Активизация запасов

Категория: Логистика

Для уменьшения рисков образования неходовых товаров ежегодно проводится активизация их запасов по результатам продаж за год. Для этого производится анализ частоты продаж каждого товара и по его результатам изменяется размещение товаров по принципу «чаще спрос - ближе к зоне выдачи». Задача такого анализа - разгрузка склада от товаров редкого спроса, перемещение на их место товаров высокого спроса и упорядочение размещения для облегчения доступа.

Если нет программы такого анализа, то его можно выполнить по количеству продаж, установив определенные критерии, например: сделать выборки товаров, продажа которых составила, например, менее 300 шт. в год, от 300 до 1000 в год и более 1000 шт. в год. По таким выборкам примите решения. Например, если товар продан за год в количестве менее 300 штук, т.е. в среднем около 1 шт. в день, его можно хранить не в теплом, а в холодном складе.

Для сокращения складских расходов полностью избавляются от выявленных при анализе «мертвых» неликвидных запасов, а бездействующие запасы переводят на более дешевую форму хранения. Кроме того, удешевляют контроль по всем малоценным товарам, группируют оставшиеся на складе товары в соответствии с результатами анализа спроса для обеспечения надлежащего контроля за их движением.

Решиться на списание даже бездействующих и «мертвых» запасов нелегко. Основанием для этого может быть только тщательный анализ и прогноз, а также выяснение причин отсутствия спроса на те или иные товары. Если отсутствие спроса вызвано недостатками организации сбыта, принимают меры для продвижения товара. Если же никаких перспектив для продажи таких запасов нет, стараются от них избавиться.

Некоторые дистрибьюторы сокращают бездействующие запасы на своих складах путем распределения их по частям на складах дилеров и при появлении спроса разыскивают нужный товар. Для реализации «мертвых» и бездействующих запасов организуют специальные распродажи и аукционы, предоставляют повышенные скидки.

Оставшиеся нераспроданными товары устраняют из запасов. Товары, по которым не было движения в течение года (за исключением новых товаров, только введенных на рынок), снимают со стеллажей и укладывают в ящики, на которые крепят упаковочные листы. Ящики держат в таком месте, где их хранение не влечет значительных расходов. Эти товары оставляют в базе данных, но указывают другой адрес складирования. Стоимость этих товаров, как правило, списывают. Если спустя год (те. всего через два года) по этим товарам по-прежнему не будет никакого движения, их продают как лом или утиль либо уничтожают.

После очищения складов от бездействующих и "мертвых" запасов управляющие принимают меры для предупреждения возможности аккумуляции подобных запасов в будущем.

В качестве примера управленческих решений по борьбе с образованием неликвидов можно рассмотреть такую ситуацию. В целях снижения издержек практически все поставщики автомобилей серийного производства и их дилеры отказались от работы с гарантийными комплектами запчастей, которые требовали отдельного места на складах и отдельного учета и в большинстве своем оседали в виде неликвидов. Замену вышедших из строя в гарантийный период деталей осуществляют за счет коммерческих запасных запчастей, стоимость которых в этих случаях относится на счет поставщиков.