Гжельская керамика

Категория: Разные непродовольственные товары

 Производство посуды из обожженной глины известно с далекой древности. В древнем Египте, Вавилоне, Ассирии, а позже в Греции изготовление глазурованной посуды, цветной мозаики и других изделий керамического производства было настолько развито, что изделия древних умельцев до сих пор продолжают восхищать нас красотой и совершенством своих форм, живостью и сочностью рисунка, законченностью композиции.

Первый керамический завод в Гжели был основан в 1802 г. крестьянином Куликовым, который, используя богатые традиции гжельских кустарей, начал вырабатывать сортовую посуду и керамические украшения.

Первые работы гжельских кустарей и небольших полукустарных заводов отличались своеобразием форм и яркой реалистической росписью. В отличие от других подобных промыслов, в работах гжельских мастеров отчетливо проявилась русская национальная манера в живописи и орнаменте. Эти декоративно-реалистичеокие начала, заложенные в производстве гжельских кустарей XIX в., особенно ощутимы в посуде и фигурках так называемого русского лубка.

Технология производства керамических художественных изделий своеобразна и включает в себя формовку, живопись и глазурование.

Изделия вырабатываются из мергелевых гжельских глин с добавлением кварца, известняка и углекислой извести. В сыром виде масса имеет темный цвет, а после обжига готовая продукция приобретает желтоватый, золотистый или почти белый цвет.

Посуду формуют в гипсовых формах или на гончарном круге при помощи нужных шаблонов. Сформованное изделие сушится на воздухе, затем обжигается в горнах при температуре от 900 до 1500°.

Обожженное изделие покрывается глазурью и снова обжигается. Некоторые изделия выпускаются с подглазурной росписью кобальтом. В этих случаях до второго обжига по бисквиту (неглазурованному фарфору) наносится рисунок. Часто после глазурования производится надглазурная роспись золотом (дорисовка). В последнее время применяется надглазурная роспись статуэток коричневым, зеленым и синим цветом (растворами азотнокислого кобальта). Роспись этими красками отличается мягкими тонами, краски как бы растекаются к краям, дают нечетко очерченный контур рисунка.

Роспись выполняется вручную, беличьими кистями, что обеспечивает более высокое декоративное качество изделий по сравнению с механическими способами нанесения рисунка (деколькоманией, печатью, трафаретом и т. д.), применяемыми при массовом производстве.

Гжельские изделия, как правило, насыщены богатством и сочностью красок. Живописцы часто расписывают всю поверхность изделия, так называемое крытье; в других случаях по белому фону расписывается только центральная часть изделия.

Гжельские мастера выпускают чайные сервизы, отдельно чашки, чайники, сахарницы, бокалы, пепельницы, большое количество фарфоровых ваз для цветов. Основным видом отделки остается подглазурная роспись кобальтом с легкой разделкой по белому фону. Реже применяется роспись золотом по темно-синему кобальтовому фону.