Антидемпинговое законодательство

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

Обострение конкурентной борьбы на мировом  рынке существенно усилило протекционистские тенденции. Заметно расширилась практика применения нетарифных барьеров, позволяющих более гибко и селективно реагировать на изменения в соотношении сил в мировой  торговле и защищать внутренний рынок. По имеющимся оценкам, около 9% мирового  импорта промышленных товаров (без учета топлива) подпадает под действие нетарифных ограничений: для США этот показатель соответствует 9%, для ЕЭС — более 10% и для Японии — более 5%.

 

В арсенале нетарифных средств торговой политики промышленно развитых стран прочное место заняли антидемпинговые меры по сдерживанию импорта. Участники международной  торговли, признавая опасность распространения антидемпинговых ограничений, в то же время не могут договориться об их запрещении. Борьба с демпингом стала общепризнанной в торговой практике  стран. В этих условиях был избран путь упорядочения существующей антидемпинговой практики, создания договорно-правовой основы антидемпинговой политики. Официальное узаконение борьбы с демпингом было оформлено в рамках ГАТТ в виде специального Антидемпингового кодекса.

Антидемпинговые меры придают современному протекционизму агрессивный, наступательный характер. Даже если антидемпинговое разбирательство не приводит к введению дополнительных пошлин или навязыванию экспортерам обязательств, то уже сам факт начала антидемпинговой процедуры отрицательно сказывается на развитии торговли данным товаром, создавая «протекционистский эффект». Избирательность проведения антидемпинговых процедур по объектам привносит в международную торговлю элемент неопределенности. Антидемпинговые процедуры подрывают стабильность деловых связей, отрицательно сказываются на конкурентоспособности товаров.

Основными инициаторами антидемпинговых обвинений являются промышленно развитые капиталистические страны: США, Австралия, страны — участницы ЕЭС, Канада и др. Ответчиками выступают как промышленно развитые капиталистические страны, так и развивающиеся . Доля последних постоянно растет. Изменяются качественные характеристики товаров, оказывающихся объектами антидемпинговых расследований. Раньше это были сырьевые товары и полуфабрикаты, постепенно увеличивалось число готовых изделий, а в последнее время в орбиту антидемпинговой политики была вовлечена продукция новейших отраслей промышленности.

Антидемпинговое законодательство ЕЭС

Антидемпинговая политика находит наиболее яркое выражение в деятельности крупнейшей экономической группировки  мира — Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Антидемпинговое законодательство ЕЭС — часть единой торговой политики группировки. Отличительной чертой антидемпингового законодательства ЕЭС является то; что оно предусматривает использование протекционистских мер не отдельными странами, а группой стран, создавших таможенный союз.

Вопросами антидемпинговой политики в ЕЭС ведают Совет ЕС и Комиссия ЕС (КЕС). Непосредственным проведением антидемпинговых процедур занимается КЕС, которая официально уполномочена странами-участницами. В генеральной дирекции по внешним связям действует специальный отдел — антидемпинговая служба. Помощь антидемпинговой службе оказывает консультативный антидемпинговый комитет в составе представителей всех стран — участниц ЕЭС и под председательством представителя КЕС.

Определенное влияние на антидемпинговую практику сообщества оказывает суд ЕЭС, который обеспечивает правомерность толкования и применения антидемпинговых правил и принимаемых решений. К разработке предложений по усовершенствованию антидемпингового законодательства и анализу практики его применения  присоединился и Европейский парламент.


Антидемпинговое законодательство ЕЭС формально не делает различий между странами-ответчицами. Это выражается в наличии некоторых оговорок в самом законодательстве. Последнее сводится к тому, что товары стран якобы систематически продаются на рынках стран — участниц ЕЭС по заниженным ценам.

Основные положения антидемпингового законодательства

Определение демпинга в законодательстве КЕС базируется на положениях ст. VI  ГАТТ. В соответствии с ней под демпингом понимается ситуация, когда «экспортная цена» товара, предназначенного на рынок Сообщества, ниже «нормальной стоимости» аналогичного товара. «Нормальная стоимость» товара может определяться несколькими способами.

