Диверсификация производства

Категория: Производство

В условиях рыночной экономики основной целью любого предприятия является получение прибыли. Для того чтобы повысить продажи или улучшить функциональность предприятия, менеджеры используют множество различных стратегий и методов по улучшению структуры управления организации.

Одним из методов, доказавших свою эффективность, является диверсификация. Диверсификация подразумевает под собой разделение капитала и финансирования компании между несколькими направлениями, которые не связаны между собой. Все это делается для уменьшения рисков предприятия.


Диверсификация и специализация

Другими словами, финансирование осуществляется сразу в несколько направлений производства. Это позволяет при упадке продаж одной из отраслей компании продолжать свою деятельность в другой. Это позволит компании избежать банкротства и понять, какая из отраслей её производства требует кардинальных перемен. К тому же хорошая финансовая устойчивость и продолжительная работа на рынке позволит компании быть привлекательной для инвестиций.

Специализация – это совершенно противоположное диверсификации понятие. При специализации компания направляет всё свое финансирование в одну отрасль, для того чтобы развивать именно её. В большинстве случаев это делается для закупки и установки уникального оборудования, которое позволит производить товары с минимальными издержками производства или выполнять до этого недоступные функции.

Специализация является наиболее рискованным методом ведения производства, так как в случае ухудшения положения компании на рынке она полностью теряет свою покупательскую способность. Все это ведет к тому, что компания банкротится, или же ей потребуются колоссальные средства, для того чтобы переориентировать свое производство в иное русло.

Однако при правильном развитии и вливании инвестиций компания может очень хорошо укрепиться на рынке. При этом из-за узкой специализации она сможет быстрее реагировать на изменение тенденций на рынке и совершенствовать свою продукцию. Но все же при всех преимуществах, специализация остается самым рискованным методов ведения бизнеса, а для тех, кто хочет уменьшить шансы на банкротство, рекомендуется применять диверсификацию производства.

Типы диверсификации

Когда на рынке присутствует очень сильная конкуренция и нельзя предсказать поведение покупателей, то лучше всего использовать все методы для уменьшения рисков банкротства. Для этих целей используется диверсификация производства, которая имеет свою классификацию.

1. Связанная диверсификация. При ней компания может создать дополнительное производство, например, если она занимается выпуском молока, то может начать выпускать сливочное масло или сметану. В таком случае компания не вышла за рамки молочной продукции, а лишь увеличила ассортимент выпускаемой продукции. Как правило, таким методом пользуются мелкие и средние предприятия, так как не имеют достаточно средств и инвестиций для создания новой базы производства. Однако данный метод позволяет увеличить продажи за счет брендирования товаров одной категории и завоевать большее доверие у покупателей.

2. Несвязанная диверсификация. При данном типе диверсификации производство начинает осваивать неизвестный для себя рынок. Например, компания, занимавшаяся производством пищевой продукции, начинает выпускать двигатели для самолетов. Конечно же, у многих покупателей возникает недоумение, что компания так резко перестроила свою сферу деятельности. При этом следует очень внимательно рассчитать такой метод перераспределения финансирования, чтобы получить должный результат.

Формы диверсификации производства

1. Экспансия. Это самый агрессивный метод внедрения диверсификации. Для его осуществления компания выкупает или поглощает более мелкую компанию, осуществляющую производство нужного им товара. Чаще всего этот способ используют крупные холдинги и компании, для того чтобы собрать в своем составе все предприятия для полного цикла производства.

2. Замена. Если у компании начинаются трудности в каком-либо производстве, она принимает решение заменить данное производство чем-то новым. Данная форма очень популярна, когда старые технологии заменяются новейшими аналогами;

3. Развертывание. При нем фирма помимо своей обычной продукции начинает выпускать смежную. Пример с молочным производством как раз относиться к такой форме.

4. Свертывание. Это оборонительный метод, при котором компания полностью отказывается от производства продукции, потерявшей популярность у покупателей. Далее происходит полная её замена на более успешные и развитые отрасли производства.