Эффективность использования торговых площадей

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

При оценке эффективности использования торговых площадей необходимо оценить, насколько в магазине выполняются следующие правила.

Правило «фокусный пункт». Согласно ему товар, размещенный на полках и стеллажах магазина, должен находиться в фокусе внимания покупателей, т.е. размещаться по центру витрины с небольшим смещением вправо. Если речь идет о супермаркете, где торговое пространство велико, то товары необходимо размещать по принципу «магазин в магазине».

Правило «движение глаз». Согласно ему покупатель воспринимает информацию о товарах, размещенных на полках магазинов, так же как при чтении текста с эпиграфом, т.е. вначале смотрит на правый верхний угол, а затем перемещает взгляд справа налево и сверху вниз. Размещая товары на полках, необходимо учитывать эту особенность.

Правило «визуальное восприятие». Данное правило гласит, что более осознанно покупатель воспринимает ту информацию, которая расположена в 30 градусах от точки, в которой фокусируется взгляд человека. В связи с этим наиболее привлекательное место на полках магазина находится в этом секторе.

Правило «обратные часы». Данное правило основано на том, что большая часть покупателей — это правши, поэтому по торговому залу они движутся по внешнему периметру против часовой стрелки. Кроме того, практика показывает, что подавляющая часть покупателей движется по внешнему периметру и не более 40% — сразу попадают внутрь торгового зала. В этой связи товары, размещенные по внешнему периметру торгового зала, пользуются большей популярностью.

Правило «золотой треугольник». Согласно данному правилу более высокий объем продаж достигается в случае, когда между входом, самым востребованным товаром (например, хлебобулочные изделия, молочная продукция) и кассовым узлом образуется своеобразный треугольник. Причем необходимо стремиться, чтобы площадь этого треугольника была максимальной. Действие этого правила объясняется тем, что в то время, пока покупатель движется от входа к необходимому товару и затем к кассе, он пересечет большую часть торгового зала, познакомится со значительной частью ассортимента и, вероятнее всего, совершит импульсные покупки.

Эффективность использования торговых площадей может оцениваться как по магазину в целом, так и по отделам внутри магазина. Если речь идет о магазине в целом, целесообразно использовать следующие показатели.

1. Количество чеков за определенный период (день, неделю, месяц и т.д.). Этот показатель отражает уровень проходимости торговой точки и степень доступности магазина для покупателей. При этом доступность магазина зависит от следующих факторов:

возможность быстро найти магазин, которая определяется наличием щитов, указателей, баннеров по городу;

удобство подъезда к магазину;

удобная парковка с достаточным количеством мест;

возможность быстро найти подходящую по размеру тележку или корзинку;

возможность легко перемещаться с корзинкой или тележкой по торговому залу;

возможность быстро найти необходимый товар и сориентироваться в торговом пространстве магазина;

возможность легко и быстро достать необходимый товар с полки ли стеллажа;

удобный подход к кассам и возможность быстрого обслуживания на кассе;

возможность быстро и беспрепятственно выйти из магазина.

2. Отдача с одного квадратного метра торговой площади магазина. Данный показатель отражает, сколько выручки/прибыли приходится на один квадратный метр торговой площади.

Если речь идет об эффективности использования торговых площадей отделов внутри магазина, в этом случае можно использовать следующие показатели.

1. Коэффициент распределения покупок по категориям товаров. Этот коэффициент показывает, какое количество чеков приходится на товары конкретного отдела магазина. Другими словами, он показывает, сколько человек пришли за товаром определенного отдела, нашли необходимый товар и совершили покупку.

2. Среднее количество наименований товаров одного отдела в чеке, он показывает, сколько в среднем товаров одного отдела покупает посетитель магазина за одно посещение. Чем выше этот показатель, тем более эффективно используется торговая площадь отдела.

3. Отдача с одного квадратного метра отдела магазина. Он позволяет сравнить эффективность использования торговых площадей различных отделов между собой.