Изменение структуры питания детей в зависимости от возраста

Категория: Продукты детского питания

В питании детей первого года жизни особое место занимают натуральные молочные продукты, доля которых по мере стабилизации пищеварительной системы ребенка постепенно возрастает (табл. 1.З.).

Данные табл. 1.3 показывают, что потребность в натуральных молочных продуктах у детей в возрасте от 6 мес. и до 1 года весьма значительна, причем с постепенным переходом от естественного к смешанному и искусственному вскармливанию потребность в них существенно возрастает. По достижении ребенком возраста 1 года и старше количество натуральных молочных продуктов снижается, что связано с постепенным переходом на твердую пищу. Исключение составляют творожные изделия, потребляемое количество которых с возрастом детей увеличивается.

Ортодоксальная медицинская наука не рекомендует детям до 4-месячного возраста давать продукты прикорма, т.е. они должны быть на естественном грудном вскармливании (только Жидкая форма пищи). С 4—4,5 мес. в суточный рацион питания детей первого года жизни включают фруктово-ягодные и овощные соки, а с 5—6-месячного — фруктовое и фруктово-овощные пюре. Другими словами, по мере стабилизации пищеварительной и ферментной систем организма детей в суточный рацион питания включают продукты первоначально с жидкой, затем с полужидкой (4—6 мес), мелкоизмельченной (7—8 мес.) и только по достижении возраста 9 мес. — с крупноизмельченной консистенцией. После 12 мес. увеличивается потребление крупноизмельченных продуктов — овощных и мясоовощных, мясных и рыбных пюре, что способствует укреплению пищеварительной системы и постепенному переводу на пищу с более твердой консистенцией (рис. 1.1).

Существенным дополнением в питании детей раннего возраста являются специализированные детские консервы, особенно для детей, страдающих наследственными энзимопатнями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, системы кроветворения и пр. Кроме того, существует группа продуктов лечебно-профилактического назначения, обогащенных различными нутриентами, способными оказывать стабилизирующее влияние на состояние здоровья детей. В последнее время появились также продукты лечебного и профилактического питания, обогащенные пищевыми волокнами, а также витаминами и минеральными элементами, которые предназначены для детей, проживающих в радиационно загрязненных зонах.

Данные по динамике суточного набора основных видов продуктов питания детей в зависимости от возраста в условиях организованных детских коллективов представлены на рис. 1.2.

Физиологическими особенностями организма детей дошкольного и школьного возраста (от 1 года до 17 лет) являются быстро протекающие процессы биохимического созревания различных систем организма и переход на пишу, свойственную пище для взрослых. Этот переход характеризуется постепенным расширением набора продуктов и соответственно изменением способов их приготовления.

Достаточно хорошо видно, как по мере развития ребенка в питании постепенно снижается доля молочных продуктов: с 650 г в 1,5—2-летнем возрасте до 500 г в 14—17 лет. Увеличивается потребление хлеба с 40 г в 1—1,5 года до 100 г в 3—4 года и до 250 г для девушек и 300 г для юношей в 14—17-летнем возрасте; фруктов и ягод — со 150—200 г в 1—1,5 года до 150—300 г в 7—10-летнем возрасте и до 500 г в 14—17 лет; картофеля — со 100—150 г в 2—4-летнем возрасте до 300 г в 14—17 лет независимо от пола подростков; мяса — со 100—120 г в 5—6-летнем возрасте до 220 г в 14—17 лет также независимо от пола. Потребление животных жиров не претерпевает существенных изменений и остается на уровне 25—30 г в сутки. Количество рыбы остается на уровне 60—70 г для подростков от 11—13 до 14—17 лет; яиц — 50 г в сутки для детей от 7—10 лет до 14—17-летнего возраста [21, с. 69].

Разумеется, с увеличением потребления более высокоценных в пищевом отношении продуктов питания изменяется и химический состав примерного набора продуктов (табл. 1.4).

Необходимо отметить, что представленные данные по рекомендуемым суточным наборам продуктов питания носят приближенный характер, потому что на структуру фактического питания детей влияют многие факторы социального экономического, физиологического характера (место проживания в различных климатических условиях, особенности национального питания, состояние здоровья, платежеспособность и т.п.). В данном случае можно говорить лишь об адекватности по своей биологической ценности предлагаемых вариантов продуктовых наборов, причем биологическая эффективность их может варьировать и с учетом зрелости физиологических систем, обеспечивающих течение обменных процессов в организме.

Данные табл. 1.4 показывают, что с увеличением возраста детей возрастает и количество потребляемых основных пищевых веществ. Так, потребление белков подростками 14—17 лет увеличивается более чем в 2,2 раза, жиров — в 2,1 раза, а углеводов — в 2,4 раза по сравнению с первоначальными данными (для детей относительно раннего возраста 1—1,5 года), что связано с необходимостью компенсирования энергетических затрат, которые детский организм несет в процессе жизнедеятельности.

Энергетическая ценность примерного суточного набора детей младшего и старшего школьного возраста увеличивается более чем в 2,3 раза.

Таким образом, количество потребляемых пищевых продуктов должно соответствовать физиологически обоснованным рекомендациям, разработанным Институтом питания РАМН, и обеспечивать физиологические потребности детей в зависимости от возраста.