Аттестация персонала предприятий

Категория: Менеджмент

    Законодательство Российской Федерации не обязывает всех без исключения работодателей проводить аттестацию своих работников ни в Трудовом кодексе РФ, ни в ином нормативном правовом акте общеотраслевого и обязательного характера не установлено, что любой работодатель должен периодически проверять профессиональную пригодность своих работников.
     Обязательной аттестации подлежат определенные категории работников,  в соответствии со специальными федеральными законами и нормативными правовыми актами. Таковыми, в частности, являются государственные и муниципальные служащие, руководители унитарных предприятий, а также персонал организаций отдельных отраслей экономической деятельности. К последним относятся также  работники опасных производственных объектов.
   В остальных же случаях аттестация  работников является добровольной. Однако и  нормативно-правовых препятствий для введения аттестации персонала в организации как таковых нет. Единственное, что требуется от  работодателя  - закрепить систему аттестации в соответствующем локальном нормативном акте, например в Положении об аттестации персонала организации.
При разработке  Положения об аттестации и сопутствующих документов необходимо учесть положения Постановления Совмина СССР от 26.07.1973 N 531 "О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи" и "Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи" утвержденное Постановлением ГКНТ СССР от 05.10.1973 N 470, Постановлением Госкомтруда СССР от 05.10.1973 N 267. Последние изменения вносились в него в 1986 году, и на данный момент оно не отменено и не признано утратившим силу.
Подход к аттестации работников, установленный  Положением об аттестации 1973 года, был воспроизведен в более поздних нормативных правовых актах, определяющих правила проведения аттестации служащих отдельных отраслей деятельности, в том числе государственного управления.  Что касается небюджетных организаций, то более новых, общеотраслевых нормативных актов по аттестации персонала, чем Положение об аттестации 1973 года, нет.
    Положения данного нормативного правового акта должны применяться в корреспонденции с Трудовым кодексом РФ, согласно ст. 423 которого впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с  Трудовым кодексом РФ законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ,  а также Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются, так как они не противоречат Трудовому кодексу РФ .
    При разработке локального Положения об аттестации персонала также необходимо  учесть рекомендации  Минторга РСФСР по проведению аттестации работников торговли - Положение о порядке проведения аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций государственной торговли (письмо от 07.07.1981 N 0213).
Кроме того, при разработке  Положении об аттестации, необходимо учесть позицию Пленума Верховного Суда РФ, который в своем Постановлении от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" указал, что аттестация должна проводиться в порядке, предусмотренном федеральным законом или иным нормативным правовым актом, либо же в порядке, закрепленном в локальном нормативном акте организации. При этом Минтруд России в своих разъяснениях уточняет, что локальный акт должен учитывать правила, которые были установлены ранее актами СССР.