Лаковые изделия

Категория: Разные непродовольственные товары

Лаковые художественные изделия — это предметы декоратив­ного и утилитарно-бытового назначения, изготовленные из па­пье-маше, иногда из дерева или металла. (Папье-маше — бумажная масса, смешанная с клеем, мелом, гипсом. Сырье — древесный макулатурный картон.)

Изделия с палехской живописью. Художники-иконописцы были основателями палехского искусства. Палех был центром иконописания в XVXV вв. (Ивановская обл.). Отличительные чер­ты палехских миниатюр — живопись по черному фону, обрабо­танному лаком до зеркального блеска. Сюжеты палехских изделий — сказки, былины, из деревенской жизни, из современ­ной действительности.

Жостовская лаковая живопись.

Металлические подносы с лаковой живописью относятся к числу интересных произведений декоративно-прикладного ис­кусства. В настоящее время выпуском лакированных подносов занимаются художники Жостовской ордена «Знак почета» фаб­рики (Московская область). Для производства подносов приме­няют тонкую кровельную сталь. Затем листы покрывают лаком трижды, и мастера расписывают подносы беличьими кисточка­ми масляными красками. После росписи подносы снова триж­ды покрывают бесцветным лаком. Мотивы росписи — букеты и натюрморты, цветы, гирлянды.

Требования к качеству изделий. В изделиях не допускаются даже едва заметные подтеки краски. На подносах не должно быть следов штамповки — «гофрированности». Живописный рисунок должен быть четким, без каких-либо искажений.

Изучение особенностей изготовления лаковой миниатюры на изделиях из папье-маше и других материалов; знакомство с продукцией художественной промышленности и народного прикладного искусства в области лаковой миниатюры.

 

Получение практических навыков определения принадлежности лаковых изделий из папье-маше конкретному художественному промыслу.

Миниатюрная живопись — весьма специфический вид прикладного искусства. Она относится к декоративно-прикладному искусству потому, что неразрывно связана с бытовым предметом, который украшает.

Миниатюрная живопись имеет свои особые черты. Содержательность, сложный сюжет, виртуозное индивидуальное исполнение ее можно оценить только при длительном рассмотрении.

В ней воплощены сказочные, исторические, песенно-лирические темы и сюжеты современной действительности. Характер росписи, форма, размер и общий вид предмета должны быть тесно увязаны с его назначением. Только в этом случае изделие можно назвать художественным.

Художественные лаковые изделия — это покрытые пленкой лака предметы декоративного; утилитарного и утилитарно-бытового назначения, изготовленные из папье-маше, реже из дерева и металла, с живописью или с инкрустациями из слоновой кости, перламутра, серебра и других материалов. Они являются продукцией художественной промышленности и народного прикладного искусства.

Лаковые художественные искусства возникли еще до нашей эры. Их родина — Китай, Япония, Персия, где они развивались на протяжении многих столетий и достигли совершенства.

Большой известностью пользуется также лаковая живопись на папье-маше Индии, Бирмы, Вьетнама, Кореи и других азиатских стран.

Лаковые художественные изделия из папье-маше производились в XVI—XVIII вв. во Франции (лаки фабрики братьев Мартен), в Англии (так называемые шотландские лаки), в Германии (лаки фабрики Иоганна Штоб-Вассера в Брауншвейге).

В 1795 г. русский купец Коробов организовал под Москвой фабричное производство табакерок и лаковых козырьков для воинских головных уборов. В 1825 г. Лукутин расширил производство лаковых декоративных изделий, поднял их художественное качество. Лукутинские табакерки приобрели широкую известность благодаря миниатюрам, которыми они украшались. Эти миниатюры отличались очень тонкой, сложной по рисунку и колориту, декоративной росписью. В них часто воспроизводились картины известных живописцев. Лукутинские художественные изделия стали вырабатываться в Москве, Подмосковье, Петербурге, на Урале и в Сибири.

В 1910 г. группой бывших мастеров лукутинской фабрики в селе Федоскино Московской области была организована промысловая артель живописцев, существующая до настоящего времени.