Это сравнимая цена в обычных условиях торговли, устанавливаемая на аналогичный товар, предназначенный для потребления и экспортирующей стране или стране его происхождения. Цена должна быть очищена от всяких скидок, имеющих прямое отношение к рассматриваемой продаже, при условии, что этого требует экспортер и предоставляет достаточные доказательства о действительном предоставлении скидки.

Различные скидки допустимы, если они непосредственно связаны с рассматриваемыми продажами и если представлены доказательства, подтверждающие, что скидки основаны па постоянной практике в течение предшествующего периода или на обязательстве соблюдать условия, требуемые для получения скидок.

Если по каким-либо причинам аналогичный товар на рынке экспортирующей страны отсутствует, для сравнения выбирается «представительная цена» аналогичного товара на рынке третьей страны (законодательство требует брать наивысшую подобную цену) или его «сконструированная стоимость». Последняя включает как стоимость производства, так и сбытовые, административные и другие общие расходы.

Для стран предусматриваются особые критерии определения демпинга. Под предлогом трудностей в установлении внутренних цен этих стран КЕС сопоставляет экспортные цены на товары стран с ценами на аналогичную продукцию какой-либо третьей страны с «рыночной экономикой» или со сконструированной стоимостью товара. Допускается применение внутренней цены сообщества.

Под экспортной ценой законодательство ЕЭС понимает иену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товар, экспортированный в Сообщество. Экспортная цена должна быть очищена от всех налогов и скидок, связанных с осуществлением продаж.

Для определения величины демпинга («демпинговая разность») прибегают к сравнению уровней «нормаль; пой стоимости» и экспортной цены. При этом также учитываются физические характеристики товаров, косвенные налоги, издержки обращения (транспортные расходы, страхование и т. д.), количество поставляемых товаров и условия продажи. Основной критерий демпинга— сравнение фактических экспортных и внутренних цеп па товары в стране их экспорта.

Для принятия протекционистских мер также требуется доказать, что поставки данного товара по заниженным ценам наносят или угрожают нанести материальный ущерб той или иной отрасли промышленности в Сообществе. Попытки количественного определения таких важных понятий, как «ущерб» и «материальный ущерб», предпринимавшиеся западными странами в ходе переговоров о новом антидемпинговом кодексе ГАТТ, закончились безрезультатно.

Антидемпинговое регулирование ЕЭС, так же как и аналогичные законодательства США, Канады, Австралии и ряда других стран, содержит только общие принципы, руководствуясь которыми КЕС выносит суждение о наличии «ущерба». При рассмотрении этого вопроса во внимание принимаются объем демпингового импорта и его величина относительно объемов внутреннего производства или потребления в Сообществе; цены демпингового импорта и их влияние на цены аналогичной продукции Сообщества; влияние демпингового импорта на состояние отраслей промышленности Сообщества, в частности на внутреннее производство аналогичных товаров, загрузку производственных мощностей, складские запасы данной продукции, продажи, долю рынка, цепы, прибыль, занятость и др.

В ходе антидемпингового разбирательства на любом из его этапов КЕС имеет право ввести в действие временную антидемпинговую пошлину. Срок ее действия определен в 4 месяца с возможным продлением еще на 2 месяца. Любые предложения по данному вопрос) должны поступать с КНС не позднее чем за месяц до истечения основного срока действия временных пошлин.

Антидемпинговое расследование должно быть завершено в течение одного года с момента начала разбирательства. Прекращение антидемпинговой процедуры осуществляется несколькими способами. В случае если факт демпинга доказан, процедура может быть закрыта следующим образом: либо экспортер принимает на себя обязательство повысить цену или сократить количество поставляемого товара, либо КЕС устанавливает па данный товар постоянную антидемпинговую пошлину. Постоянная пошлина по своему уровню обычно соответствует временной пошлине. Для экспортера это наиболее серьезная протекционистская мера, так как приводит к значительным потерям или уходу с рынка.

Антидемпинговые процедуры могут быть завершены и без принятия каких-либо защитных мер, если факт демпинга не подтверждается или ситуация на рынке существенно изменилась.

