Анализ конкурентоспособности ассортимента

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

Конкурентоспособность любого предприятия во многом зависит от конкурентоспособности продукции, которую оно производит и предлагает к продаже. Конкурентоспособность магазина также во многом определяется конкурентоспособностью товара, который он предлагает к продаже. Однако магазин предлагает к продаже не один, а множество товаров, составляющих его ассортимент. Таким образом, конкурентоспособность магазина во многом определяется конкурентоспособностью его ассортимента, или, другими словами, конкурентоспособность магазина зависит от соответствия ассортиментной матрицы требованиям и предпочтениям покупателей.

Как известно, конкурентоспособность — это способность товара или предприятия достигать успеха в конкурентной борьбе, или, что то же самое, выглядеть выигрышно на фоне конкурентов. Таким образом, оценка конкурентоспособности ассортимента магазина является неотъемлемым элементом при определении конкурентной позиции самого магазина на рынке розничной торговли.

Как было сказано ранее, ассортимент можно характеризовать с позиции таких показателей, как ширина, глубина, новизна, устойчивость и рациональность. Последний показатель является результирующим, поэтому в ходе оценки конкурентоспособности на него можно сделать акцент.

Чтобы проанализировать конкурентоспособность ассортимента магазина, целесообразно осуществить следующие мероприятия.

1. Выбрать основных конкурентов магазина (обычно 3—5), относительно которых будет оцениваться ассортимент. При этом необходимо помнить, что основными конкурентами являются не самые успешные магазины на рынке, а магазины, более всего схожие с вашим: по формату, целевой аудитории, предлагаемому ассортименту, ценовой политике и т.д. Это означает, что если у вас небольшой продуктовый ларек, то ваши основные конкуренты — это такие же небольшие точки розничной торговли, а если у вас крупный торгово-развлекательный центр, то и основную конкуренцию вам будут составлять подобные центры.

2. Определить эталонное значение показателей ассортимента, свойственных формату магазина, так как для узкоспециализированного магазина ключевым показателем будет глубина ассортимента, а для универсального магазина — напротив, его ширина. Для определения оптимальных значений показателей ассортимента можно прибегнуть к помощи экспертов, в качестве которых могут выступать специалисты в сфере розничной торговли. Обычно для проведения экспертного опроса достаточно привлечения 10—15 специалистов, основные требования к которым — высокий профессионализм, независимость и незаинтересованность в результатах исследования. Так, в качестве экспертов не могут быть привлечены сотрудники вашего магазина или сотрудники магазинов, которые также будут участвовать в исследовании. К экспертам можно обратиться с просьбой определить оптимальное значение для каждого показателя ассортимента, соответствующее определенному формату магазина и/или предложить им присвоить каждому показателю весовые коэффициенты, характеризующие их степень значимости в формировании конкурентоспособного ассортимента.

Также для определения оптимальных значений показателей ассортимента (ширина, глубина, новизна и устойчивость) и определения степени их значимости можно провести опрос потребителей. В данном случае потребители, по крайней мере основная их часть, не являются достаточно компетентными для определения оптимальных знаний показателей, однако их предпочтения относительно ассортимента магазина можно исследовать с помощью следующих вопросов.

Совершая покупки в нашем магазине, испытываете ли вы недостаток в каких-либо товарах? Если испытываете, укажите в каких.

Вы обычно покупаете стандартный набор товаров или постоянно пробуете что-то новое?

Часто ли вы сталкиваетесь с ситуациями, когда товар, который вы собирались купить в магазине, присутствует, но нет вашего размера, любимого вкуса, нужной торговой марки и т.д.?

3. Рассчитать показатели ассортимента для своего магазина и основных конкурентов и сравнить полученные данные с базовым вариантом. К оценке конкурентоспособности магазинов привлекаются эксперты, которые данные показатели разу оценивают в баллах, а не рассчитывают по формулам. В таблицу заносится значение, полученное как среднеарифметическое значение оценок всех экспертов. Для наглядности полученные результаты целесообразно занести в табл.

Таблица

Оценка конкурентоспособности ассортимента

Объект оценки

Показатели ассортимента (max — 5, min — 1)

ширина

глубина

новизна

устойчивость

рациональность

Базовый (оптимальный) вариант

3

5

4

3

5

Собственный магазин

2

4

4

2

4

Конкурент 1

3

4

3

4

4

Конкурент 2

2

3

2

3

3

Конкурент 3

4

2

3

4

3