Дизайн мебели и интерьера

Категория: Мебель

Особенностью производства современной мебели является использование в одном изделии различных материалов. Художественный эффект строится на сочетании текстуры древесины корпусной мебели с искусственной кожей, пленками, пластиками, металлом.

Эстетические требования к мебели рассматриваются на двух уровнях:

как к части интерьера помещения, элементу предметной среды;

как к самостоятельному элементу эстетического восприятия независимо от качества интерьера в целом.

Эстетические требования первого уровня касаются удобства размещения предметов мебели в помещении, соответствия размеров мебели и помещения. Стиль мебели должен соответствовать стилю всего интерьера. Эстетические требования второго уровня сводятся прежде всего к правильному решению объемно-пространственной и тектонической структуры.

Технический уровень и качество мебели оценивают формой, цветом, фактурой и рисунком поверхностей, качеством фурнитуры.

Современная характеристика дизайна мебели и интерьера: отсутствие единого стиля или доминирующих тенденций, отделка тесьмой, бисером, перьями, кожей питона и страуса, тиснение, плетение и т.д., обязательная сезонная цветовая гамма, разнообразие тканей, пластика форм «космического дизайна». Мебельные салоны и выставки показывают явный кризис минимализма, «раздевшего» интерьер до стерильной чистоты, «снять» больше нечего и логично предположить, что дизайн пойдет по пути обогащения интерьера и внутреннего содержания каждой вещи. В дизайне мебели сегодня наблюдается переходная ситуация — от минимализма к неизвестно чему.

По инерции продолжая перерабатывать «минимумов проектировании, дизайнеры не показывают сколько-нибудь ясной идеи будущего. Некоторые фирмы, интуитивно чувствуя усталость от аскетичности и лишений предыдущих лет, пытаются ввести элементы роскоши в свои изделия. Но пока это минимальная роскошь, стыдливо проявляющаяся в закругленности форм, теплоте материалов и чуть расширенной (по сравнению с прошлыми годами) цветовой гамме. Особая пропорциональность и колористика мебели неуловимо напоминают 1970-е гг. Они едва заметно присутствуют во всем: в пропорциях и размере ножек шкафов из металла, соразмерности и положении ручек, да и в самом характере интерьера, цветовой гамме. Это невысокие шкафы; отказ от шкафов-стенок с их модульной и колористической монотонностью; комбинирование форм: высокой, трехчетвертной, низкой; сочетание ламинированных, металлических, стеклянных и деревянных поверхностей гладких, но различных по цвету.

Несмотря на возвращение некоторых форм, поиски технологических и пространственных решений привели к новым комбинациям, новым «формулам» составления интерьера. Отказ от традиционного расположения библиотеки вдоль стены позволил поставить книжные шкафы в середине комнаты. Необычен подход использования шкафа в качестве витрины для показа и хранения наиболее дорогих вещей. Может быть, именно эта витрина станет предвестником новой тенденции — «минималистичной формы с драгоценным содержанием» (внутренние полки отделаны кожей, вместо стекла использован хрусталь)? Пожалуй, ту же ценность, но уже в другом виде представляет собой лен — природное начало в синтетическом мире: например, льняная наволочка диванной подушки, набитой полиуретаном.

С появлением новых электробытовых приборов для дома, новых приспособлений для приготовления пищи идея кухни как особого технически оснащенного помещения становится наиболее актуальной.

В дизайне часто используют металлические покрытия, особо прочное стекло, легко моющиеся и антистатические пластики, создающие атмосферу функциональности. В кухне нового эксклюзивного стиля сочетаются такие уникальные материалы, как титан и дорогостоящий камень, из цельного куска которого изготовлена раковина. Благодаря таким вечным материалам и текстуре деревянных поверхностей создается впечатление уникальности архитектурного объема. Трудно назвать это мебелью, скорее это функциональная современная скульптура, чем вполне оправдывается и высокая цена кухни: произведение искусства имеет особую ценность.

