Фальсификация товаров

Категория: Методы и техническое обеспечение контроля качества товаров

Результатом идентификации служит подтверждение соответствия или установление несоответствия ассортиментных, качественных, количественных характеристик и товарной информации. При выявлении несоответствия продукция относится к фальсифицированной.

Фальсификация (от лат. falsifico — подделываю) — действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Термин «фальсифицированная продукция (пищевые продукты, материалы и изделия)» определен в Федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов» как «умышленно измененные (поддельные) и/или имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной и недостоверной».

В широком смысле фальсификация может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных, но несущественных для его использования по назначению свойств. Фальсификация пищевых продуктов чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например внешнего вида при общем ухудшении или утрате остальных, наиболее значимых свойств пищевой ценности, в том числе и безопасности.

Понятие «фальсифицированные товары» иногда путают с понятиями «товары-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектные товары». Это не случайно, так как заменители и дефектные товары широко используются для целей фальсификации, при этом получателю и/или потребителю умышленно не предоставляется необходимая информация.

Заменители и дефектные товары не относятся к фальсифицированным, если на маркировке или в товаросопроводительных документах указано их подлинное наименование, а цена соответствует их качеству и происхождению (например, кофейные напитки с таким наименованием не являются фальсификатами).

Следует отметить, что взгляды на товары-заменители, особенно если происходит частичная замена одного товара другим, в разные периоды меняются. Так, в конце прошлого века при производстве пива даже частичная замена солода на несоложеные материалы не допускалась и считалась фальсификацией, что особо оговаривалось в законодательстве Германии. В практике современного отечественного пивоварения из-за нехватки солода применение несоложеных материалов допускается соответствующей технической документацией.

Разные требования отмечаются по отношению к маргарину как заменителю сливочного масла. В законодательстве конца XIX в. подкрашивание маргарина под цвет сливочного масла не разрешалось, а сейчас является непременным условием его производства. Следует учесть, что маргарин, выпускаемый в настоящее время, не идентичен маргарину конца XIX в. Последний получали из свиного сала, вследствие чего его можно идентифицировать по вкусу и запаху, а при отсутствии подкраски — по цвету. Сегодня по органолептическим показателям отличить сливочный маргарин от сливочного масла значительно труднее. По химическому составу маргарин может быть тождествен сливочному маслу.

Объекты фальсификации и идентификации одни и те же, так как фальсификация — один из двух возможных результатов идентификации.

При фальсификации подделке обычно подвергается одна или несколько характеристик товара, что позволяет выделить несколько видов фальсификации:

• ассортиментная (видовая);

• квалиметрическая;

• количественная;

• стоимостная;

• информационная.

Для каждого вида характерны свои способы подделки товара.

Взаимосвязь характеристик товара с видами фальсификации представлена на рис..

Рис. Взаимосвязь видов фальсификации товара с его характеристиками