После революции бывшие иконописцы сел Палех (Ивановская обл.), Мстера (Владимирская обл.) и Холуй (Ивановская обл.) организовали аналогичные кооперативные объединения мастеров-живописцев, вырабатывающих лаковые художественные изделия из папье-маше. Поскольку этот материал широко распространен, рассмотрим более подробно технологию изготовления заготовок из папье-маше.

Сырьем для производства изделий из папье-маше служит картон. Листы картона разрезают на узкие ленты, промазывают клейстером, навивают на болванки для придания нужной формы и просушивают в сушильном или духовом шкафу.

Полученные заготовки (шкатулки, ларцы и пр.) пропитывают несколько раз вареным растительным маслом и подвергают термической обработке при температуре 85—90 °С. Многократная сушка придает изделиям из картона твердость дерева.

После опиловки и строжки столярным инструментом полуфабрикат грунтуют и шпаклюют, втирая в него особо тонкую красную глину, смешанную с голландской сажей и маслом. Затем заготовку шлифуют, покрывают несколькими слоями копалового лака и полируют. Эти процессы чередуются с просушкой.

Обработка полуфабриката до передачи его художнику-живописцу длительная. В ряде процессов применяется ручной труд, некоторые операции механизированы. Копаловый лак часто заменяется отечественными синтетическими лаками, пленка которых бесцветна, водонепроницаема и устойчива во времени.

Процесс живописи долгий и сложный. Найдя тему и выполнив рисунок на бумаге, художник готовит фон и переносит рисунок на заготовку из папье-маше, покрытую предварительно белильной основой (цировка). Затем он наносит основные цвета рисунка (роскрышь) и прозрачные краски «плави» (лессировка). После роскрыши и лессировки ведется детальная разработка рисунка, во время которой выявляются отдельные его формы, слабые и сильные места.

Живопись выполняется тончайшими колонковыми и беличьими кисточками. Детали рисунка часто столь малы по размерам, что художнику приходится при росписи пользоваться увеличительным стеклом.

При выполнении рисунка соблюдается определенная, ставшая традиционной, последовательность: сначала ведется работа над пейзажем, его деталями и фоном, затем расписываются строения и, наконец, фигуры людей и животных.

В процессе работы художник часто отказывается от первоначально взятых тонов, перерабатывая и видоизменяя их. Завершающим моментом является нанесение орнамента. Написанная художником миниатюра может обрамляться тонким золотым орнаментом, после чего покрывается слоем лака, затем подвергается окончательной отделке с выявлением светлых мест (бликовка).

Готовое изделие с живописным изображением вновь проходит лакировочный и полировочный цехи, где лаковое покрытие доводится до зеркального блеска. Внутри коробки и шкатулки окрашиваются обычно ярко-Красной краской — киноварью.

В настоящее время ассортимент лаковых изделий, выпускаемых в центрах лаковой живописи, примерно одинаков. Это разные по формам и размерам шкатулки, ларцы, пудреницы, заколки для волос, туалетные коробочки, марочницы, очечники, папиросницы и другие предметы декоративно-бытового назначения.

Однако технология изготовления лаковой миниатюры и техника ее написания в творческих коллективах каждого из четырех предприятий своеобразна.

Изделия Федоскинской лаковой живописи

В дореволюционные годы изделия из покрытого лаком папье-маше с миниатюрной росписью создавали лишь в Федоскино. Характерной особенностью федоскинской миниатюры является ее тесная связь с русской литографией и лубком (московским и петербургским) XIX в., которые определили появление наиболее типичных сюжетов (хороводов, чаепитий).

Старые мастера часто заимствовали сюжеты для своих миниатюр с литографий, гравюр, рисунков и живописи того времени. Среди федоскинских миниатюр XIX—XX вв. много тщательно выполненных копий картин русских художников. Однако федоскинские мастера вносили характерные изменения в оригиналы, которые они копировали: усиливали декоративное «звучание» цвета, обобщали форму изображаемых предметов, сохраняя большие плоскости черного фона. Изделия в большинстве случаев были небольшого размера.

