обычаев как существующих, так и умерших народов. По форме и окраске одежд, по тканям мы узнаем степень их художественного и промышленного развития; изменения в покрое, в сочетаниях цветов, влияние костюма одного народа на одежду другого — все это дает нам возможность определить путь их развития или упадка; религия, искусство, философские учения влияют на внешность людей, по которой можно создать представление об этих культурных двигателях определенной эпохи.

Костюмы королей, вождей, героев и выдающихся исторических лиц характеризуют нередко целую историческую эпоху. Одежда человека своим общим «модным» видом характеризует известный период времени, а своими деталями, индивидуальными мелкими частностями, манерой носить ее определяет характер, вкусы, умственную и духовную жизнь человека.

Но костюм, одежда выполняют и другие, «нематериальные» функции, напрямую связанные с господствующими в данном обществе представлениями о целомудрии и стыдливости, роскоши и богатстве, социальном престиже. Эти функции можно объединить в функцию социального знака и символа. Костюм выступает как знак классовой, профессиональной дифференциации; выражение экономической престижности, респектабельности; принадлежности его носителя к той или иной группе; как знак полового различия, возраста, выражения веков; выражение региональной и исторической культуры. Так, в Древнем Риме тогу мог носить только свободный взрослый римский гражданин (подростки носили особые тоги); определенные элементы одежды соответствовали царскому или священническому титулу; одежда военных и медиков характеризовала профессию; одежда представителей многих неформальных молодежных объединений — панков, рокеров, металлистов и т.д. В качестве символов выступают при этом как отдельные элементы костюма (галстук, запонка, фасон пиджака и т.д.), сам костюм как единое целое, так и весь набор используемой одежды. Совокупность знаков и символов составляют текст, который в первую очередь читается в процессе взаимодействия, т.е. одежда выполняет также коммуникативную функцию, или функцию «языка». Часто одежда отражает социально-экономическое положение индивида: бедная одежда — бедный человек, богатая — богатый. Правда, в наше время в индустриально развитых странах роль одежды как знака заметно уменьшилась в сравнении с прошлыми веками. Богатый в настоящее время одет не обязательно очень дорого, но и не бедно, бедный же не может одеться выше своих материальных возможностей. Одежда является также знаком, который может читаться окружающими как текст, характеризующий вкус ее обладателя. Разумеется, никто не хочет демонстрировать плохой вкус, но знак — это непроизвольный след статуса, поэтому он читается независимо от желания его носителя. Наличие же плохого вкуса, проявленного в одежде, нередко читается как текст, говорящий о характере и уровне полученного образования, об общей культуре человека. Вопреки желанию человека, его одежда может говорить о наличии таких качеств, как снобизм, склонность к показному потреблению, хвастовство и др.

Тот или иной набор предметов одежды, манера их надевать и носить всегда выполняли социальные, обрядовые, профессиональные, а также знаковые функции: служили знаком радости или печали, торжественности, материального благосостояния, принадлежности к определенной профессии, классу и т.д. В зависимости от назначения одежды выделяется ее главная функция. Так, для специальной одежды — это защитная функция, для нарядной — эстетическая.

Реальная функция изделия определяется конкретной ситуацией потребления, т.е. внешними характеристиками его эксплуатации. Следовательно, вещь должна обладать рядом свойств, которые выступают ее материальными характеристиками. При этом полезная функция изделия обусловлена определенной потребностью: духовной, материальной, эстетической, культурной. Она может представлять собой определенную комбинацию утилитарных, эстетических, культурных запросов человека. Комбинация этих потребностей может меняться в зависимости от того, кто является потребителем этой вещи, каковы условия и способы ее эксплуатации. Если потребность удовлетворяется, вещь полезна. Если же вещь не способна удовлетворить потребность человека, на которую ориентирована, она пе

рестает быть вещью, наделенной полезными функциями, а следовательно, и полезной вещью.

Основным содержанием функции является созданное человеком равновесие между требованием к данной вещи и ответом на это требование. Ответ проявляется в знаках — фактурных, формальных, конструктивных, цветовых, материальных.

В процессе своего развития одежда выполняла те или иные функции, менялась конструктивно. О том, какие изменения претерпела одежда с древнейших времен до наших дней, можно судить на примере совершенствования двух ее конструктивных категорий. Плечевая одежда: шкура — накидка — плащ — тога — рубаха — платье — жакет — пальто и т.д.; поясная: набедренная повязка — передник — юбка — штаны — чулки — панталоны — брюки и т.д.

С появлением тканей человек пытался закрепить их на теле. В зависимости от географического региона ткань драпировали (Древняя Греция, Рим); обертывали ею тело (Египет, Ассирия); делали прорези для головы, образуя пончо (латиноамериканские страны). Со временем появился крой, который приспосабливал одежду к телу. Она прочно держалась, образуя прилегающую оболочку. Вначале из оболочки, образуемой целым полотнищем, выделялся рукав, затем — лиф, юбка, разные разъемные детали.

Развитие костюма от простых форм к сложным происходило прежде всего под влиянием климатических условий конкретной среды жизни человека. Трудовая деятельность человека также диктовала необходимость совершенствования одежды, дополняя ее нужными деталями. Развитие расширенного производства, торговли, ведение захватнических войн определили активный взаимообмен одеждой, обувью, тканями, отделками и украшениями к костюму. Благодаря заимствованию обогащался и значительно расширялся «гардероб» народов разных стран.

С годами ширится информация о новых видах материалов, идет процесс заимствования, растет производство, движется вперед мастерство пошива одежды. Исторические, географические, социальные условия жизни народов находят отражение в одежде. Постепенно осознается, что «не одежда делает человека, а она сама — его создание, результат многовековых усилий человеческого гения».

В современных условиях одежда развивается в сочетании функций красоты и удобства. Что человек считает красивым в одежде — весьма индивидуально, хотя и корректируется временем. Однако есть и общие принципы, нарушать которые всегда

считалось некрасиво (одеваться не в соответствии с особенностями фигуры, не по возрасту или без учета ситуации). Удобство играет особую роль при значительных нагрузках на организм при работе, в долгих походах, при плохом самочувствии, а также в повседневной более динамичной жизни. Например, обратившись к истории костюма, можно назвать множество изделий как женского, так и мужского туалета, которые были несомненно красивыми, но далеко не всегда удобными. Вспомним корсеты, сдавливающие грудную клетку, которые нарушали дыхание и кровообращение; платья на тяжелых каркасах, обильно украшенные драгоценными камнями, нашитыми на парчу и бархат, с высокими воротниками, которые искажали пропорции тела, лишали фигуру подвижности и т.д.

К швейным товарам относят верхнее готовое платье (верхнюю одежду), белье и головные уборы.

В дореволюционной России почти все швейные изделия изготовлялись кустарями или домашним способом. Крупных швейных предприятий было мало, организация производства в них была чрезвычайно примитивна.

Реконструкция швейного производства на новой технической базе началась в нашей стране в первые же годы после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1928 г. швейная промышленность перешла на поточную систему производства; были созданы крупные швейные предприятия и проведена их специализация.

Продукция швейной промышленности росла из года в год бурными темпами. Так, например, за период с 1928 по 1938 г. продукция швейной промышленности увеличилась более чем в пять раз.

