Функциональные свойства транспортных средств

Категория: Контроль качества товаров

Функциональные свойства определяют, какую основную потребность и каким способом удовлетворяет то или иное транспортное средство. Транспортные средства личного пользования выполняют двоякую функцию. С одной стороны, они удовлетворяют материальную потребность населения, связанную с перевозкой пассажиров и грузов. С другой стороны, транспортные средства относятся к товарам культурно-бытового назначения, так как удовлетворяют духовные потребности людей в ощущении высоких скоростей движения и в спортивных достижениях. Функции транспорта как средства перевозки определяются его пассажировместимостью, грузоподъемностью, проходимостью, маневренностью, приспособленностью к запуску в холодное время года, величиной пробега на полной заправке бензобака. Некоторые из этих свойств являются определяющими для социального назначения ТС.

Если рассматривать транспортные средства как спортивный инвентарь, то к важнейшим функциональным свойствам можно отнести их приемистость, максимальную скорость, которую они могут развить на заданной дистанции, мощность двигателя, рабочий объем цилиндров.

Приемистость (динамичность) — способность транспортного средства к интенсивному разгону с места. Динамичность относится к комплексным показателям и зависит как от мощности двигателя, так и от массы ТС и от соотношения передаточных чисел шестерен в коробке передач. Чем больше мощность и меньше масса ТС, тем выше приемистость.

Показателем приемистости является время разгона ТС до определенной скорости (мотоцикла — до 60 км/ч, автомобиля — до 100 км/ч). У отечественных автомобилей приемистость составляет — 10—14 с, у мощных зарубежных моделей — 7 с, у спортивных автомобилей приемистость достигает 4 с.

Приемистость транспортных средств имеет большое значение в условиях интенсивного движения, когда требуется быстро обогнать впереди идущий транспорт, а также в условиях бездорожья, когда приходится часто тормозить и снова набирать скорость.

Мощность двигателя зависит от его рабочего объема и выражается в лошадиных силах или кВт (1 кВт = 1,353 л. с.).

Снаряженная масса автомобиля определяется как масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т. п.) автомобиля, но без пассажиров, водителя и их багажа.

Конструкторы автомобилей используют все возможности для снижения массы автомобиля. Стальные и чугунные детали заменяют деталями из алюминиевых и магниевых сплавов, титана, и пластмасс, сплошные детали — трубчатыми и пустотелыми.

Резкое снижение массы автомобилей произошло после перекомпоновки их в переднеприводные, так как в них отсутствуют тяжелый задний мост и карданная передача.

Полная масса транспортного средства состоит из снаряженной массы, массы груза, водителя и пассажиров и их багажа. Расчетная масса одного пассажира — 70 кг, а багажа на одного пассажира — 10 кг.

Проходимость. Под проходимостью понимают приспособленность ТС для езды по дорогам без твердого покрытия, а также в различную погоду.

Проходимость автомобиля зависит от мощности двигателя, величины дорожного просвета, базы и ширины колес, числа ведущих колес, ширины протектора и глубины его рисунка. Существенное увеличение проходимости автомобиля достигается в том случае, если у него ведущие не только задние, но и передние колеса. При движении в тяжелых дорожных условиях (грязь, песок) водитель может подать крутящий момент от коробки передач не только к задним, но и к передним колесам.

Дорожный просвет ТС. Дорожный просвет (клиренс) определяется по высоте расположения низшей точки ТС к дорожному полотну. Дорожный просвет характеризует способность ТС переезжать различные препятствия: рельсы, бревна и др.

Под базой ТС принято понимать расстояние между центрами осей его колес в миллиметрах. Чем она короче, тем выше проходимость ТС, но ниже устойчивость на дороге, особенно для велосипедов и мотоциклов.

Диаметр колес определяет их способность огибать мелкие неровности на дорожном покрытии, уменьшая тем самым вибрацию ходовой части.

Ширина протектора шины обусловливает проходимость по песку и грязи. Чем шире шины, тем больше площадь опоры, тем меньше давление на каждый квадратный сантиметр площади опоры, тем выше проходимость по мягкому дорожному покрытию.

Глубина рисунка протектора обусловливает лучшее сцепление с грунтом, поэтому чем она больше, тем выше проходимость.

Возможность достижения максимально допустимой скорости зависит как от мощности двигателя, так и от величины общего передаточного числа на наибольшей (обычно 4-й и 5-й) передаче. Согласно правилам дорожного движения, в населенных пунктах скорость движения не должна превышать 60 км/ч, а нередко и 40 км/ч, на большинстве загородных дорог допускается скорость 80-90 км/ч и лишь на немногих скоростных дорогах — 110 км/ч. Современные автомобили личного пользования позволяют развивать скорость более 160 км/ч. Это свойство автомобиля очень важно для обгона на высоких скоростях движения и на коротких дистанциях.

Следует отметить, что скорость автомобиля снижается, если его шины имеют большую ширину и глубокий протектор.

Маневренность — способность ТС разворачиваться в узких местах. Этот показатель особенно важен при заезде на стоянку между тесно стоящими автомобилями, при заезде в гараж, на крутых поворотах. Показателем маневренности является величина радиуса наиболее крутого поворота (в м), который может совершить автомобиль. У легковых автомобилей радиус поворота составляет 5-6 м, и чем он меньше, тем маневреннее автомобиль.

Расход топлива на 100 км пути характеризует экономичность и зависит от конструкции и качества изготовления двигателя и ходовой части ТС. В отечественной мототехнике расход топлива на 100 км пути колеблется от 2 л у мопедов до 8~ 10 л у тяжелых мотоциклов, для легковых автомобилей расход топлива колеблется от 4 до 16 л. Следует различать контрольный расход топлива, который указывается в паспортах на ТС, и эксплуатационный расход топлива. Контрольный расход определяется при движении по ровной дороге со скоростью 60 км/ч. Эксплуатационный расход обычно на 10-15% выше контрольного.

Пробег на полной заправке бензобака зависит от емкости бака и эксплуатационного расхода топлива на 100 км пути. Емкость бензобака современных автомобилей составляет 30-50 л, что при эксплуатационном расходе топлива 8-10 л на 100 км достаточно для пробега 300-600 км.

Тормозной путь — это расстояние в метрах, проходимое ТС от момента начала торможения с оговоренной скоростью до полной его остановки.