Дизайн изделий

Категория: Производство

Создание новой вещи — сложный производственно-творческий процесс, в котором участвуют ученые, инженеры, модельеры, конструкторы, дизайнеры. Роль дизайнера в этом процессе очень велика. Он задумывает и саму вещь, и характер пользования ею. Дизайнер — режиссер потребления вещи, он организует отношения между человеком и ею и на этой основе устанавливает место и специфику данной вещи среди других вещей, а отсюда ее потребительские и товарные свойства. Промышленное производство ставит перед дизайнером сложные технические задачи, для решения которых необходимо его содружество с инженером и модельером-конструктором. Такое содружество, в свою очередь, требует от дизайнера знания технологии современного промышленного производства.

Дизайнер в соответствии со своим замыслом определяет и решает различные задачи: функциональные, экономические, эстетические и формообразования вещи. Разработка конструкции вещи и выбор технологии — это все то, без чего указанные задачи решить невозможно, а выбранный материал для изготовления вещи конкретизирует и ее конструкцию, и технологию ее производства. Конструкция и технология являются основой каждой задачи и никак не могут быть самоцелью.

В сфере деятельности дизайнера — вся материальная среда. К разработке конструкции потребительской вещи дизайнер подходит со следующей позиции: одна вещь является лишь частью общего. Например, для приготовления пищи требуются специальные предметы разного назначения. Все же вместе они составляют единый комплект для кухни. Все эти предметы могут быть объединены и стилистически в одном интерьере так, чтобы они отвечали вкусам владельца.

Создавая форму какого-либо предмета, дизайнер оперирует различными средствами: объемами, пропорциями, плоскостями, линиями, цветом, ритмом, способами декора и т.д. При этом дизайнер воплощает в предмете определенный образ, который рождается как бы из поэтизации прозаической вещи.

Общественная практика, эмоциональное воздействие природы, опыт повседневных наблюдений подсказывают дизайнеру, какие пропорции, цвета, свет и тени, пластические формы в окружающей среде производят то или иное впечатление. Сознательно и целеустремленно создавая зримый облик вещи, дизайнеры «вносят» в нее конкретный смысл, заставляя ее служить человеку, возбуждая одновременно соответствующие чувства и настроения.

При проектировании любого нового предмета быта (стула, телевизора, ножа или светильника и т.д.) необходимо иметь в виду человека, который будет пользоваться им. Фантазия художника-дизайнера, знание технологии и мастерство позволяют найти новое, более прогрессивное решение. Творческий метод художественного конструирования (дизайна), направленный на улучшение быта людей, рассматривает создание предметов как творческое воплощение единства утилитарных и художественных свойств и функций. Поэтому основным правилом дизайна является единство художественно-выразительной формы и практического назначения, построение конструкции вещей в соответствии со свойствами и возможностями материала, а также с технологией производства.

Предметы быта, как и всякий продукт человеческого труда, связаны с жизнью людей, поэтому они должны изменяться в той мере, в какой изменяются эта жизнь и этот быт. Если в прошлом в основу конструирования предметов было положено стремление к импозантности, пышности, то в основу проектирования изделий в настоящее время должны быть положены удобство, целесообразность и простота. Сейчас изменились и способы производства, и условия жизни людей.

Современная техника позволяет не только создавать целесообразные и экономичные образцы, но и варьировать их. Например, современная мебельная промышленность выпускает так называемую секционную мебель, которая позволяет из небольшого числа стандартных щитов, полок, ящиков, дверей строить шкафы различных объемов и секретеры, многие другие предметы интерьера с широким использованием пластмасс.

Опыт производства показывает, что пластмассы можно эффектно сочетать и с традиционными материалами. Изделие может быть выполнено не из одного вида пластмассы, а из двух или нескольких материалов (например, пластмассы и дерева, пластмассы, металла и керамики).

Выяснив функциональное назначение предмета и обстановку, в которой он будет находиться, необходимо найти форму, выражающую его конструкцию в зависимости от свойств применяемой пластмассы и метода ее переработки. Поэтому при художественном конструировании изделий из пластмасс необходимо выявлять эстетическую красоту этого материала.

Химическая промышленность дает возможность получать пластмассы, обладающие заранее заданными свойствами: повышенной твердостью, прочностью, необходимыми электроизоляционными свойствами; стойкостью к воздействию высокой и низкой температур, атмосферных влияний, кислот, щелочей; легкостью, упругостью, эластичностью, водонепроницаемостью и декоративностью. С появлением пластмасс, формуемых в изделия методами прессования, литья под давлением или любым другим, были разработаны основные принципы их художественного конструирования.

Технические и художественные возможности массового изготовления из пластмасс формованных изделий различной конструкции исключительно велики. Однако, используя полимеры, иногда дизайнеры не выявляют их технические и эстетические свойства, а идут по пути имитации формы деталей из традиционных материалов: металла, дерева, фарфора, камня, хрусталя и др. Нередко изделия из полимеров украшают профилями и рельефами со сложными орнаментом и изобразительными мотивами, которые не отражают специфику полимерных материалов.

Разработка формы осветительной арматуры, мебели и других предметов культурно-бытового назначения из пластмасс требует более продуманного решения, так как форма становится основным компонентом художественной выразительности, а декор является лишь дополнительным средством выявления общего композиционного замысла.