В годы Великой Отечественной войны швейная промышленность успешно выполняла огромную работу по обеспечению швейными изделиями воинов Советской Армии и гражданского населения.

В послевоенный период швейная промышленность добилась, новых успехов. Из года в год растет выпуск швейных изделий, обновляется и расширяется их ассортимент. Так, только за 1951 г. было внедрено в производство 4900 новых моделей швейных изделий. Одновременно с этим повышается качество швейных изделий. Этому способствует внедренный, по предложению мастера Московской швейной фабрики лауреата Сталинской премии Полины Суховерховой, пооперационный контроль за качеством пошивки изделий.

Материалы и производство швейных товаров

Материалы для швейных товаров. Основным материалом для. изготовления швейных изделий являются разнообразные ткани.

Кроме тканей, для пошивки швейных изделий используют вату, ватин, ватилин меха, пуговицы, различную фурнитуру (крючки, пряжки, застежки и др.), кружева, нитки и разные отделочные материалы (шнуры, тесьма и др.).

Производство швейных товаров. Массовое производство швейных товаров состоит из операций моделирования, конструирования, раскроя и пошивки.

Моделирование заключается в разработке модели того или иного изделия. При разработке модели учитывают назначение изделия, сезонность его использования, гигиенические свойства одежды, вкусы потребителей, технические возможности пошивки и т. п. Каждая разработанная модель после тщательного обсуждения утверждается художественными советами, организованными при министерствах легкой и пищевой промышленности союзных республик, областных (краевых) и городских управлениях легкой промышленности, областных (краевых) управлениях промкооперации. В состав таких художественных советов входят представители промышленности, торгующих организаций, художники, модельеры и др.

Каждой утвержденной модели присваивается определенный номер.

Конструирование состоит в разработке технических чертежей утвержденных моделей и в изготовлении на основе этих чертежей лекал (выкроек).

Конструирование - весьма ответственный этап в создании швейного изделия.

Раскрой тканей на отдельные детали производится после подготовительных операций, к которым относятся сортировка тканей (по ширине, цвету, рисунку и др.), настил тканей и разметка контуров деталей. Раскраивается весь настил с помощью электрических раскройных машин.

Выкроенные детали собирают в комплекты и направляют в пошивочный цех.

Пошивка при массовом производстве верхнего готового платья складывается из значительного числа операций, выполняемых обычно на отдельных рабочих местах.

Большинство пошивочных операций на фабриках производится с помощью различных машин. От качества проведения этих операций зависит качество готовых изделий. В процессе пошивки проводятся также влажнотермические операции (утюжка, раз-утюжка и др.)

Пошитые изделия для выявления всех дефектов материала и пошивки тщательно просматривают, маркируют и упаковывают.

Ассортимент верхнего готового платья

Верхнее готовое платье группируют по ряду признаков: назначению, материалу, сезонности, размерам, ростам, поло-возрастному признаку, видам изделий, сложности пошивки и фасонам.

По назначению верхнее готовое платье делят на гражданское, форменное, спец- и прозодежду, национальную одежду.

К гражданскому относят готовое платье широкого пользования; к форменному — платье для сотрудников различных ведомств, а также для учащихся; к спец- и прозодежде — изделия, служащие для работы в определенных условиях (комбинезоны, ватные телогрейки и др.) и для защиты от пыли, грязи (халаты, косынки и др.); к национальной — изделия особых фасонов для жителей Средней Азии и других районов бывшего СССР.

По материалу различают верхнее готовое платье хлопчатобумажное, льняное, шерстяное, шелковое, из хлорвинилового пластиката, из прорезиненных тканей.

Сезонность верхнего готового платья определяется периодом его использования. Так, различают изделия летние, зимние и демисезонные (междусезонные, внесезонные).

По поло-возрастному признаку различают верхнее готовое платье мужское, женское и детское. Последнее, в свою очередь, подразделяют на готовое платье для мальчиков и для девочек школьного, дошкольного и ясельного возраста.

Размер верхнего готового платья является условным обозначением. Он определяет половину обхвата туловища потребителя на уровне груди, измеренного в сантиметрах у мужчин по верхней сорочке, а у женщин — по платью.

Мужские и женские изделия выпускают следующих размеров: 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58 и 60; детские для школьного возраста: 32, 34, 36, 38, 40, 42 и 44; детские для дошкольного возраста: 24, 26, 28 и 30 и детские для ясельного возраста: 18, 20 и 22.

Рост (длина) верхнего готового платья — условное обозначение, характеризующее длину изделия. Роста изделий указываются порядковыми номерами. Верхнее готовое платье для взрослых может быть пяти ростов (костюмы мужские, пальто мужские и женские, платья), четырех ростов (костюмы и юбки женские, куртки, толстовки и гимнастерки мужские) и трех ростов (полупальто, жакеты женские, блузки и халаты). Изделия для детей школьного возраста выпускают двух ростов (длин), для детей дошкольного и ясельного возраста — одного роста (длины).

В изделиях, выпускаемых пяти ростов, первый предназначается для мужчин ростом 155—160 см и для женщин ростом 149—154 см; второй — для мужчин ростом 161 —166 см и женщин ростом 155—160 см; третий — для мужчин ростом 167—172 ем и женщин ростом 161 —166 см; четвертый — для мужчин ростом 173—178 см и женщин ростом 167—172 см; пятый — для мужчин ростом 179—184 см и женщин ростом 173—178 см. По заказам торгующих организаций выпускаются изделия шестого и седьмого ростов.

Для лучшего удовлетворения спроса потребителей швейная промышленность выпускает изделия каждого размера нескольких ростов. Так, в частности, мужские костюмы 44-го размера выпускаются первого, второго и третьего ростов; 46-го размера—первого, второго, третьего и четвертого ростов; 48 и 50-го размеров — всех пяти ростов; 52-го — второго, третьего, четвертого и пятого ростов; 54-го — третьего, четвертого и пятого ростов; 56-го — третьего и четвертого ростов.

Виды (номенклатура) верхнего готового платья довольно разнообразны. Так, в ассортимент готового платья входят пальто, полупальто, бушлаты, костюмы, брюки, куртки, толстовки, гимнастерки, жакеты, юбки, платья, блузки, халаты, сарафаны и др.

Сложность пошивки и фасон изделий обозначают порядковыми номерами. Число сложностей пошивки каждого изделия ограничено и обычно не превышает четырех, число же фасонов значительно больше. Из этого следует, что в одну и ту же группу сложности данного изделия может входить несколько фасонов. Группа сложности — один из факторов цены изделий.

Мужское верхнее готовое платье. В ассортимент мужского верхнего платья включают костюмы, пиджаки, брюки, толстовки, куртки, гимнастерки, пальто, полупальто, плащи.

Костюмы группируются по следующим признакам: по материалу—на шерстяные, льняные, хлопчатобумажные и шелковые; по комплекту изделий—на костюм-двойку (пиджак и брюки) и на костюм-тройку (пиджак, жилет и брюки); по конструкции — на двубортные (пуговицы и петли на обеих сторонах пиджака) и однобортные; по фасонам — в зависимости от кроя стана, формы лацканов, длины и ширины воротника и других особенностей кроя и пошивки.