Весьма разнообразна отделка кухонной мебели. Можно выбрать кухню из натурального дерева: сучковатой сосны, благородного бука, дуба, вишни, ясеня, акации, черешни. В моде также пластиковые покрытия контрастных цветов и сочетания пластика с натуральным деревом. Особый шик — кухонная мебель, искусственно «состаренная» в специальных камерах или окрашенная «под старину» по современной технологии.

Новые технологии дали новые материалы для кухонной мебели, которые стали альтернативой дереву. Порой они превосходят дерево по своим возможностям, но не заменяют его. Натуральная древесина по-прежнему престижный материал. И все же немногие сорта дерева могут сравниться с пластиком по влагостойкости. Современный пластик и ламинат отлично имитируют любую древесную текстуру и ее тончайшие оттенки. Неоднородность текстуры и имитация сучков делают их трудно отличимыми от натуральной древесины. В программу тестирования материалов с пластиковым покрытием входит проверка на прочность, устойчивость к царапинам, а также к действию горячего водяного пара в течение часа.

Для недорогой кухонной мебели чаще всего используют ламинированные или покрытые древесным шпоном материалы из древесно-стружечных плит с пропиткой формальдегидной смолой. Рельефные фронтальные панели с успехом выполняют из клееной мелкодисперсной фанеры (МДФ), изготовленной из мелких отходов деревообрабатывающего производства без использования токсичных связующих. Поверхность из МДФ легко принимает заданную форму. Весьма популярен и практичен такой вариант: каркас и боковые стенки тумб и шкафчиков из ДСП, а детали фасада, передние панели, дверцы из цельной древесины.

Не всегда соответствует действительности мнение о вредности ДСП, натуральная древесина может быть менее экологичной, чем ДСП или МДФ. Вредные формальдегид и фенолы, входящие в состав лаков и клеев, изолированы пленочными покрытиями или шпоном, тогда как в дешевой столярной плите (массиве) толстый слой лака покрывает наружные поверхности. Вот почему мебель из ДСП или МДФ может быть дороже мебели из натурального дерева.

Еще в конце XIX — начале XX в. появилась связанная с идеей гигиены традиция, что кухня должна быть только белой. Белый цвет как цвет чистоты сделал кухню похожей на операционную. Появившиеся позднее холодильники, плиты, посудомоечные и стиральные машины долгое время тоже были преимущественно белыми. Название «белая техника» до сих пор остается в обращении для обозначения приборов этой группы.

Белый цвет постепенно уходит с кухонь: слишком он требовательный, безжизненный и холодный. Сегодня кухни имеют цвет не только всех оттенков древесины, но и красный, синий, голубой, сиреневый, желтый, зеленый, морской волны, бежевый, оранжевый. Нередко в интерьере одной кухни используют фронтальные панели контрастных цветов: желтого и синего, красного и белого, древесного и голубого.

Столешница, которая объединяет комплект в единую композицию, может быть изготовлена из натурального камня (мрамора, гранита). Есть менее дорогие варианты из керамической плитки, пластика, ламината, древесно-стружечной плиты с покрытием, устойчивым к высокой температуре и механическим воздействиям. При этом очень точно имитируется фактура натурального камня или древесины.

В кухнях стиля хай-тек нет понятия цвета, как нет цвета у модных металлов (алюминия и нержавеющей стали) и стекла. Направление «высокие технологии» — изысканная сдержанность, отсутствие декоративности и минимум деталей в оформлении. Хай-тек — искусное комбинирование металлических и стеклянных поверхностей, идеальная выверенность линий и полная гармония со встроенной техникой. В сочетании с продуманной подсветкой поверхностей создается ощущение легкости и простора, конструкции как будто парят в воздухе.

