Аудиометод. физиологические основы аудиометода.

Категория: Контроль качества товаров

Аудиометод - метод, основанный на восприятии звуков органом слуха. Применяется для оценки качества музыкальных товаров, ауди- и видеотехники. С помощью аудиометода проверяется целостность стеклянной, фарфоровой, фаянсовой и керамической посуды, качество работы двигателей автотранспортных средств, холодильников, стиральных машин и другой бытовой техники. Для пищевых продуктов аудиометод имеет второстепенное значение и небольшую сферу применения, так как результаты оценки лишь косвенно и не всегда достоверно свидетельствуют о их качестве. Они в ряде случаев лишь дополняют ощущения. Так, у соленых огурцов, квашеной капусты, моченых и свежих яблок ценится упругая, хрустящая консистенция; хруст, возникающий при их пережевывании, воспринимается органами слуха и подчеркивает упругость и твердость консистенции этих продуктов. Орган слуха - ухо - состоит из наружного, среднего и внутреннего. К наружному уху относятся ушная раковина и слуховой проход. Среднее ухо представляет собой замкнутую полость объемом около 1 квадратного см, расположенную в толще височной кости. От слухового прохода ее отделяет тоненькая барабанная перепонка из 3-х слоев: наружного, похожего на кожу, внутреннего - слизистой оболочки и находящегося между ними соединительного слоя, состоящего из эластичных волосков. Барабанная перепонка представляет собой гибкое и достаточно прочное образование. Звуковые волны вызывают колебания этой туго натянутой, как кожа барабана, перепонки. Одновременно барабанная перепонка выполняет функции барьера, защищающего среднее ухо от пыли, микроорганизмов, воды. В барабанной полости находится механизм, действие которого заключается в усилении или ослаблении звукового колебания. Давление в барабанной полости постоянно выравнивается с наружным атмосферным давлением с помощью евстахиевой трубы. Внутреннее ухо состоит из костного лабиринта, который помещается в височной кости. В лабиринте размещены 3 основные части: улитка, полукружные канальцы и преддверие лабиринта. В улитке имеется кортиев орган, непосредственно отвечающий за восприятие звуковых волн. В полукружных канальцах находятся особые рецепторы вестибулярного аппарата.

Орган слуха воспринимает звук следующим образом: звуковая волна, попадая в ушную раковину, колеблет барабанную перепонку. Эти колебания через механизм среднего уха передаются на перепончатый лабиринт и воспринимаются рецепторными клетками кортиевого органа, который преобразует механические колебания в электрические и передают их в кору головного мозга. В особых клетках головного мозга происходит расшифровка электрических колебаний в звуковые ощущения. Воспринимаемые при этом звуковые ощущения — звуки — характеризуются определенными физическими параметрами: периодом колебания, длиной звуковой волны, амплитудой и частотой колебаний. По характеру колебательных движений звуки можно подразделить на чистые, сложные тоны и шумы.

Физически объективные признаки звука, воздействуя на акустический анализатор, вызывают появление в нем субъективных физиологических ощущений: высоты, громкости и тембра звука.

Высота звука оценивается в герцах, которая означает число колебаний в секунду. Диапазон воспринимаемых ухом человека частот находится в пределах от 15 до 22000 Гц. Звуки большей частоты относятся к ультразвукам, не воспринимаются человеческим ухом, хотя их воздействие и не проходит бесследно. Установлено, что наиболее приятное воздействие на человека оказывают звуки частотой около 1000 Гц. Для обычной речи характерна частота 500—4000 Гц. Более громкие звуки — с большей частотой - вызывают нервное возбуждение людей, отрицательно действуют на слух. При частом и длительном воздействии их возможна частичная или полная потеря слуха. Сила звука измеряется в единицах, называемых белами или децибелами, что позволяет выразить интенсивность всех звуков в области слухового восприятия в относительных единицах от 0 до 140 дБ:

— шепот, шелест листьев — 20-30 дБ;

— разговорная речь - 40-60 дБ;

— оркестр, шум автомобиля - 70-80 дБ;

— крик, шум поезда, мотоцикла — 80—90 дБ;

— шумный фабричный цех — 90-100 дБ;

— шум самолета, орудийного выстрела — 100—120 дБ;

— шум реактивного двигателя — 120-140 дБ.

Максимальным порогом силы звука для человека является интенсивность 120-130 дБ. Звук такой силы вызывает боль в ушах.

Экспертам, которые специализируются в области аудио-метода, необходимо тренировать слух, чтобы слышать определенные основные тоны, несмотря на обертоны или шумы.