Пиджаки вырабатывают из шерстяных и шелковых тканей однобортными и двубортными, различных фасонов.

Брюки, выпускаемые в продажу отдельно от пиджака, делятся по фасонам на обыкновенные, типа спортивных (гольф), кавалерийские и типа кавалерийских (бриджи), а по материалу — на шерстяные, хлопчатобумажные, льняные и шелковые.

Брюки обыкновенные могут быть без манжет и с манжетами, шерстяные, хлопчатобумажные, льняные и шелковые. Брюки шерстяные могут иметь различную ширину низков.

Брюки типа спортивных, широкие в верхней своей части, книзу от колен имеют равномерный напуск, заканчиваются манжетой с двумя пуговицами.

Брюки кавалерийские в верхней части (от пояса и почти до колена) имеют большой овал, от колена и ниже плотно охватывают ногу, внизу обычно имеют штрипки.

Брюки типа кавалерийских отличаются от кавалерийских формой овала, под коленом имеют вытачку, от колен до низа — застежку на пуговицах.

Толстовки делятся на шерстяные и хлопчатобумажные, а по фасону — на толстовки без кокетки и с кокеткой. Толстовки без кокетки обычно гладкие (без складок), с кокеткой — гладкие и со складками.

Куртки шьют из тканей шерстяных, хлопчатобумажных, льняных и шелковых. Шерстяные куртки вырабатывают обычно с подкладкой, хлопчатобумажные, шелковые и льняные — без подкладки.

Гимнастерки изготовляют из шерстяных и хлопчатобумажных тканей с прямым или отложным воротником, двумя верхними карманами с клапанами.

Пальто подразделяются прежде всего по сезону — на зимние, демисезонные и летние.

Зимние пальто группируются по конструкции на однобортные и двубортные; фасон пальто зависит от кроя стана (свободного покроя, прилегающие — в талию, с поясом, с хлястиком и др.), от формы воротника (воротник прямой и шалью) и от формы рукава (обыкновенный и начинающийся от горловины —реглан).

Вырабатывают зимние пальто обычно из шерстяных тканей, воротник у них может быть меховой или из того же материала, что и пальто.

Демисезонные пальто вырабатывают из шерстяных тканей (драпа, бобрика, сукна и др.) двубортными и однобортными, различных фасонов.

Летние пальто могут быть из легких шерстяных тканей, а также из тканей шелковых и прорезиненных (хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых). Фасоны летних пальто разнообразны.

Полупальто отличаются от пальто меньшей длиной и наличием дополнительных долевых (муфтовых) карманов. По сезонности делятся на зимние и демисезонные. Вырабатывают их из шерстяных и хлопчатобумажных тканей.

Плащи шьют обычно из хлорвинилового пластиката, однобортными и двубортными, обычно с рукавами реглан.

Женское верхнее готовое платье. Основными видами женского верхнего готового платья являются костюмы, платья, блузки, юбки, халаты, сарафаны, пальто, полупальто, жакеты плюшевые, плащи.

Костюмы женские состоят из жакета и юбки или гимнастерки и юбки (хлопчатобумажные). Шьют женские костюмы из. гребенных и тонкосуконных шерстяных тканей, хлопчатобумажных (трико, коверкот) и тканей льняных (полотно, рогожка, диагональ). Фасоны женских костюмов весьма разнообразны; зависят они от фасона жакета (свободный, полуприлегающий, прилегающий, без пояса и с поясом, с карманами прорезными и накладными) и фасона юбки (гладкая, со складками,, с бантовками и др.).

Платья женские шьют из различных тканей: платьевых шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных и льняных. Фасоны их весьма разнообразны; они определяются формой и кроем стана (гладкие, со складками, бантовками, воланами, сквозные, отрезные и др.), формой и размером рукава (обыкновенные, реглан, длинные и короткие, с манжетами и без манжет и др.) и формой воротника.

По назначению платья делят на домашние (свободного покроя, из легко стирающихся тканей), выходные (из более дорогих тканей и более сложных фасонов), вечерние и эстрадные (длинные, из дорогих шелковых тканей, со сложной отделкой), специального назначения (для беременных, для кормящих матерей).

Особыми видами платьев являются платье-костюм и платье-пальто. Платье-костюм состоит из юбки и жакета особой конструкции (без подкладки); платье-пальто может иметь сквозную застежку или застежку только в поясе.

Блузки шьют из шелковых, хлопчатобумажных и льняных тканей различных фасонов (гладкие, со складками, на кокетке, с длинными или короткими рукавами и др.). Низ блузки, надеваемой поверх юбки, делают на резинке или на кушаке. Блузки для беременных шьют свободного покроя, удлиненными, с карманами.

Юбки изготовляют из различных тканей и разнообразных фасонов: прямые, клеш (расширяющиеся книзу), со складками, с бантовками (встречными складками), на кокетке и др.

Халаты изготовляют из тканей хлопчатобумажных (ситца, сатина, крепа, шерстянки, полубархата, вельвета, бумазеи, фланели) и шелковых (полотна, крепдешина, поплина и др.), гладкими и со складками, с рукавами втачными, реглан и кимоно, с воротником различных фасонов.

Сарафаны представляют собой особого покроя платья, без рукавов и с вырезом на спинке, переходящим на плечах в широкие бретели. Они могут быть без кофточки и с кофточкой. Изготовляют сарафаны из тканей шелковых (полотна, поплина, крепдешина, креп-паризьена и др.), хлопчатобумажных (ситца, сатина, эпонжа и др.) и льняных.

Пальто женские, так же как и пальто мужские, делятся по материалу, сезонности (зимние, демисезонные, летние), конструкции (однобортные и двубортные) и фасонам.

Женские пальто шьют из шерстяных и шелковых тканей, обычно более легких, чем для мужских пальто, а также из тканей прорезиненных. Застежку у женских пальто в отличие от мужских делают на левую сторону. Подкладка внизу не подшивается (отлетная). Фасоны женских пальто более разнообразны, чем фасоны пальто мужских.

Полупальто изготовляются только зимними из шерстяных и хлопчатобумажных тканей, двубортными, с тканевым воротником, двумя прорезными или накладными карманами, либо без карманов, различных фасонов.

Жакеты плюшевые изготовляют с карманами и без них. Рукава, воротник и манжеты у жакетов могут быть различных фасонов.

Плащи вырабатывают из хлорвинилового пластиката, однобортными и Двубортными, с карманами и без карманов.

Детское верхнее готовое платье. Подразделяется детское верхнее готовое платье на готовое платье для мальчиков и готовое платье для девочек. В ассортимент готового платья для мальчиков включаются костюмы, брюки-одиночки, толстовки, куртки, гимнастерки, пальто, полупальто, бушлаты.

Костюмы для мальчиков могут быть нескольких видов: обыкновенные, состоящие из длинных брюк и пиджака или куртки; спортивные (пиджак и брюки гольф); флотские (блуза-матроска и длинные брюки); матросские (блуза-матроска и короткие брюки). Вырабатывают их из тканей шерстяных и хлопчатобумажных.

Брюки-одиночки вырабатываются обыкновенного фасона, типа спортивных и короткие.