Основная форма завершения антидемпинговых процедур—принятие экспортером обязательств по ценам, а в отдельных случаях и по количеству. В некоторые периоды до 50% дел и более завершаются принятием обязательств. Значителен удельный вес постоянных антидемпинговых пошлин. В соответствии с законодательством уровень постоянной антидемпинговой пошлины и решение о принятии экспортером обязательств могут быть пересмотрены.

Антидемпинговые меры применяются и в отношении товаров, на которые уже были введены пошлины. Это касается комплектующих узлов и частей таких товаров. Ранее в ЕЭС не предусматривалось взимание антидемпинговых пошлин с подобных товаров, так как они не имеют для покупателя потребительских свойств:

— могут быть открыты процедуры и введены пошлины на товары, создаваемые на предприятиях стран — участниц ЕЭС с использованием импортируемых из третьих стран компонентов, если на аналогичные товары уже действуют антидемпинговые пошлины;

— монтаж или производство на основе импортируемых комплектующих деталей началось или существенно возросло после открытия антидемпинговой процедуры на аналогичный товар;

— стоимость комплектующих деталей или материалов, поступающих из страны, в отношении которой действует антидемпинговая компания, превышает по меньшей мере 50% стоимости изготовляемого товара.

Уровень антидемпинговой пошлины должен соответствовать действующей пошлине на аналогичный товар, импортируемый из третьей страны.

Практические рекомендации

Характерная черта антидемпинговой политики ЕЭС— тесная связь деловых кругов с аппаратом антидемпинговой службы КЕС. Это позволяет подчинить механизм наднационального контроля за ценами импортируемых из третьих стран товаров интересам западноевропейской промышленности и обеспечить вытеснение конкурентов.

Широкая пропаганда мер защиты от демпинга, проводимая ЕЭС, ставит на повестку дня вопрос о расширении знаний в области антидемпинговой практики и среди потенциальных ответчиков, к которым относятся и внешнеторговые организации. В условиях увеличения числа организаций и предприятий, получивших право выхода на внешний рынок, данная проблема представляется актуальной. Направленность антидемпинговой политики ЕЭС в отношении готовой продукции может создать существенные трудности на пути расширения структуры экспорта.

Антидемпинговое законодательство ЕЭС позволяет КЕС по-разному толковать те или иные положения в целях обеспечения интересов промышленных кругов стран-участниц. Это обстоятельство требует дополнительных разъяснений, базирующихся на анализе конкретных процедур и прецедентов.

КЕС следит за прохождением всех этапов антидемпингового разбирательства. Поэтому от ответчика требуются четкость и оперативность, а порой активность и настойчивость в обеспечении своих интересов.

Полезным представляется проведение прямых переговоров с сотрудниками антидемпинговой службы, ознакомление с имеющимися в КЕС документами по конкретной процедуре, а в ряде случаев и встреч с инициаторами жалобы.

По другим аспектам участия в антидемпинговой процедуре конкретные советы сводятся к следующему.

Открытие процедуры

Учитывая сроки, определенные для заявления ответчика в качестве заинтересованной стороны (30 дней с даты сообщения об открытии процедур с добавлением еще 7 дней для прохождения почты), и тот факт, что официальное уведомление может поступить с некоторым опозданием, следует оперативно направить в адрес КЕС запрашиваемую информацию в полном объеме или частично. Можно обратиться в КЕС с просьбой о продлении срока предоставления данных по вопроснику, который в обязательном порядке направляется антидемпинговой службой ответчику.

Важно в срок заявить себя в качестве официальной стороны антидемпингового разбирательства. Если это не будет своевременно сделано, то КЕС может принять по процедуре решение на основе имеющихся у нее в наличии фактов.

При подготовке ответа для КЕС по конкретной процедуре следует готовить по всем упоминаемым данным документальное подтверждение. Некоторые сведения ио решению организации могут быть определены как конфиденциальные и оформлены отдельно от прочей передаваемой в КЕС информации.