Современные мастера давно уже не копируют классическую живопись, а создают самостоятельные живописные композиции. Своеобразная, нигде больше не повторяющаяся роспись «шотландка» или «под черепаху» снискали изделиям федоскинских мастеров широкую известность. Среди федоскинских изделий наибольшей известностью пользуются шкатулки с видами Москвы, портретами выдающихся деятелей нашей страны, бытовыми сценами и мотивами русских народных сказок.

Федоскинские миниатюристы применяют исключительно масляные краски. Для достижения большей яркости цвета при росписи они применяют сусальное золото и серебро, листки которого подкладывают в нужные места под жидкие краски. Иногда используется перламутр. Просвечивающая сквозь тонкий слой рисунка металлическая или перламутровая основа придает росписи яркость и живописность. Глухая масляная живопись приобретает легкость и становится особенно эффектной.

Палехские лаковые изделия

Всю лаковую миниатюру за границей часто называют собирательно палехской. Это не случайно. Широкое распространение получила миниатюра Палеха благодаря тончайшей по цвету графике, музыкальным ритмам линий, мастерской прорисовке золотом.

Артель древней живописи в поселке Палех Ивановской области РСФСР возникла в 1924 г. В прошлом Палех являлся одним из центров Владимиро-Суздальского иконописного дела. Палешане были прекрасными реставраторами иконописи. Иконы палешан славились виртуозностью письма, тщательной линейной разделкой фигур и пейзажа, «твореным золотом». Теми же декоративными свойствами обладает современная миниатюра Палеха.

Круг тем живописи палехских лаковых изделий очень широк. Палешане часто обращаются к народному эпосу, к русскому фольклору — былинам, легендам и песням, и особенно часто — к излюбленным темам пушкинских сказок и персонажам горьковских произведений, раскрывая средствами декоративной живописи их содержание.

Мастера Палеха обращаются не только к фольклорным и литературным сюжетам, исторической тематике, но и к событиям современности. В миниатюрах сохранена декоративно-сказочная трактовка пейзажа, хотя рядом появляются современные здания, одежда и т. д.

Художественные образы палехского искусства имеют поэтический характер, что достигается яркостью колорита. Палешане пишут традиционными для иконописи темперными красками на яичной эмульсии, в состав которых входит клей и масло; разводят их на яичном желтке. Эти краски дают возможность писать плотными и прозрачными мазками. Применение темперных яичных красок в живописи и на папье-маше дает особенно декоративный колористический эффект.

Высохшие краски не растворяются, и поэтому можно получить тонкие цветовые переходы. Часто на заготовку накладывается сусальное золото, по которому пишут, а тонкие золотые узоры выцарапывают иглой. Большинство изделий имеет черный фон. Палешане широко используют в росписи золотую краску.

Рисунки зачастую условны, фигуры непропорционально вытянуты, окрашены в сказочно-необычные цвета.

Палехские лаковые изделия отличаются в большинстве случаев сложностью многофигурных композиций, подробным раскрытием сюжета. Часто сюжет центральной миниатюры сопровождается рядом миниатюр на боковых стенках шкатулок, что более полно раскрывает содержание произведения.

От федоскинских лаковых изделий, выполняемых в манере реалистического письма масляными красками, палехские лаковые изделия можно отличить по стилизации и условности в изображении людей, пейзажа, животного мира и предметов окружающей среды. В палехских миниатюрах элементы реальной жизни соседствуют с фантастикой, художественным вымыслом, с причудливой архитектурой зданий, с необычайными растениями и окрасками.

Мстерские лаковые изделия

Живописцы дореволюционной Мстеры были хорошими знатоками древнерусского искусства, многие из них были также прекрасными реставраторами. Этот факт нашел свое отражение в технике написания мстерских лаковых изделий.

В тематике мстерских миниатюр преобладают пейзажи, мотивы, заимствованные из народных сказок, песен и художественных произведений, а также отражающие жизнь современной деревни; встречаются индустриальные мотивы, новостройки и прочие сюжеты.

