Франшиза как основа успешного бизнеса
На начальных этапах своей деятельности большинство компаний развивается исключительно плохо. Единственным исключением являются предприятия, работающие по договору франшизы.
Франшизой именуется такой вид договора, по которому организация, владеющая некой торговой маркой, продает права на ее использование в коммерческих целях третьим лицам. Договор также предполагает использование бизнес-модели франшизы. Кроме того, франчайзи получает доступ к базе знаний предприятия-франчайзера, в частности к секретам и технологиям производства товара. Согласно договору франшизы, бизнесмен получает право продавать свою продукцию под данным брендом.
На сегодняшний день в России франчайзинг законодательной базы не имеет. В нормативно-правовых документах отсутствует даже само определение, однако у него есть синоним — «коммерческая концессия». Статья 54 Гражданского кодекса России предусматривает, что все подобные соглашение подлежат обязательной регистрации в Роспатенте. Нужно помнить, что в России работает много фирм, якобы продающих франшизу, однако они работают по договору реализации, следовательно, не имеют никаких прав именовать себя франчайзерами.
Франчайзинг является прекрасным методом быстрой раскрутки своего дела. По статистике, более чем в 80% случаев использование системы франчайзинга позволяет работать долгое время с получением большой прибыли. При этом фирмы, работающие без данной системы, едва «доживают» до двух лет.
Одним из главных достоинств ведения бизнеса по франшизе перед собственным делом является помощь франчайзера при расчете стоимости будущего бизнес-проекта, ведь далеко не каждый начинающий предприниматель сможет правильно ее рассчитать. А франчайзер, уже опытный делец, имеющий множество представительств своей фирмы, способен определить точную сумму вложений, необходимых для открытия дела франчайзи.
Как бизнес-система, франчайзинг предусматривает множество преимуществ для всех участников:
• франчайзер оказывает всестороннюю помощь франчайзи в налаживании работы фирмы, выборе помещения, обучении и подборе квалифицированного персонала, раскрывает все секреты ведения своего бизнеса;
• бизнесмену не нужно будет тратить время и ресурсы на продвижение своего товара, так как купленная им франшиза уже зарекомендовала себя на рынке;
• франчайзер может предоставить и другую помощь: льготное кредитование (совместно с банком), скидки на продукцию и прочее.
Однако присутствуют и существенные недостатки:
1. Защита франчайзи. Разорвать отношения с франчайзи, который не придерживается правил системы, невозможно, так составлен ряд пунктов соглашения о продаже франшизы. Складывается некоторая двусмысленность такого договора: с одной стороны, он всячески защищает франчайзи, но с другой — франчайзер не может разорвать отношения с партнером, нарушающим правила франчайзинговой системы.
2. Невозможность качественного контроля. Франчайзи обладает определенной свободой действий, даже при наличии франчайзингового договора. Поэтому франчайзер не в состоянии контролировать должным образом все сделки партнера по системе.
3. Шаткость престижа торгового бренда. Отдельно взятая фирма-франчайзи считается звеном системы предприятий, работающих под одним брендом. Поэтому неудачи одного франчайзи негативно влияют на репутацию всей франчайзинговой системы и товарного знака в частности.
4. Мошенничество при внесении платежей. В соответствии с договором франчайзи обязан ежемесячно осуществлять ряд платежей франчайзеру за предоставляемые услуги. Точная сумма формируется на основании размера продаж фирмы-франчайзи, для этого руководство подает отчет по продажам. Для уменьшения платежей франчайзи может намеренно скрыть истинные доходы от продаж, представив неправдивый отчет франчайзеру.
5. Сложности при сохранении коммерческой тайны. Франчайзи во время обучения предоставляется доступ к информационной базе предприятия франчайзера, в том числе и к данным, которые являются коммерческой тайной. В большинстве случаев она не выходит за пределы фирмы, однако все же прецеденты случаются, потому во избежание серьезного ущерба франчайзеру следует позаботиться о защите информации.
6. Успешный франчайзи расторгает договор. Выйдя из франчайзинговой системы, предприниматель захочет создать свое дело, тем самым вступая с франчайзером в прямую конкуренцию.
Во избежание вышеозначенных трудностей франчайзеру нужно очень тщательно вести отбор кандидатов на покупку франшизы. Для этого с каждым потенциальным покупателем необходимо проводить тщательное собеседование, в ходе которого нужно будет выявить наличие у него всех качеств, необходимых для успешной деятельности. Также франчайзеру следует вести контроль деятельности своего подопечного и при необходимости оказывать ему помощь.
Однако существует и ряд негативных факторов для франчайзи:
1. Несоблюдение контракта по франчайзинговому соглашению. Франчайзи обязан строго следовать правилам франчайзинговой системы. Данные правило изложены во франчайзинговом договоре и относятся ко всем без исключения. Франчайзи может вносить свои рекомендации, однако изменить коренным образом всю систему он не может.
2. Ограничение инициативы франчайзи. Предприниматель обязан строго придерживаться правил, которые регламентируют его деятельность и определяют, как можно использовать товарный знак. Также эти правила могут устанавливать рабочие часы фирмы, ассортимент товаров и услуг. Более детально они расписаны в программе, разработанной франчайзером для обучения франчайзи, который должен их принять до подписания договора.
3. Сотрудничество участников франчайзинговой системы. Каждый франчайзи является, несмотря на статус независимого бизнесмена, важной составной частью сети владельцев франшизы, в некоторой степени владельцев фирм франчайзинговой сети можно считать партнерами по бизнесу, а потому конкуренция между франчайзи одной системы исключается.
4. Франчайзер не предоставляет помощь. Именно его всесторонняя поддержка, оказываемая франчайзи, является важнейшим фактором в работе всей франчайзинговой сети, поэтому будущему франчайзи до подписания соглашения следует убедиться в том, что франчайзер ее предоставляет.
5. Изучение финансовых возможностей франчайзера. Будущий франчайзи должен изучить всю финансовую документацию предприятия франчайзера, дабы удостовериться в его финансовом благополучии. Весьма вероятно, что в недалеком будущем франчайзер может объявить о банкротстве, вследствие чего франшиза может быть продана или вообще аннулирована.