Толстовки для мальчиков, как и для взрослых, бывают без кокетки и с кокеткой, шерстяные и хлопчатобумажные.

Куртки и гимнастерки могут быть шерстяными и хлопчатобумажными.

Пальто для мальчиков подразделяются на зимние, демисезонные и летние. По конструкции они аналогичны пальто мужским, но менее разнообразны по фасонам.

Зимние пальто вырабатывают из тканей грубосуконных, полушерстяных тонкосуконных и хлопчатобумажных; демисезонные— из грубосуконных и полушерстяных тонкосуконных; летние — из прорезиненных.

Полупальто могут быть зимними и демисезонными, шьют их из недорогих грубосуконных и полушерстяных тонкосуконных тканей.

Бушлаты зимние и демисезонные короче полупальто, на рукавах имеют какую-либо эмблему (якорь, пропеллер, звезду) и нашитые полоски золотистого цвета из галуна или шнура.

К верхнему готовому платью для девочек относятся костюмы обыкновенные и матросские, платья, платья-костюмы, юбки, блузки, сарафаны, пальто зимние, демисезонные и летние, накидки. По конструкции все эти изделия аналогичны женским, но имеют более простые фасоны; шьют их обычно из недорогих тканей.

Спецодежда и прозодежда. В эту группу объединяют такие изделия, как брезентовые плащи с капюшонами, комбинезоны, телогрейки, ватные шаровары, куртки, халаты и фартуки.

Ассортимент белья

По назначению белье делят на три группы: носильное, постельное и столовое.

Носильное белье

По поло-возрастному признаку носильное белье делят на мужское, женское и детское.

Мужское белье. К мужскому носильному белью относят верхние сорочки, воротнички, манишки, манжеты, нижние сорочки, кальсоны, трусы, пижамы.

Верхние сорочки вырабатывают из тканей хлопчатобумажных (зефира, репса, лионеза, тафты, туальденора, шотландки, патриотика, плетенки, сетки спортивной и др.), льняных и шелковых.

Сорочки подразделяют по фасонам и размерам. Основные фасоны сорочек: с пристегивающимися воротничками, с пришитым воротничком, спорт (воротник широкий, распахивающийся), с фигурным воротничком (воротник отложной с заостренным мысом сзади, застегивающимся на пуговицу), косоворотка, украинка.

Размеры верхних сорочек обозначают по окружности шеи — длине воротничка в сантиметрах (с № 37 по № 43) и по половине обхвата туловища потребителя на уровне груди (с №44 по №56).

Сорочки 44, 46, 54 и 56-го размеров изготовляют двух ростов (длин), а 48, 50 и 52-го размеров — трех ростов (длин) в каждом размере.

Манишки вырабатываются преимущественно из хлопчатобумажных тканей. Размеры те же, что и сорочек.

Воротнички по выработке делят на мягкие и жесткие, а по размерам — с № 37 по № 43.

Манжеты съемные вырабатывают из хлопчатобумажных тканей. Обычно манжеты служат дополнением к манишке.

Нижние сорочки вырабатывают чаще всего из мадаполама, полотна хлопчатобумажного, бязи и шифона. Существует несколько типов нижних сорочек: открытые с мысообразным вырезом ворота, закрытые со стойкой, закрытые, приспособленные для пристегивания манжет и др.

Размеры нижних сорочек обозначают так же, как и верхних. Сорочки размеров 48, 50 и 52-го выпускают трех ростов; сорочки остальных размеров — двух ростов.

Кальсоны изготовляют из гринсбона, тик-ластика, иногда бязи, полотна союзного, сатина и мадаполама двух типов: с манжетами в низках и с завязками в низках.

Размеры (по полуобхвату груди) и роста кальсон те же, что и у сорочек.

Трусы шьют из хлопчатобумажных отбельных или гладкокрашеных тканей (сатина, бязи и др.). Размеры их те же, что и кальсон, рост (длина) — один для каждого размера.

Пижама мужская состоит из куртки разных фасонов и брюк, которые могут быть с кушаком на пуговицах или на резинке. Шьют пижамы из тканей хлопчатобумажных и шелковых. Пижамы 44-го размера шьют одного роста, 46-го размера — трех ростов, 48 и 50-го — пяти, 54-го — трех и 56-го — двух ростов.

Женское белье. В ассортимент женского носильного белья включают сорочки, комбинации, панталоны, трусики, бюстгальтеры, пижамы, пляжные костюмы.

Сорочки женские по назначению делят на ночные и дневные. Ночные сорочки — длинные, с короткими рукавами. Дневные сорочки могут быть с плечиками и с бретельками. Вырабатывают сорочки из тонких хлопчатобумажных, а также шелковых тканей.

Размеры женских сорочек от 44 до 56-го; сорочки каждого размера выпускаются двух ростов.

Комбинации отличаются от дневных сорочек характером кроя (имеют вытачки в талии) и несколько большей длиной. Размеры комбинаций такие же, как и сорочек. Комбинации 44-го размера выпускают двух ростов (длин), 46-го размера — трех, 48-го — четырех, 50 и 52-го размеров — трех, 54-го — двух ростов и 56-го размера — одного роста.

Панталоны различают по конструкции пояса: на резинке и на кушаке. Изготовляют панталоны из бязи, мадаполама, шифона, нансука, батиста, майи; теплые — из бумазеи, фланели и байки. Размеры те же, что и сорочек.

Гарнитуры состоят из сорочек на бретелях и панталон па резинке или на кушаке.

Трусы женские вырабатывают обычно сатиновые на резинке. Размеры трусов с № 44 по № 54.

Бюстгальтеры изготовляют из тканей хлопчатобумажных (мадаполама, шифона, нансука, батиста, майи, вольты и др.), шелковых (полотна, поплина, фуляра, маркизета, крепдешина и др.), из тюля и комбинированные (из шелка с тюлем). Фасоны бюстгальтеров разнообразны; зависят они от характера застежки (застежка сзади или спереди), ширины пояса (узкий или широкий) и количества пуговиц, конструкции чашек (круглые втачные или с вытачками). Разновидностью бюстгальтеров является бюстгальтер-лиф с высокой спинкой (12—17 см) и застежкой на 5—8 петель. Размеры бюстгальтеров обычно обозначают порядковыми номерами: с 1 (самый малый размер) по 6 (самый большой).

Пижамы состоят из куртки и шаровар. Куртка может быть гладкой и со складками, с поясом или с хлястиком; шаровары на резинке или на поясе. Изготовляют пижамы из шелковых тканей (полотна, крепдешина, креп-гранита и др.) с рисунком, преимущественно в полоску, и тканей хлопчатобумажных (вельвет-рубчика, полубархата, лионеза, тафты, сатина, фланели и др.).

Пляжный костюм может быть различным по виду входящих в него изделий. Чаще всего он состоит из бюстгальтера, трусиков и коротенькой расклешенной юбочки. Вырабатывают эти костюмы всех размеров из ситца, сатина, майи, а также из шелковых тканей (полотна, саржи и др.).

Детское белье. В ассортимент детского носильного белья входят в основном те же изделия, что и в ассортимент белья для взрослых. Размеры их даны в табл.