Сравнение цен и определение ущерба

Комиссия КЕС широко пользуется возможностью свободно выбирать базу для сравнения цеп, что играет решающую роль при констатации факта демпинга. Из всех возможных цен КЕС выбирает те, которые в наибольшей степени отвечают интересам западноевропейских продуцентов, а нередко пытается проводить сравнение с внутренними ценами Сообщества. Это позволяет устанавливать факт демпинга и там, где в действительности товары стран продаются по мировым ценам. С этим связано и произвольное толкование понятия ущерба. Как правило, для определения ущерба используются косвенные показатели — увеличение объема импорта или доли рынка, сокращение производства в данной отрасли промышленности стран-участниц и т. д.

Отсутствие четких критериев при сравнении цен и определении ущерба дает ответчику возможность защищать свои интересы. Оспаривать выводы антидемпинговой службы КЕС должно на основе весомых аргументов и глубокого знания конъюнктуры конкретного рынка. В практике контактов внешнеторговых организаций есть случаи изменения базы установления нормальной стоимости.

Временные антидемпинговые пошлины

Эти пошлины являются как бы предупреждением о возможности принятия более суровых мер в отношении экспортера, они не отражаются на ходе расследования. Экспортер может защищать свои интересы и, если это требуется, имеет право ставить перед КЕС вопрос о продлении срока их действия (на два месяца). Последнее дает возможность увеличить время для подготовки к переговорам и урегулированию процедуры.

Принятие экспортером обязательств

Обязательства экспортеров по соблюдению минимального уровня цеп или об ограничении количества поставляемого товара оформляются письмом или телексом. КЕС со своей стороны извещает о принятии обязательств, но не публикует конкретные данные, т. е. они рассматриваются как конфиденциальные.

Обязательства экспортера принимаются по типовой схеме, разработанной комиссией, и носят односторонний характер. В соответствии с обязательством экспортер должен направлять в КЕС подробную информацию о ценах. Обязательства принимаются экспортером по собственной инициативе или по предложению комиссии экспортер, собираясь сохранить поставки своего товара на рынок стран ЕС, должен помнить, что обязательства принимаются комиссией в четко определенный срок.

КЕС может проводить пересмотр обязательств (обычно не ранее чем через 6 месяцев с момента их принятия). Это происходит путем обмена телексами (письмами). Однако если экспортер не отвечает на обращение комиссии о необходимости пересмотра обязательств, то открывается новая процедура. В случае нарушения обязательств Комиссия ЕС возобновляет процедуру и немедленно штрафует экспортера путем введения в действие временной пошлины.

Экспортер, принявший обязательство, должен учитывать, что обязательства распространяются на все действующие контракты на поставку данного товара в страны — участницы ЕЭС, т. с. вне зависимости от даты заключения контрактов.

Постоянные антидемпинговые- пошлины

Эти пошлины — наиболее серьезная протекционистская мера, которая вызывает существенные потери или даже полный уход с рынка.

Экспортер имеет возможность добиться пересмотра решения Совета ЕС о введении постоянной пошлины, но не ранее чем через год после даты се введения в действие. Для этого он должен располагать определенными данными. Основные аргументы в данном случае—цены поставок. Если экспортер продавал или пытался продать товар по ценам, близким к уровню, который рассматривался КЕС как достаточный для требования компенсации ущерба, то обязательства экспортера могут быть приняты. Для проведения пересмотра в адрес КЕС необходимо направить соответствующий письменный запрос. 

Возможность использования адвокатов

Обращение к услугам адвокатов гарантирует знание не только, антидемпингового права, по и тонкостей процедуры и прецедентов, позволяет избегать ошибок в делопроизводстве и т. д. Использование адвокатов—дорогостоящее мероприятие.

Использование посредников

Внешнеторговые организации могут вступать в контакты с КЕС через посредников, в качестве которых выступают фирмы-импортеры или агенты в странах — участницах ЕЭС. Для этого посредник должен быть наделен соответствующей доверенностью от имени внешнеторговой организации.

Обращение в Европейский суд

В отдельных случаях внешнеторговые организации в целях изменения противоправных или ошибочных решений КЕС по антидемпинговой процедуре могут обращаться в Европейский суд. Однако эту форму защиты следует рассматривал, как исключительную и прибегать к ней лишь при наличии неоспоримых подтверждений своей позиции и неоправданных действий Комиссии. Разбирательство в Европейском суде связано со значительными затратами.