С развитием химии предметы быта начинают изготовлять из новых пластмасс, совершенно не похожих на прежние материалы как по техническим свойствам, так и по технологии их обработки. Новые пластмассы диктуют и новую форму изделий. Подобные изменения формы нередко приводят к более простому и непосредственному выражению самой функции предмета, например стульев. В мировой практике дизайна развивается тенденция к укрупнению, объединению ранее разрозненных изделий, замене их единым целым. Таким образом, наиболее целесообразным с конструктивной точки зрения можно считать лаконичные формы, образованные плавными линиями, без излишней декоративности. Такие формы хорошо гармонируют с пластичностью полимеров и в художественном отношении являются наиболее удачными.

Известно, что чем лаконичнее форма изделий, тем большее значение приобретают цвет и фактура материала, декоративная выразительность которого во многом определяет художественную ценность предмета. Богатая красочная палитра пластмасс дает возможность создавать разнообразные и оригинальные колористические решения путем сочетания ярких насыщенных цветов с пастельными тонами.

Дизайнеры на практике решают задачи повышения функциональности формы, разработки лучших технологических и экономических условий формообразования, поиска оптимальных методов духовного воздействия формы предмета на человека. Большое значение при этом имеет то новое, что дают наука и техника. Новейшие материалы имеют все основания стать ведущими. Они, безусловно, расширяют палитру дизайнера, дают ему новые возможности для художественных и образных решений. Декоративные и художественные свойства вещи, из какого бы материала она ни была сделана, всегда будут зависеть от мастерства, культуры и таланта художника-дизайнера, ее автора, особенно если понятие «ценность» вещи рассматривать с позиций искусства и мастерства.

Для более внимательного изучения формообразующих характеристик изделий приведем несколько описаний предметов, составленных художником-дизайнером Б.А.Смирновым, позволяющих оценить с точки зрения специалиста элементы, определяющие художественные качества.

Художник создал простой сосуд. С позиции эстетики «простой» — с минимальным числом элементов «красоты», а чем меньше их, тем значительнее каждый и тем, конечно, труднее добиться подлинной простоты. Значительный — это далеко не всегда богатый и пышный, значительный — особенно выразительный, а потому сильна выразительность пластики этих сосудов.

Чисто функциональные элементы предметов посуды — ручка, горло, носик — задуманы также и с позиций красоты, в соответствии с образом вещи.

Одинаково удобна и красива шейка горла у штофа. Красива совсем не потому, что удобна. Так удобно и так красиво — это образ данной вещи. А если еще и интересно придумано — один сосуд разрезан вдоль и получились две вазы для конфет, технологично, а значит дешево — это еще один важный фактор высокого качества.

Как удобны, красивы и просты в выполнении эти сосуды, какие они ясные.

Раскрытая (не смазанная) красота материала — текстура дерева — подчеркивает пластику вещи, определяет ее образ. Балхарские народные мастерицы нанесли на глиняный кувшин декоративный лаконичный рисунок из тонкого слоя белой глины — ангоб, чтобы подчеркнуть выразительность вещи.

Очень старинный иранский чайник вырезан из мягкого камня. Орнамент на его поверхности творец вырезал тем же инструментом.

Чеканный узор на медном сосуде совершенно неотделим от его формы, а композиция и резьба очень выразительны. Грузинская художественная металлотехника — ведущая отрасль грузинского декоративного искусства — прошла долгий путь и очень типична для средневекового искусства Востока. Обратите внимание на схожесть с рисунком резьбы на иранском чайнике. Но ведь материалы разные — металл и камень. Все дело в инструменте. Выемчатая, например трехгранная, резьба определила схожесть рисунка на предметах, но каждый рисунок отражает фактуру материала, из которого он сделан.

Эта ваза склеена из двух равновеликих форм, ограненных отдельно. Вертикальные грани в месте соединения сомкнулись под острым углом, и рисунок стал совершенно новым. На целой вазе подобной формы так нанести грани невозможно. Место склеивания двух форм не видно, лишь известно, что оно существует. Техническое новшество отразилось на композиции. Рисунок огранки вазы параллельными линиями подчеркивает форму. Орнамент так органичен, что воспринимается почти как фактура, хотя грань крупна и расположена редко.

Такой предмет, как детский ночной горшок, — массовое изделие первой необходимости узкого практического назначения. Это произведение промышленного искусства, произведение дизайна

. Если исключить привычно-обывательское (со смешком) отношение к таким предметам, то и они участвуют в эстетической организации быта (как и все предметы санузла).

Миска для самых маленьких. Каша в ней долго не остынет: между стенками миски наливают горячую воду.

Подставка для яйца с местом для соли и скорлупы. Подставка белого цвета, но верхняя часть, где углубление для яйца, зеленого, а сама ямка желтого цвета. Пластика подставки для яйца, трех тарелочек, кружки с очень удобной ручкой и блюдечком, т.е. всего детского сервиза, необычайно мягка и нежна.

Кружки из пластмассы для общественных столовых удобны, красивы и недороги, так как их формуют на прессе большим тиражом. Сложенные стопочками, они занимают мало места. Посуда тоже из пластмассы — из пищевого меламина. А конструктивность сборки набора из фарфора не уступает конструктивности сборки предметов из пластмассы.

Сборность — один из факторов современной вещи и, в частности, такой, как набор посуды. Близок к этому фактору и другой, хотя и противоположный ему, — многофункциональность одной вещи (комбайн). Но существуют и наборы из многих разных предметов одного назначения, например кухонной посуды. Вот такой набор: очень удобные предметы для варки, тушения, жаренья рыбы, мяса, дичи, овощей. Как в научных приборах, они объединены одним материалом, общим характером формы, деталями одного типа — ручками, хватками, носиками, художественным образом. Связаны они также продуманностью рабочих решений, например варки на пару, подогрева в горячей воде, жаренья не на открытом огне и т.д., а отсюда и конструктивным решением всех предметов.