ТАБЛИЦА

Группы бельяРазмеры по окружности туловищаРазмеры по окружности шеиРоста
Белье для детей школьного возраста .....32, 34, 36, 38, 40, 4231, 32, 33, 34, 35,

 

1-й и  2-й
Белье для детей дошкольного возраста ....24, 26, 28, 3027, 28, 29, 301-й
Белье для детей ясельного возраста .....18, 20, 2224, 25, 261-й

Детское белье изготовляется более простых фасонов. Верхние сорочки с пристегивающимися воротничками обычно выпускают только для мальчиков старшего школьного возраста. Особыми видами белья для детей являются лифчики, нагрудники, передники, а также белье для новорожденных. К этому белью относятся распашонки, рубашонки, кофточки, простынки, пеленки, подгузники, пододеяльники, конверты.

Выпускают белье для новорожденных в комплектах и отдельными изделиями.

Постельное и столовое белье

К постельному белью относят простыни, наволочки, пододеяльники разных фасонов (с бортиками, конвертом, развернутый на петлях), покрывала, накидки на подушки. Изготовляют это белье из бязи, мадаполама, шифона и других хлопчатобумажных тканей, а также из тканей льняных.

В ассортимент столового белья включают полотенца посудные, скатерти, салфетки, дорожки, накомодники и др.

Размеры постельного и столового белья указывают по длине и ширине изделий в миллиметрах или сантиметрах.

Ассортимент головных уборов

Головные уборы подразделяют по ряду признаков: половозрастному назначению, видам, фасонам, размерам, исходному материалу.

По поло-возрастному назначению различают головные уборы мужские, женские и детские.

Основными видами головных уборов являются шапки, фуражки, кепи, шляпы, береты, тюбетейки.

Фасоны головных уборов, в особенности шляп, весьма разнообразны и зависят главным образом от формы кроя и характера отделки.

Размеры головных уборов определяются измерением внутренней окружности их нижней части в сантиметрах. Мужские и женские головные уборы имеют размеры с № 53 по № 62 (шапки меховые с № 54 по № 63), детские — с № 47 по № 56 (шапки меховые с № 50 по № 55).

По материалу головные уборы делят на меховые, из искусственного меха, фетровые, из шерстяных и хлопчатобумажных тканей, трикотажа, комбинированные, соломенные и др.

Ниже приводится краткая характеристика основных видов головных уборов.

Мужские головные уборы. К мужским головным уборам относятся шапки, фуражки, кепи, шляпы, тюбетейки.

Шапки — зимний головной убор. По исходному материалу различают шапки цельномеховые из натурального меха, меховые комбинированные и из искусственного меха.

Основными фасонами мужских шапок являются украинка, цельномеховая (гоголь), бадейка, ушанка, финка, кубанка, эскимоска.

Шапки фасонов украинка, цельномеховая, бадейка, эскимоска обычно цельномеховые; ушанка— цельномеховая или комбинированная (верх тканевый, опушка из меха); финка и кубанка — комбинированные.

 

Фуражки изготовляют из различных шерстяных и хлопчатобумажных тканей (иногда из кожи и меха), делятся они по фасонам. Основными фасонами фуражек являются: форменная — с приподнятым над околышем верхом и кантами; фуражка без кантов, с простроченным околышем и козырьком; капитанка — с напуском между очельем (обручем фуражки) и донышком, с козырьком, поставленным почти горизонтально; спортивная — с откладной тыльной частью и др.

Кепи вырабатывают из шерстяных и хлопчатобумажных тканей. По фасонам кепи подразделяют на гладкие, из шести или восьми клиньев, с вытачками и др.

Шляпы мужские могут быть фетровыми (шерстяными и пуховыми), соломенными, из трикотажного полотна, из тканей. Фасоны шляп разнообразны, характеризуются они главным образом шириной полей и характером обработки края (обрезанные, застроченные).

Тюбетейки — головной убор в виде мягкой круглой шапочки. Изготовляют тюбетейки из различных тканей (бархата, ковровых тканей, сатина и др.), часто украшая их вышивкой.

Женские головные уборы. В ассортимент женских головных уборов входят меховые шапочки, шляпы, береты.

Шапочки изготовляют из различных видов меха (каракуля, крота, кролика под котик и т. п.) и разных фасонов.

Шляпы отличаются очень большим разнообразием. Различают их по материалу и фасонам. По материалу женские шляпы делят на фетровые, из шерстяных, шелковых и других тканей, из трикотажного полотна, соломенные и др. Особенно распространены в настоящее время фетровые шляпы. Фасоны шляп очень разнообразны и изменчивы. Определяются фасоны шляп формой их головки, наличием и формой полей, характером обработки и дополнительных украшений (банты, продержки и др.).

Береты изготовляют из тканей, фетра и трикотажа.

Детские головные уборы. Номенклатура детских головных уборов в основном та же, что и номенклатура мужских и женских головных уборов.

Головные уборы для детей школьного и дошкольного возраста в основном выпускаются тех же видов, что и головные уборы для взрослых, но более простых фасонов. Из меховых шапок, например, для мальчиков выпускают главным образом ушанку, эскимоску, финку и кубанку. Шляпы в ассортимент головных уборов для мальчиков обычно не входят. Особыми видами детских головных уборов являются матроски, капоры и чепчики.

Типовая шкала размеров и ростов швейных изделий

Для того, чтобы полнее удовлетворить население швейными изделиями различных размеров и ростов, швейная промышленность выпускает их в определенном соотношении. Типовая шкала размеров и ростов швейных изделий в процентном соотношении утверждалась Министерством легкой и пищевой промышленности бывшего СССР, Министерством внутренней и внешней торговли СССР и Центросоюзом. В эту типовую шкалу в отдельных республиках, краях и областях могли вноситься изменения по согласованию между промышленностью, торгующими организациями и базами Главшвейсбыта.

В качестве примера ниже приводится соотношение размеров и ростов в процентах для мужских костюмов (табл.).

ТАБЛИЦА

РостаСоотношение размеров (в %)итого по ростам
44464850525456
1-й1232   8
2-й22126224
3-й24141261140
4-й26822121
5-й2221-7
И т о г о по размерам51037301242100

Из этого соотношения видно, что мужские костюмы чаще всего выпускаются 48 и 50-го размеров (37 и 30%), 2, 3 и 4-го ростов.

Женские костюмы чаще всего выпускаются 46-го (24%), 48-го (34%) и 50-го (20%) размеров, 2 и 3-го ростов.

По детской одежде процентное соотношение размеров значительно более равномерное.

Прейскурантные номера швейных товаров

Прейскурантный номер швейного изделия состоит из двух частей, разделенных знаком тире. Первая часть прейскурантного номера показывает порядковый номер изделия, под которым оно занесено в прейскурант.

В прейскуранте под каждым номером обозначено изделие определенного вида (пальто, полупальто, костюм и др.), назначения (мужское, женское, детское) и фасона (сложности пошивки). Для изделий из тканей, различных по характеру волокна (хлопчатобумажных, шерстяных и др.), порядковые номера по прейскуранту присвоены разные. Так, например, мужские полупальто зимние шерстяные в прейскуранте значатся под №№ 4 и 5, а хлопчатобумажные — под № 40, костюмы мужские обыкновенные шерстяные — под №№ 10—18, а хлопчатобумажные — под №№ 42—46 и т. д.