Ученые-психологи одобряют идею встроенной кухни, в которой царствует единая горизонталь столешницы и все лишние детали убраны с глаз. Ведь усталость от работы в кухне — не только физическая, но и зрительная, когда глаза устают от обилия ненужных деталей, поверхностей, лишних предметов. Встраиваемые предметы делают кухню лаконичной: минимум деталей и единый стиль защищают от усталости. Чрезмерную монотонность интерьера, который здесь служит фоном, всегда можно оживить декоративными деталями: вазой с цветами или комнатными цветами, пейзажем или натюрмортом на стене, нарядным заварочным чайником, цветной вазой для фруктов.

За последние несколько лет все ведущие мировые производители бытовой техники включили в ассортимент своей продукции встраиваемое оборудование. Оно дает такие преимущества, как сплошная рабочая поверхность без щелей, которая предоставляет дополнительное пространство для работы; сводит к минимуму заботы о поддержании чистоты; обеспечивает богатую цветовую гамму на любой вкус; дает возможность размещения каждого прибора на наиболее удобной высоте в любом месте кухни.

Современные тенденции в дизайне мебели показывают, что дом — это гармоничная композиция элементов интерьера с сильным персональным характером. Это не блоки стандартного назначения, а объекты полифункциональные, часто виртуальные, меняющие свою роль и назначение в зависимости от желаний и потребностей человека. И эти объекты надо еще придумать.

Например, при выборе кровати дизайнеры рекомендуют прежде всего обращать внимание на ее размер. Она должна удачно вписываться в размеры спальни. Добротная кровать имеет каркас из металлических блоков с поперечной перекладиной. На такой каркас обязательно кладут деревянную решетку. Рейки, образующие решетку, разъединяясь, убираются в тубус, полученный составлением коробчатых опор в колонну. Ножки крепят только к каркасу. Желательно, чтобы спинка была обита тканью или кожей и имела мягкую «начинку». Матрас лучше выбирать ортопедический или латексный, если у кровати есть подъемный механизм. Хорошо, когда все чехлы съемные, потому что их можно без труда чистить или стирать. В кровати должно быть минимум металлических деталей: они, как антенны, улавливают электромагнитные поля. Подвижное изголовье должно состоять из двух независимых секций, тогда спящие не будут мешать друг другу.

Основной фактор, который определяет себестоимость мягкой мебели, — обивка. Обивка кожей или тканью составляет от 30 до 70 % стоимости изделия.

Одна и та же ткань одинакового химического состава, но произведенная в разных странах будет стоить по-разному: итальянская в два раза дороже, чем турецкая. Это связано со стоимостью труда рабочих, с ценой сырья. Очевидно, что ткань из Европы предпочтительнее. Важный показатель качества ткани — износостойкость. Ткань кладут на стол и протерают ее специальным маятником. Износостойкость показывает число движений маятника до появления видимых потертостей. Чем выше износостойкость, тем дороже, лучше и долговечнее ткань. Ведущие компании обязательно указывают эту характеристику. Износостойкость ниже 10 000 означает, что ткань плохая и дешевая, ее нельзя стирать, можно сдавать в химчистку, но через пару чисток с ней будут проблемы; показатель от 20 000 до 30 000 имеют хорошие ткани, выше 30 000 — ткань высочайшего качества, однако по цене она уже приближается к коже.

Прекрасный показатель у алькантары (36000). Это микрофибра — чисто химический материал, но выглядит великолепно, иногда ее не отличишь от замши. Не всегда цена ткани определяет ее износостойкость. Натуральный шелк имеет низкую износостойкость, но стоит дорого. Синтетические ткани более износостойкие, чем натуральные. Кожа самая долговечная. На стоимость кожи, во-первых, влияет сорт, во-вторых, «происхождение»: кожа, изготовленная на европейских предприятиях, например, в три раза дороже, чем российская, кожа из Северной Германии или провинции Ареццо в Италии в десять раз дороже. Много недорогой кожи поставляет Аргентина. Отличить неспециалисту, какая кожа использована в готовом изделии, практически невозможно. Производители, которые делают недорогую мебель, происхождение кожи скрывают.