Сцены изображаются на фоне очень красочных, декоративно решенных пейзажей, составляющих отличительную особенность мстерского стиля. Композиция обычно обрамляется тончайшим золотым орнаментом. Отдельные вещи (шкатулки и ларцы) содержат не одну, а несколько сюжетно связанных миниатюр, расположенных на крышке и на боковых стенках изделия. Выпускаются также изделия, расписанные только орнаментальными рисунками из узоров трав, листьев, фруктов.

По технике живописи и по применяемым краскам мстерские лаковые изделия существенно отличаются от федоскинских лаковых изделий. В Мстере, как и в Палехе, сохраняя традиции древнерусского искусства в иконописи, пользуются темперными красками, где связующим веществом служит яйцо, в то время как Федоскино пользуется исключительно масляными красками. Палитра мстеряков очень богата, по количеству красок она близка к персидской миниатюре, выполняемой тоже темперой, причем черный лак используется как цвет.

Мстерскую миниатюру легко отличить от палехской по холодным голубым и серебристым тонам, соседствующим с теплыми киноварно-красными, а также по более реалистической трактовке пейзажа и человеческого образа. Мстерский живописец сам готовит нужные ему краски по сохранившемуся старинному рецепту.

Все сюжеты мстерских миниатюр оригинальны, созданы самими художниками; они представляют собой уникальные авторские произведения, которые служат эталонами для полных или частичных копий, выполняемые для продажи.

Живописцы Мстеры сохранили, творчески переработали и обогатили традиции древнерусской живописи и создали свой характерный стиль, находящий выражение в сочности и вместе с тем мягкости колорита, в живописной и декоративной разработке сюжета миниатюры, в глубине и игре тонов.

Холуйская миниатюра

Село Холуй долгое время было вотчиной Троице-Сергиевой Лавры. Холуйские иконописцы выполняли преимущественно дешевые расхожие иконы по заказам Лавры.

После революции мастера Холуя постепенно освоили живопись по папье-маше темперными красками, являясь до 1937 г. филиалом артели Мстеры. Этим объясняется тот факт, что среди произведений холуйских мастеров так же, как и в Мстере, много работ на сказочные, былинные, песенные темы, но решаются они несколько иначе: с меньшим числом фигур, на более крупных контрастных цветовых пятнах.

Холуйской миниатюре присущи, с одной стороны, большая фантазия и декоративность при создании произведений на сказочные темы и исторические сюжеты, а с другой — любовь к реальным формам пейзажа в произведениях на современные темы. Холуйские мастера явились пионерами в создании миниатюр на тему завоевания космоса. В холуйских изделиях встречаются и чисто пейзажные композиции.

Миниатюры Мстеры и Холуя отличаются от Палехских лаковых изделий тем, что черный цвет фона в их композициях обычно не участвует, в них меньше элементов условности, фигуры людей делаются обычно более мелким планом, больше внимания уделяется пейзажу.

Мастера Холуя также пишут темперными эмульсионными красками, но в более реалистической манере, в более крупном плане. Фон обычно синевато-зеленый или коричневый, живопись сочетается с изящным орнаментом. Как уже отмечалось, палешане широко используют в росписи золотую краску, в Мстере же и Холуе золотом пишут главным образом лишь орнаментальное обрамление росписи.

До передачи в торговую сеть все лаковые изделия из папье-маше просматриваются и оцениваются художественными советами на каждом из предприятий-изготовителей. На изделии под миниатюрой обычно обозначается номер изделия, место и год производства, фамилия автора. Например, слева внизу; под исполненной живописью, пишется золотом номер изделия и слово «Палех», а справа — фамилия автора или исполнителя и год выпуска. Палехские миниатюры являются самыми дорогими из всех лаковых изделий на папье-маше, выпускаемых в нашей стране. К каждому изделию прикладывается паспорт с указанием названия сюжета, сортности и пр.

