Возникновение и развитие товароведения

Категория: Основы товароведения

Возникновение товароведения как самостоятельной дисциплины в России относится к XV в. В 1575 г. появилась первая книга по товароведению («Торговая книга») с описанием «всяких земель» товаров, в которой рассказывалось подробно о привозных из других стран товарах (мед, лен, пенька, пушнина и др.). Период развития товароведения с середины XV до XV в. называют товароведно-описателъным.

С XV по XX в. товароведение развивается в тесной связи с химией, физикой, биологией и другими науками. С развитием промышленности и торговли и совершенствованием естественнонаучных знаний товароведение приобрело характер научной дисциплины.

Большое внимание в описании товаров уделялось технологии их производства, поэтому данный период называют товароведно-технологическим.

Особая заслуга в становлении отечественного товароведения принадлежит Модесту Яковлевичу Киттары (1825—1880). В 1860 г. в труде «Публичный курс товароведения» им была сделана попытка дать классификацию товара. В России и за рубежом стали открываться коммерческие учебные заведения. В развитие товароведения непродовольственных товаров большой вклад внесли Н. А. Архангельский, М. С. Алексеев, И. Кутянин, М. Б. Сергеев, Н. В. Чернов и др.

В настоящее время появляются новые пути в развитии товароведения — прогнозируется создание новых товаров с учетом изменяющихся потребностей.

Третий этап развития товароведения называется товароведно-формирующим. Перед товароведением встают новые задачи: управление ассортиментом, оценка качества современного и прогнозируемого ассортимента, разработка оптимальных условий эксплуатации и ухода за товарами и др.

Товароведение в своем развитии опирается и взаимосвязано с такими науками, как экономика, физика, химия, биология, эстетика, маркетинг и др. При переходе на рыночные отношения выявилась значимость товароведных знаний в коммерческой деятельности, усилился интерес практических торговых работников к товароведным знаниям.

Работники торговли должны знать потребительские стоимости различных товаров. В этом им помогает товароведение — наука, изучающая потребительские стоимости товаров.

Цель товароведения — изучение потребительских свойств товаров, а также всех тех изменений, которые происходят в товаре на всех этапах товародвижения.

Товароведение как наука и учебная дисциплина должна решать следующие основные задачи:

— систематизация множества товаров путем применения классификации, кодирования;

— четкое определение основных характеристик, составляющих потребительскую стоимость товара;

—  изучение ассортимента товаров и факторов, влияющих на его формирование;

— оценка качества товаров, выявление дефектов и причин их возникновения;

— товароведная характеристика конкретных товаров. Товароведение включает общую часть и частное товароведение.

В общей части рассматриваются теоретические основы, очень важные для понимания частного товароведения. В частном товароведении изучаются состояние и перспективы развития определенных групп товаров, классификация, товароведная характеристика групп, видов и разновидностей товаров.