Идентификация продовольственных товаров

Категория: Методы и техническое обеспечение контроля качества товаров

Класс продовольственных товаров подразделяется на два подкласса: пищевые продукты и табачные изделия. Эти подклассы подразделяются на группы и подгруппы однородных товаров, их виды и подвиды (разновидности, наименования и торговые марки). Каждая классификационная группировка имеет общие и специфичные идентификационные признаки, отличающиеся разной степенью достоверности.

Критериями выбора этих признаков для целей установления ассортиментной тождественности и подлинности, а также обнаружения фальсификации являются достоверность, достаточность и применимость.

Достоверность идентифицирующих признаков обусловлена тем, что их невозможно и/или невыгодно подделывать.

Например, в молотые кофейные напитки на зерновой основе можно добавить кофеин, так как массовая доля его — важнейший критерий идентификации натурального кофе. Однако это невыгодно. Можно также извлечь из таких напитков крахмал, отсутствие которого в натуральном молотом кофе служит надежным идентифицирующим признаком, но это невозможно сделать без утраты других ценных веществ кофейного напитка.

Достоверность идентифицирующих признаков обеспечивается относительной устойчивостью показателей, которые их характеризуют и обусловливают воспроизводимость результатов идентификационных испытаний.

Достаточность идентифицирующих признаков определяется их минимально необходимым числом, которое обеспечивает достоверность результатов идентификации. Недостаточность таких признаков может стать одной из причин недостоверности результатов, а избыточность — повышает затраты на проведение испытаний и затрудняет выбор необходимых признаков. Кроме того, среди избыточных признаков могут быть легко подделываемые признаки (например, массовая доля сахара, спирта, кислот в алкогольных и слабоалкогольных напитках).

Применимость идентифицирующих признаков означает наличие доступных и достоверных методов испытаний. Отсутствие таких методов или их ограниченная сфера распространения не позволяют широко применить эти признаки. Так, для идентификации генетически модифицированного сырья при производстве ряда пищевых продуктов применяются дорогие методы и оборудование, которыми обладает лишь небольшое число испытательных лабораторий. В результате этого большая часть пищевых продуктов, при производстве которых может использоваться генетически модифицированное сырье, не проходит проверку с целью обнаружения его наличия.

Для продовольственных товаров применяют все виды идентификации, но наибольшее распространение получили ассортиментная, квалиметрическая, партионная. С их помощью устанавливается тождественность конкретному виду или подвиду товаров или товарной партии, а также подлинности торговой марке (бренду). Указанные виды идентификации появились давно, на заре возникновения торговых отношений, задолго до официальной регламентации термина «идентификация товаров».

Долгое время в качестве единственных идентифицирующих признаков продовольственных товаров использовались органолептические показатели, а для сырьевых товаров еще и анатомо-морфологические. Однако для товаров с глубокой технологической обработкой этих признаков оказалось недостаточно, так как в процессе производства возможны различные, трудно распознаваемые отклонения, отступления, несоответствия рецептур, технологических процессов, вследствие чего появляется фальсифицированная продукция.

Сложность заключается в том, что для идентификации продовольственных товаров требуется подбор индивидуальных признаков для каждого вида, подвида и торговой марки. Однако работа по выявлению таких признаков, начатая около 10 лет назад, несмотря на определенные результаты, еще не завершена даже по важнейшим видам и группам товаров. Поэтому эксперты и специалисты при проведении исследований для целей идентификации в большей мере ориентируются на личный практический опыт работы с конкретным товаром, чем на определенные научно обоснованные рекомендации.