Расписанные лаковые художественные изделия в зависимости от качества миниатюры (по ее содержанию, сложности композиции, художественному мастерству) и технике выполнения изделия классифицируются на два сорта: высший и 1-й; кроме того, вся продукция разделяется на две категории: творческую (уникальную) и промышленную (копийную). Вся промышленная продукция и часть творческой продукции поступает по договорам для реализации в торговую сеть. Отдельные высокохудожественные творческие произведения поступают в музейные фонды.

Изделия из папье-маше упаковываются в картонные коробки, снабженные штемпельным оттиском или этикеткой предприятия и выложенные внутри ватой. Температура воздуха в местах хранения (на складах) лаковых художественных изделий должна быть без резких колебаний, относительная влажность воздуха не должна превышать 65 %.

Жостовские лаковые изделия

В начале XIX в. в селе Жостово (близ Федоскино) одновременно с изготовлением лаковых изделий из папье-маше возникло производство лакированных расписных железных подносов. Роспись подносов по своей живописной манере имела много общего с росписью сундуков, дуг, саней и других предметов крестьянского быта XVIII—XIX вв. Она была построена на так называемом кистевом приеме, широко распространенном в крестьянской бытовой живописи. Кистевой прием заключается в свободном нанесении от руки, без предварительной зарисовки, мазков кистью округлыми, быстрыми, легкими движениями. При этом расписываемый поднос мастер держит перед собой и поворачивает вокруг оси.

Наиболее распространенными композициями в росписи жостовских подносов в прошлом были букет, венок, гирлянды. Букет в центре оказался наиболее устойчивой композицией и дошел до нашего времени. Набор цветов, входящих в букет, обычно ограничен. Он чаще всего состоит из розы, астры, георгина или мака (в центре) и анютиных глазок, ромашек, незабудок, васильков, составляющих окружение. В советское время круг тем обогатился за счет введения изображений плодов и фруктов, а также птиц и бабочек.

Неотъемлемой частью росписи является орнаментальная кайма, проходящая по борту жостовских подносов, выполненная бронзой или алюминием и состоящая из элементов геометрического или растительного орнамента. Кайма подчеркивает роспись в центре и связывает ее с формой подноса — круглой, овальной, прямоугольной или фигурной. Наиболее распространены жостовские подносы размеров от 250 х 250 мм (детские), до 680 х 580 мм. Жостовские подносы изготавливаются из листовой стали толщиной 5—8 мм, которая подвергается прочистке и штамповке под прессом; борт загибается и в него вставляется для прочности проволока.

Лакировка под живопись производится черным лаком. Роспись выполняют плотными (корпусное письмо) или прозрачными (письмо по сквозному) красками, которые накладывают на металлическую подкладку, то есть на поверхность, покрытую предварительно бронзой или алюминием.

Многие технические приемы росписи подносов напоминают технику росписи папье-маше. Как мастера федоскинской лаковой миниатюры, так и жостовские живописцы пишут плотными и прозрачными мазками, применяют роспись с инкрустацией (по перламутру), бронзу.

Для жостовской декоративной живописи наиболее характерно изображение цветов, фруктов, натюрмортов, букетов и гирлянд. Но наряду с этим встречаются как жанровые, так и орнаментальные экземпляры.

Жостовские подносы служат подставкой для чайников и столовой посуды, графина с водой, кувшина с квасом и украшением интерьера (их вешают на стены, ставят на полки). То обстоятельство, что жостовские подносы выпускаются различных цветов по фону, дает возможность потребителю подобрать поднос, соответствующий интерьеру комнаты.

Деревянные лаковые изделия

Лаковые художественные изделия из дерева вырабатываются в Китае. Предмет оклеивается тонкой тканью или бумагой, на нее наносятся слои лака, после чего выполняется живопись, накладывается инкрустация (кость, перламутр), и вновь наносится лак.

Особым видом китайских лаковых художественных изделий являются изделия с рельефной резьбой, выработанные из специальной массы, составленной из сока лакового дерева с добавками. Обычно эти изделия тускло-красного цвета благодаря киновари, входящей в состав лака.