Другой показатель, который влияет на цену мебели, — наличие съемных чехлов. Это большой плюс, все проблемы с чисткой мебели легко решаются. Некоторые фирмы предлагают к своей мебели дополнительный комплект чехлов: зимой вы сидите на кожаном диване, летом меняете чехлы на тканевые — это практично и дает возможность освежать интерьер каждое лето. Плохо, если не снимается чехол для сиденья, потому что 70 % рекламаций при эксплуатации мягкой мебели приходится на подушки сиденья, они «держат» основную массу сидящего (для сравнения: рекламации из-за плохого качества подлокотников — 8%, спинок — 11%).

При покупке следует внимательно рассмотреть швы на чехлах. Есть три основных типа швов: простой, ложный двойной, самый прочный и надежный настоящий двойной. Чем сложнее шов, чем больше времени работница затратит на работу, тем выше себестоимость мебели. Впрочем, иногда вид шва связан с требованиями дизайнера, который считает, что в этой модели уместен, скажем, лишь простой шов.

Обязательно следует поинтересоваться, из чего сделан каркас: из массива дерева или ДСП. Первое, естественно, предпочтительнее. Массив тоже бывает разный: сосна дешевле, чем бук, но последний намного прочнее. Вообще бук демонстрирует идеальное соотношение цены и качества. В Северной Европе часто используют дуб, он немного дороже бука и тоже очень прочный. Важно, чтобы древесина была хорошо просушена. Если процент влажности высокий, каркас скоро «пойдет», начнет изгибаться. Сухая древесина стоит намного дороже, особенно высушенная естественным способом на воздухе.

В качестве наполнителя для мягкой мебели обычно используют пенополиуретан. Его плотность определяется по шкале HR, в килограммах на кубический метр. Как правило, чем выше плотность, тем жестче подушка. Ведущие фабрики обязательно указывают плотность полиуретана. Обычно этот показатель равен 30—40 кг/м3. Стандарт в России 30 кг/м3 (в России любят мебель помягче), стандарт в Германии 40 кг/м3 (немцы предпочитают подушки более жесткие). Любой полиуретан со временем теряет объем. Нормальный показатель уменьшения объема 5 — 8 % после 100 000 сжатий, больше 8 % свидетельствует о плохом качестве материала. Серьезное испытание для полиуретана — повышенная влажность в доме: он «раскисает», быстро теряет объем и упругость. Пенополиуретан — не единственный возможный наполнитель. Акриловую фибру плотностью 0,65 кг/м3 используют для наполнения спинок и подлокотников. Для сидений ее использовать нельзя, она мягкая и моментально проседает. Акриловая фибра — искусственный заменитель пуха, но в отличие от него она не сваливается и значительно дольше держит объем. Раньше в качестве наполнителя мягкой мебели использовали перо, многие до сих пор уверены, что натуральный наполнитель лучше. Это неверно: перо имеет тенденцию к сваливанию и может стать причиной аллергии, так как впитывает табачный дым и прочие вредные вещества.

Основной вид мягкой мебели — диван. На первый взгляд все диваны такие разные. И все же их можно разделить на три основные группы по способу раскладывания: выдвигающиеся вперед («французская раскладушка» с деревянными лагами или «американская раскладушка» с металлическими пружинами); диван-книжка (раскладывается по продольной оси); диван с откидными боковинами. При выборе диван-кровати дизайн имеет огромное значение, но прежде всего следует обращать внимание на надежность. Ведь этой вещью человек будет интенсивно пользоваться каждый день. Хорошую мебель видно по качеству обивки и швов. Желательно, чтобы диван имел съемный чехол, который можно было бы стирать. В каркасе не должно быть синтетики вроде ДСП или МДФ, так как это твердые, негибкие, быстро ломающиеся материалы. Предпочтительнее простой раскладной механизм.