Вторая часть прейскурантного номера показывает группу тканей, из которых пошито изделие. Обозначают эти группы порядковыми номерами. Так, группы тканей гребенных и чистошерстяных тонкосуконных имеют номера с 1 по 69, полушерстяных тонкосуконных — с 101 по 152, грубосуконных — с 1001 по 1032, льняных — с 201 по 239, хлопчатобумажных  с 0201 по 0239, чистошелковых из натурального шелка — с 501 по 581, полушелковых и из искусственного шелка — с 1501 по 1568 и т. д. Отнесение тканей к той или иной группе производится в зависимости от цены одного метра ткани по специальным таблицам, приведенным в классификаторе тканей.

Таким образом, прейскурантный номер 10—39 расшифровывается так: костюм мужской двойка, однобортный, шерстяной (10) из гребенной костюмной ткани, отнесенной по классификатору к 39-й группе. В данном случае это будет трико пикапик артикула 100.

Прейскурантный номер швейного изделия является важнейшим показателем при его расценке по прейскуранту. Кроме прейскурантного номера, при расценке швейных изделий учитываются размер изделия и его сорт.

Сортировка, маркировка, упаковка и хранение швейных товаров

Сортировка. Готовые швейные изделия в настоящее время делят по качеству на сорта: 1-й, 2-й и 3-й. Отнесение изделий к 1-му, 2-му или 3-му сорту производится в зависимости от обнаруженных в изделиях пороков материалов и пошивки.

Основные текстильные пороки рассмотрены в главе о тканях. Пороками пошивки (производственными) являются: искривление края бортов, кривизна лацканов, неправильная вшивка рукавов, плохая заделка края карманов, несимметричная прорубка петель, неправильно поставленная подкладка и др.

Изделия с крупными дефектами, мешающими использовать их по назначению, бракуют.

К числу крупных дефектов относятся: ярко выраженные пятна и загрязнения на видных частях изделия; резкий разноцвет деталей верха на видимых и невидимых частях изделия и резкий разноцвет основных деталей подкладки (полочки, спинка); прожоги или резкий опал верха с лицевой стороны или подкладки; незаштопанные дыры верха или подкладки; незаконченные производством изделия (без петель, хлястика, пояса, шлевок и др.); отсутствие ветоши или серпянки в изделиях, изготовленных на вате; осыпающийся обрезной (незарубленный) край борта, воротника и др.; перепутанность деталей по размеру, а также неправильное соединение боковых, локтевых, плечевых и других ответственных швов, влияющее на внешний вид или носкость изделия; выкройка не по направлению ворса; пошивка наизнанку верхних изделий, платьев, блузок и белья из тик-ластика; ободранный или линяющий налобник, сломанный козырек, вылезающая тулья, видимая парусина или картон: разные размеры в парной продукции (пиджак или брюки, жакет или юбка).

При сортировке парных изделий (костюма), а также изделий с меховым воротником и изделий на подкладке выявляют пороки каждой части изделия (брюки—жилет—пиджак; юбка— жакет), а также отдельно пороки воротника и подкладки. Скидку с основной цены за пониженную сортность делают только от стоимости дефектной части костюма, мехового воротника или подкладки. В костюмах-двойках в этом случае стоимость пиджака или жакета принимают за 60% общей стоимости,, брюк или юбки — за 40%; в костюмах-тройках стоимость пиджака принимают за 50%, жилета — за 15%, брюк — за 35%. Цена подкладки принимается за 10% стоимости изделия.

Маркировка. Маркируют швейные изделия прикреплением картонных или тканевых ярлыков, в которых указывают основные данные об изделии. Так, в ярлыках для верхнего готового платья указывают: наименование фабрики, название изделия, номер фасона, прейскурантный номер, название и артикул ткани, размер, рост (длину), сорт, цену 1-го сорта, скидки за пониженную сортность, цену со скидкой, надбавку за отделку, цену с отделкой. Картонные ярлыки навешивают на все предметы верхнего готового платья и на головные уборы. К белью навешивают или пришивают ярлыки из ткани. Полное и точное обозначение на ярлыке всех данных об изделии совершенно обязательно.

Кроме навесного ярлыка, иногда к изделиям пришивают тканевую производственную марку с обозначением предприятия и его местонахождения (в головных уборах производственная марка обычно заменяется клеймом).

Упаковка. Швейные изделия при перевозке упаковывают в жесткую тару (ящики, корзины), причем верхнее готовое платье и белье должны быть тщательно сложены. Упакованные таким образом товары не загрязняются и не мнутся.

Хранение. Общие условия хранения швейных изделий сходны с условиями хранения тканей. Складские помещения для хранения швейных изделий должны быть чистыми и сухими. Швейные изделия необходимо защищать от пыли, загрязнения и непосредственного действия солнечных лучей. Верхнее готовое платье лучше всего хранить развешенным на плечиках, а белье — на стеллажах и полках.

Уход за швейными товарами

Уход — комплекс мероприятий, направленных на сохранение качества товара, обеспечивающий его надежную и длительную эксплуатацию. Он осуществляется на всех стадиях жизненного цикла товара непосредственно или опосредованно (в НД вводится информация по уходу, связанная с особенностями сырьевого состава, конструкции, отделки товара). Опосредованно об уходе можно говорить на стадии проектирования швейных изделий (моделирования и конструирования). Здесь закладывается основа высокого качественного уровня изделия, который в итоге проявляется на стадии эксплуатации.

На стадии производства в зависимости от его технического уровня, качества отделочных операций можно скорректировать процесс эксплуатации изделия, обеспечить его большую продолжительность.

Наиболее активно уход должен осуществляться на последних стадиях жизненного цикла товаров — товародвижения и непосредственной эксплуатации. На стадии товародвижения сохранение качества швейных товаров, как и других, обеспечивается за счет комплекса мероприятий по уходу за ними на этапе транспортирования, а также на складах и в торговом зале магазина.

Основой ухода за товарами являются разработанные немецким ученым-товароведом проф. Г. Грундке пять универсальных принципов (требований): непрерывность; обозримость, упорядоченность и защита от загрязнений; научный подход; экономичность; инструктаж и контроль.

Уход за одеждой — процесс регулируемый, он должен осуществляться непрерывно и постоянно на всех стадиях жизненного цикла товаров.

Уход на стадиях товародвижения и эксплуатации определяется такими факторами, как:

♦ насыщенность, выразительность и содержание информационного материала по уходу за одеждой в процессе эксплуатации, а также в процессах транспортирования, хранения и при подготовке товара к продаже;

♦ качество маркировки и упаковки одежды;

♦ транспортирование (вид транспорта, способы защиты товара и т.д.);

♦ хранение в торговом предприятии;

♦ условия подготовки одежды к продаже;

♦ условия показа товара в торговом зале, скорость его реализации;

4 период эксплуатации изделия (качество ухода за ним).

При товародвижении специалисты торгового предприятия сталкиваются с вопросами ухода при приемке товаров, организации их хранения, затем — при подготовке товара к продаже, при его показе (демонстрации) в торговом зале. Завершать работу должна консультация по уходу за приобретенным товаром в процессе эксплуатации, которую следует производить в устной или иной форме со ссылкой на памятки-инструкции.

