Альбом стандартов по мерчендайзингу

Категория: Менеджмент


 Альбом стандартов по мерчендайзингу лучше всего разработать в двух вариантах:
- для руководства, отдела маркетинга, отдела мерчендайзинга - полный документ с описанием всех стандартов и принципов, с цветными схемами высокого качества;
- для мерчендайзеров - небольшой краткий буклет, который удобно носить с собой и копировать в случае утери (желательно наличие схем в черно-белой графике). Файлы для этого альбома должны быть небольшими по размеру (картинки с низким разрешением), для пересылки по e-mail региональным партнерам. Отражается только информация, необходимая в торговых точках для выкладки.
 

Альбом стандартов по мерчендайзингу - это внутренний документ предприятия, регламентирующий все, что связано с контактом товар-покупатель. Как правило, это законы запаса,  расположения и  представления товара.
Альбом стандартов по мерчендайзингу для магазинов включает в себя:
     -планировку,
- товарное соседство,
- зонирование,
- торговое оборудование,
- освещение,
- дизайн торгового зала,
- ассортиментную матрицу,
- систему ориентирования,
- выкладку товара.
Такой документ помимо самого магазина имеет  поставщик и производитель товаров. Часто интересы магазина и производителя не совпадают. Борьба в магазине разворачивается, конечно, за лучшие полки - полки на уровне глаз. Данные полки требуют как и лидеры категорий в продажах, так и производители плохо продающихся товаров. Поэтому магазинам лучше  не пользоваться планограмами и концепциями поставщиков, а создавать свои документы. В противном случае, это будет игрой в одни ворота - в ворота поставщика. А магазин заботится о максимальной прибыли с каждого сантиметра полки.
Для чего нужен мерчендайзер бук магазинам
Прежде всего это руководство для создания по образу и подобию одного успешного магазина целой розничной сети. Это простой способ клонирования технологии.
Задачи решаемые посредством грамотной концепции мерчендайзинга:
     - наличие полного и сбалансированного ассортимента товаров,
- экономия времени с помощью детального анализа,
- предотвращение нехватки товара,
- размещение лидеров продаж на наиболее выгодных местах,
- визуальная оптимизация полочного пространства.
Мерчендайзер бук для магазинов, как правило, содержит:
- общие правила и понятия,
- планировку торгового зала с расстановкой торгового оборудования,
- распределением площади под различные товарные группы,
- товарное соседство и описание принципов отнесения к категории (может включать ассортиментную матрицу, правила размещения и частоту изменения выкладки сопутствующей продукции),
- зонирование - описание сильных и слабых зон, приоритетных мест продаж, принципов определения товаров к размещению на приоритетных местах продаж, здесь же определяются места для сезонных товаров и товаров на акциях,
- принципы дислокации брендов в зависимости от покупательского потока (выявляется направление движения покупателей и лидеры в категории ставятся таким образом, чтобы побудить покупателя пройти весь стеллаж или весь отдел),
- организация дополнительных мест продаж, схема расположения с учетом сезона и товарного соседства,  варианты размещения товара различных товарных групп в конкретном месте магазина с привязкой к основным отделам,
- торговое оборудование, освещение, дизайн торгового зала (при строительстве или реконструкции, а также при развитии сетевых форматов),
- ассортиментную матрицу для различных типов магазинов в сети (укрупнено),
- систему навигации,
- принципы группировки товаров на полке в разрезе различных товарных групп, последовательность марок, сортов и упаковок, укрупненные планограммы,
- рекламные материалы магазина: ценники для различных групп товаров, рекламные материалы для выделения ТОПовых товаров и товаров на акциях,
- инструкция по выкладке торговым персоналом: пополнение запаса в течение дня, правила организации выкладки товара в ночное время, привлечение  персонал поставщика (в этом случае отражается механизм допуска и проверки выкладки),
- правила ротации товара на полках, правила пополнения запаса, правила имплантации товара и дублирования фейсингов.