Сейчас концепция дизайна мягкой мебели кардинально меняется. Диван становится более крупным, превращается в «остров для релаксации». В то же время он теряет пышные формы и объемность, приобретает легкость. Слишком массивная мягкая мебель традиционных линий, по мнению ряда дизайнеров, утяжеляет пространство. Таким образом, основная тенденция: диван — не строго заданная форма, а место для релаксации, в котором реализуется фантазия дизайнера. Подобный дизайн требует применения высоких технологий и больших вложений. В перспективе будут развиваться разные тенденции, которые вступят в острые стилевые противоречия друг с другом. Сущность противоречий определяется новой позицией потребителя. Его нельзя лимитировать каким-то одним стилем, он не хочет быть ограниченным быстро преходящей модой, а хочет ощущать себя свободным.

Особое место в интерьере современного дома занимает трансформируемая мебель. Ее многофункциональность позволяет не только моделировать пространство в зависимости от конкретной ситуации, но и решать массу проблем по организации быта. В сложенном виде эта мебель компактна и может использоваться в самых малогабаритных квартирах.

Можно с уверенностью сказать, что разного рода раскладушки переживают сегодня второе рождение. Объединившие в себе достижения современной дизайнерской мысли и высокотехнологичные материалы, мебельные трансформеры мало напоминают своих предшественников. Диваны и кресла с раскладными механизмами и возможностью регулирования положения тела; подростковые кровати на роликах, выезжающие из шкафа только на ночь; компьютерные столы, за которыми можно работать сидя и стоя.

Например, к классу столов-трансформеров относятся все модели и разновидности, в которых регулируется хотя бы один из трех размеров — длина, ширина или высота. В конструкции трансформируемых столов присутствуют специальные ходовые и направляющие элементы. Столешница может быть стационарной (цельной) или раздвижной (состоящей из так называемых полукрышек). Возможна любая ее конфигурация: квадратная, прямоугольная, круглая, овальная и т.д. В процессе трансформации очертания столешницы обычно меняются. Например, квадрат, удлиняясь, превращается в прямоугольник, а круг — в овал.

По способу трансформации все модели столов можно условно разделить на три группы:

с изменяющимися размерами столешницы и постоянной высотой ножек;

с регулируемой высотой опор и неизменной площадью крышки;

с раздвижной столешницей и регулируемой высотой опор.

Первая группа — самая многочисленная и разнообразная. В основном в нее входят обеденные столы для кухонь и столовых. Способы трансформации столешниц различны: одни механизмы позволяют удвоить площадь крышки, другие увеличивают ее на одно посадочное место (45 — 50 см).

Во вторую группу входят в основном кофейные, журнальные, декоративные и прочие вспомогательные столики. Подняв крышку на нужный уровень, можно превратить такой стол в основной — для выполнения домашней работы, чтения, письма, принятия пищи. Высоту чаще всего фиксируют вручную, например вращающейся ручкой, находящейся сбоку. Но существуют модели с пневматическими механизмами и даже электроприводом подъема столешницы.

Третью группу столов образуют истинные трансформеры. Главное их достоинство — многофункциональность: одна и та же модель может служить кофейным столиком в гостиной и обеденным столом в столовой и кухне. В разложенном виде многие из них не уступают по размеру полноценным обеденным столам.

В производстве столов используют практически все конструкционные материалы: древесину, МДФ, ДСП, стекло, металл, природный и искусственный камень (в том числе мрамор). Для облицовки применяют синтетические полимерные покрытия (ламинат, меламин), шпон всевозможных пород дерева, а также разнообразные лаки и краски. Выбор материалов в тех или иных сочетаниях определяется не одной лишь фантазией дизайнеров, но и функциональным назначением изделия. Обеденные столы для столовых и гостиных обычно делают деревянными (или, как минимум, с крышкой из шпона), но никак не ламинированными. И, наоборот, на кухне совсем необязателен массив дерева.

Крышки столов изготовляют преимущественно из МДФ или ДСП. Первый из этих материалов предпочтительнее благодаря своей экологической чистоте и высокой плотности, второй привлекателен только своей дешевизной.