Расширение рынка одежды, появление новых материалов определяют повышение ответственности производителей и торговли за информирование потребителей о новых свойствах материалов, эксплуатацию изделий и уход за ними. Традиционно сложилось, что носителями информации о товаре и изготовителе являются товарный знак, товарный ярлык, упаковка, контрольная и фирменная ленты, памятка-инструкция.

Непосредственный уход за швейными изделиями начинается с их подготовки к продаже. Пальто, костюмы, хранящиеся на плечиках в подсобных помещениях без чехлов, перед подачей их в торговый зал должны быть очищены от пыли, которая особенно заметна на плечах. Костюмы, платья, блузки и другие изделия должны быть выглажены. Головные уборы очищают от пыли, пятен, отглаживают на них ленты, поправляют отделку. Фетровые и ворсовые шляпы чистят сухой одежной щеткой кругообразно, бархатные и плюшевые шляпы — мягкой щеткой. Для предотвращения деформации мужских и женских шляп их после осмотра укладывают обратно в гнезда картонного ящика, в котором и подают в торговый зал.

В процессе непосредственной эксплуатации уход за швейными изделиями осуществляется за счет стирки, сушки, глажения, химической чистки, отбеливания и других операций.

Стирка — мокрый способ очистки изделий от загрязнений, заключающийся в их обработке в водных растворах моющих средств.

Сушка — процесс удаления влаги, приобретенной во время стирки швейных изделий.

Глажение — процесс распрямления швейного изделия, снятия внутренних напряжений после стирки и сушки, производимый с помощью различных приспособлений: утюгов, прессов, пароманекенов и др.

Химическая чистка — сухой способ очистки загрязнений швейных изделий путем их обработки в органических растворителях.

Отбеливание — процесс возвращения изделиям первоначальной белизны с помощью химических отбеливателей.

Хранение швейных товаров

Швейные изделия следует хранить в чистых, сухих, хорошо вентилируемых и отапливаемых зимой складских помещениях.

Наиболее приемлемыми условиями хранения изделий из различных по природе волокна материалов, искусственной кожи и меха являются: температура 20 ± 5 °С, относительная влажность воздуха 65 ± 5 %, расстояние от отопительных приборов — 1м, стен и пола — 0,2 м, электроламп — 0,5 м, расстояние между стеллажами (кронштейнами) — 0,7 м.

Превышение относительной влажности воздуха более 70 % стимулирует развитие плесени и микроорганизмов, ведущих к биоповреждениям изделий. При пониженной относительной влажности (менее 50 %) изделия могут стать жесткими и ломкими.

В процессе хранения необходимо обеспечить защиту изделий от вредного воздействия прямых солнечных лучей, пыли, моли и грызунов. Прямые солнечные лучи ведут к структурным изменениям в материалах, разрушают краситель, вызывают пожелтение белых материалов. В то же время доступ рассеянного света (использование жалюзи, занавесей, матирование оконных стекол) желателен, так как он создает оптимальные условия для работников, препятствует развитию микроорганизмов и вредному воздействию грызунов.

Для защиты от пыли и загрязнений целесообразны использование пылеулавливающих установок, регулярные влажные Уборки складских помещений, применение чехлов (получехлов) из тканей, полимерных материалов, расположение изделий вдали от окон, дверей, где в основном концентрируется пыль.

Швейные изделия из шерстяных материалов и волокон, а также с меховыми приборами (отделкой) предохраняют от повреждения молью. Для этого используют противомолевые препараты. Осуществляют также комплекс мер по борьбе с грызунами.

Пальто, полупальто, плащи, куртки, жакеты, костюмы, платья хранят в подвешенном виде на кронштейнах, в шкафах. При длительном хранении на них следует надевать чехлы.

Легкую одежду, белье и другие изделия в индивидуальной упаковке, коробках, пачках размещают на стеллажах. Изделия без первичной упаковки располагают стопками или в пачках на полках закрытых стеллажей, в жесткой таре. Не допускается хранение изделий на полу. Кронштейны с изделиями закрывают чехлами, а полки и стеллажи — покрывалами и занавесками. Особое внимание на складах уделяют соблюдению правил противопожарной безопасности.

Упаковка швейных товаров

Основное назначение упаковки — сохранение качества товаров, т.е. предотвращение их потерь (порчи). Исследования свидетельствуют, что оптимальная упаковка позволяет на 20—30 % устранить потери товаров. Одновременно упаковка — носитель важной информации для специалистов торговли и потребителей об особенностях товаров и обращении с ними. Она способствует также снижению затрат на проведение торгово-техноло-гических операций.

В нормативно-технической документации (ГОСТ 10581) регламентированы:

♦ виды основных и вспомогательных материалов с указанием их соответствия определенным стандартам;

♦ количество изделий (штук, пар, комплектов) в потребительской упаковке;

♦ особенности и способы упаковки отдельных групп изделий.

Для упаковывания применяют потребительскую тару —

папки, коробки из бумаги, картона, пакеты из бумаги, целлофана, полиэтилена, потребительскую бумагу, а также транспортную — ящики, мешки, специализированные контейнеры. Стандартами допускается использование других материалов упаковки и способов упаковывания, если они согласованы поставщиком с потребителем и обеспечивают сохранность товарного вида изделий при транспортировании и хранении.

Упаковка должна соответствовать требованиям определенных стандартов и может быть первичной и вторичной. К пер

вичной относят упаковку изделий в картонные пачки и коробки, завернутые в плотную бумагу, ко вторичной — упаковку изделий без первичной упаковки, а также соединения пачек, коробок в ящики, тюки, контейнеры. Первичную упаковку с изделиями перевязывают крестообразно или заклеивают контрольной лентой, фиксируют концы перевязочного материала бумажным талоном. На нем проставляется штамп упаковщика, одна часть которого должна быть на упаковке.

Хлопчатобумажные изделия, кроме изделий светлых тонов, можно упаковывать в бумагу с открытым срезом. При этом упаковочный ярлык пришивается на одну из сторон упаковки. Средства индивидуальной защиты складывают в определенном количестве и перевязывают без упаковки. При их транспортировании в контейнере допускается упаковывание в мешки.

Изделия из всех видов материалов без подкладки (пальто, полупальто, куртки, плащи, жакеты, костюмы, пиджаки) могут доставляться без упаковки — при местных перевозках, в сложенном виде — при иногородних. Способ складывания изделий определяет предприятие-изготовитель. При этом должна быть обеспечена сохранность изделий до момента их реализации.

Головные уборы упаковывают в картонные коробки (от 1 до 25 шт.) в зависимости от способа изготовления (шитые, формованные), а также в картонные или деревянные ящики от 3 (шапки-ушанки) до 50 (панамы) шт.

Маркировка и упаковка изделий, изготовленных по технологии иностранных фирм, фиксируется в технических условиях (описаниях).

Маркировка швейных товаров

Важное место в обеспечении информативности товаров занимает их маркировка. Маркировка швейных и трикотажных товаров включает различные виды этикеток, ярлыков, штрихового кодирования и тому подобных средств. Они могут иметь вид незамысловатой бирки, прикрепленной к товару,

или сплошной графической композиции, являющейся неотъемлемой частью упаковки. На этикетке может быть только марочное название товара либо большой объем информации о нем. Даже если производитель предпочитает простую этикетку, Закон может потребовать размещения на ней дополнительной информации .

Основные способы маркировки - товарный ярлык, лента с изображением товарного знака или клеймо, контрольная лента.

Товарный ярлык должен быть художественно оформлен и содержать следующие реквизиты:

• товарный знак изготовителя, его наименование, подчиненность (кроме чулочно-носочных, перчаточных изделий, трикотажных головных уборов) и местонахождение;

• наименование изделия, номер модели, НТД на изделие, артикул изделия или номер по прейскуранту;

• размер изделия;

• сорт;

• дата выпуска;

• клеймо контролера-изготовителя.

Дополнительные реквизиты: для верхних швейных и трикотажных изделий - соответственно артикул материала верха и артикул полотна; для бельевых трикотажных изделий -группа отделки и прочность окраски; для швейных изделий, изготовленных на подкладке, - рекомендации по уходу.

Товарные ярлыки должны быть художественно оформлены, иметь разнообразную форму: в виде книжки, отдельного листка или нескольких листков, скрепленных между собой. Размеры ярлыков не должны превышать 60 см2.

Товарный ярлык должен быть пришит, навешен на изделие или прикреплен к нему способом, обеспечивающим его сохранность. Ярлыки должны приклеиваться так, чтобы не оставались пятна в процессе эксплуатации изделий. Навешенный ярлык должен иметь одно или два отверстия на расстоянии не менее 1 см от верхнего края, при креплении полиэтиленовыми держателями товарный ярлык может не иметь отверстия.

Допускается на чулочно-носочные изделия, швейные изделия, не относящиеся к одежде, нательное белье товарные ярлыки приклеивать; в изделиях, упакованных в индивидуальные пакеты, товарный ярлык надевать на пуговицу или реквизиты товарного ярлыка наносить на пакеты или вкладыш; в носочных изделиях реквизиты товарного ярлыка указывать на картонных вкладышах.

Лента с изображением товарного знака крепится на горловине в плечевой одежде платьево-блузочного ассортимента или к поясу в поясной одежде; на подборте в изделиях на подкладке. Она должна применяться при маркировке следующих изделий: швейных головных уборов, верхней одежды, кроме фартуков женских и для детей, кофточек для новорожденных и детей ясельного возраста и средств индивидуальной защиты; трикотажных верхних и бельевых изделий из всех видов пряжи и нитей, изделий из натуральных видов сырья с синтетическими отделками.

На ленте с изображением товарного знака должны быть указаны: символы по уходу за товарами; для швейных изделий - состав сырья с наименованием натурального сырья и процентного содержания химических волокон; для трикотажных изделий - наименование сырья и его процентное содержание по волокнам; для головных уборов - наименование сырья.

Товарный знак наносится на ленту типографским, печатным, жаккардовым способами и методом шелкографии.

Клеймо должно применяться при маркировке средств индивидуальной защиты и головных уборов, кроме трикотажных. Оно должно содержать: изображение товарного знака предприятия изготовителя; наименование и местонахождение предприятия-изготовителя; размеры. Клеймо наносят на каждое изделие комплекта несмываемой краской, тиснением или др. способом. Оно должно быть контрастным цвету основного материала, устойчивым к стирке и химической чистке. Допускается вместо клейма использовать ленту из нетканого материала с обозначением всех необходимых реквизитов.

Контрольная лента содержит рост, размер и полноту изделия и крепится в боковом шве изделий. Эту ленту должны иметь следующие изделия: швейные изделия верхней одежды, кроме фартуков женских и для детей, кофточек для новорожденных и детей ясельного возраста и средств индивидуальной защиты; трикотажные верхние и бельевые изделия из всех видов пряжи и нитей, изделий из натуральных видов сырья с синтетическими отделками; женские бельевые гарнитуры; пеньюары из искусственных и синтетических нитей и их сочетаний, женские комбинации и ночные сорочки из синтетических нитей.

На контрольной ленте обозначают розничную цену и размеры. Для трикотажных изделий допускается обозначать розничную цену на ленте с изображением товарного знака.

Памятку по уходу печатают на ярлыках, пакетах или вкладышах. Допускается не прикладывать памятку к чулочноно-сочным и перчаточным изделиям из чистошерстяной и полушерстяной пряжи и подследникам.

В условиях быстро возрастающего применения компьютерной техники во всех отраслях деятельности трудно преуменьшить роль штрихового кодирования в повышении эффективности производства, торговли, транспорта, банковского дела. В западных странах практически вся торговля основана на штриховых кодах. На 99% производимых в них товарах наносится штриховой код. При его отсутствии торговля не принимает товар от производителя либо делает это с большой скидкой (30-40% и более). Такие действия объясняются тем, что штриховое кодирование товаров экономически оправданно, когда охватывает не менее 85% товаров. По сути дела, штриховой код - способ введения информации в ЭВМ, с помощью которого объект можно быстро "узнать" и передать информацию о нем в компьютер. Рассмотрим коротко, как это происходит в торговле.

Магазин получает по электронным каналам от поставщика информацию о товаре (его размер, вес, цвет и т. д.). Сообщается также код. На складе при помощи лазерного считывателя происходит учет товаров по их параметрам и количеству. Такому же электронному учету подвергаются товары

при их поступлении в магазин и продаже. Все это выполняется ЭВМ мгновенно. Появляется возможность следить за состоянием спроса, потребительскими предпочтениями, динамикой и изменениями структуры наличия товаров.

Магазин любых размеров может сокращать до минимума текущие затраты на реализацию товаров при соблюдении их минимального ассортимента, своевременно заказывать и пополнять товары. В условиях дефицитного рынка ни торговля, ни производство в России не заинтересованы в системах кодирования - это для них лишь дополнительные хлопоты и денежные затраты. Но с точки зрения перспектив применение таких систем неизбежно и технологически не просто оправданно, но очень выгодно. А если иметь в виду экспортную деятельность российских производителей, то применение штрихового кодирования уже в настоящее время стало насущной необходимостью, одним из основных условий их коммерческого успеха на внешних рынках.

В 1977 г. создана Европейская ассоциация пользователей системы идентификации товаров, объединяющая пользователей систем штрихового кодирования товаров. Ее членом является и РФ. Каждой стране предоставляется свой номер (у России -460 и 469) и 13-значный код. В марте 1991 г. у нас была создана ассоциация ЮНИСКАН, специализирующаяся в области автоматической идентификации. Российское предприятие имеет возможность, зарегистрировавшись в ассоциации, приобрести индивидуальный код. Это означает следующее: практически в любой стране будет известно, что товар изготовлен в России таким-то конкретным заводом. Изделие становится "легальным", оно входит в Мировую информационную систему, что, помимо иных преимуществ, резко снижает ратских подделок или нарушений прав промышленного собственника.

Этикетка позволяет идентифицировать товар или марку, указывать сорт товара, описывать товар, пропагандировать его привлекательным графическим выполнением. Как показывает практика, этикетки хорошо известных марок со временем воспринимаются как устаревшие и требуют обновления.