В ассортименте многих ведущих мировых производителей можно найти модели со столешницами из стекла. Современные технологии позволили этому хрупкому материалу стать долговечным и безопасным. По утверждению одних изготовителей, их столики нельзя разбить даже кувалдой (они выполнены из высокопрочного закаленного стекла). По словам других, их изделия при разбивании не образуют острых осколков, т. е. просто растрескиваются. Стекло может быть прозрачным и матовым, тонированным и узорчатым и даже с эффектом разбитого стекла.

Очень необычно и своеобразно смотрятся в гостиных столики с крышками из искусственного камня и мрамора. Правда, у таких моделей регулируется только высота ножек-опор, каменная столешница не может трансформироваться.

Говорить о стилевом решении современных трансформируемых столов довольно сложно. В наши дни чистоту стиля обрести трудно. Например, многочисленные итальянские производители массовой мебели делают свою продукцию под «классику» и «модерн». Чистоту элементов и их соотношений демонстрируют столы в стиле хай-тек (стеклянная верхняя панель на серебристых металлических ножках). Вывод традиционный: чем предмет дороже и индивидуальнее, тем более четко выражен его стиль. И наоборот.

Среди моделей, запущенных в серийное производство, трудно найти такие, которые можно было бы однозначно отнести к какому-либо стилю или направлению.

В разработках офисной мебели просматриваются две четкие тенденции: гибкость и мобильность. Мебель, особенно офисная, вовсе не мимолетное явление моды. Это промышленная продукция, базирующаяся на исследованиях потребности, необходимости и функции и проходящая длительный процесс от идеи до воплощения.

Требования гибкости и мобильности выдвинуты потребителями и клиентами и четко зависят от изменений, происходивших в последние годы в области обустройства рабочего места. Перестройка организационных структур предприятий подразумевает замену статичного рабочего места, состоящего из рабочего стола, мебели для хранения бумаг, документов и др., мультигибкими рабочими местами, которые можно быстро приспособить к различным видам работ: индивидуальным, групповым, проектным, а также для проведения совещаний. Кроме того, все большее число людей выполняют работу дома, когда отдельному, сотруднику рабочее место на предприятии требуется на пару дней в неделю. Все сказанное создает абсолютно иной базис для разработки офисной мебели, иной ход мысли по обустройству офиса.

Растущие требования к гибкости и мобильности вынудили производителей сильно развить уже существующие программы офисной мебели или создать абсолютно новые программы в тесном сотрудничестве с дизайнерами и архитекторами по интерьеру. Большая часть новой офисной мебели сконструирована по одному принципу — горизонтальная несущая, на которой монтируют и также быстро заменяют с помощью хитроумной фурнитуры различные типы столешниц, шкафов, ящиков и поддонов (иногда и осветительной арматуры.). Многие рабочие столы, кроме того, снабжены колесиками для удобного перемещения по офисному пространству. Одной из тенденций является большое число мобильных ящиков для хранения личных бумаг и предметов.

Форма несущих поверхностей новой офисной мебели предельно минимизирована, упрощены и доходчивы ее функции. В то же время усиленное культивирование минимализма привело к созданию промышленного облика мебели. Другая характерная черта — возросшая роль эргономики как в форме, так и в функциях мебели: рабочие столы должны подниматься, опускаться, наклоняться и желательно должны быть снабжены полкой для терминала, способной настраиваться независимо от рабочего стола. Спинки и сиденья офисных стульев должны подниматься, опускаться, наклоняться и желательно следовать движениям тела.

Для несущих конструкций и ножек офисной мебели используют исключительно сталь и алюминий. Столешницы и другие поверхности изготовляют из светлых пород дерева — бука, клена и березы. Для более эксклюзивной мебели применяют в основном вишню, грушу и различные сорта красного дерева. При использовании ламината все чаще выбирают не скучные бело-серые цвета, а более красочные, хотя и приглушенные. Эта тенденция переходит и на другие искусственные материалы, а также на обивку стульев и диванов. При изготовлении ножек, сиденьев и спинок офисных стульев по-прежнему используют пластмассу.