Качество, хранение, консервирование товаров

Категория: Основы товароведения

Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Свойства — объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, хранении, реализации, потреблении. Свойства продукции могут быть:

простые — характеризуются одной особенностью, например: жирность (в кефире), плотность молока;

сложные — комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности.

Показатели качества — количественные и качественные выражения свойств продукции. Каждый показатель имеет: наименование, которое служит качественной характеристикой товара, и значение — результат количественного и качественного измерения.

Единичный показатель — показатель, предназначенный для выражения простых свойств товара (например, цвет).

Комплексный показатель — показатель, предназначенный для выражения сложных свойств товара.

Базовый показатель — показатель, принятый за основу при сравнении характеристик товара.

Уровень качества товара — относительная характеристика, определяемая путем сопоставления действительных значений показателей с базовыми значениями тех же показателей.

Номенклатура потребительских свойств показателей — это совокупность свойств показателей, обусловливающих удовлетворение реальных и предполагаемых потребностей:

1) назначение — способность товара удовлетворять физиологические потребности (в сне, еде и т.д.) и социальные потребности, а также их потребности систематизации. Свойства функционального назначения отражают способность товара выполнять их основные функции. Свойства социального значения — способность товара удовлетворять индивидуальные и общественно-социальные потребности;

2) надежность — способность товара сохранять функциональное назначение в процессе потребления или хранения в течение заранее оговоренного срока. Различают следующие критерии надежности:

долговечность — способность товаров сохранять работоспособность до наступления предельного состояния;

безотказность — способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов;

ремонтопригодность — способность товаров восстанавливать свои исходные свойства;

3) эргономические свойства — способность товара создавать ощущение удобства, комфорта, наиболее полного удовлетворения потребностей за счет своих следующих свойств:

антропометрических — способности товара при потреблении

соответствовать измеряемым характеристикам потребителя;

психологического — способности товара обеспечивать при эксплуатации или потреблении душевный комфорт потребителя;

психолого-физиологических — способности товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям потребителя;

4) эстетические свойства — способность товаров выражать чувственно воспринимаемые признаки формы общественной ценности и удовлетворять эстетические потребности потребителей:

внешний вид (цвет, формы);

состояние поверхности (гладкость, шероховатость);

целостность композиции; о совершенство производственного исполнения;

5) экологические свойства — способность товара не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при его эксплуатации и потреблении;

6) безопасность — состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем.

Партия товара — совокупность единичных экземпляров товара, объединенных по определенному признаку: смена, день выработки, отправка одним или несколькими транспортными средствами, один сопроводительный документ.

К общим количественным характеристикам товара относятся следующие физические величины: масса, длина, температура, а также производные от этих величин — теплопроводность и т.д. Например, температура — основная физическая величина, которая характеризует теплодинамическое состояние как единичных экземпляров товара, так и их совокупностей — товарных партий; теплопроводность — количество теплоты, которое проходит через массу товара определенной толщины и площади за фиксированное время при разности температур на противоположных поверхностях на 1 °С.

Специфические характеристики присущи либо товарным партиям, либо единичным экземплярам (объемная масса, вязкость).

Так, объемная масса — это масса единицы объема товара, выражающаяся чаще всего в килограммах на 1 м3. Особенностью таких товарных масс является наличие пустот между отдельными экземплярами товара.

Механические свойства — это особенности товара, проявляющиеся при ударных, сжимающих, растягивающих и других воздействиях.

Факторы, формирующие качество, — комплекс объектов и операций, свойственных определенным этапам технологического цикла: маркетинговые исследования, проектирование, сырье, конструкция, технологические процессы производства.

Сырье — один из основополагающих факторов, формирующих товар. Сырье бывает:

основное — составная часть сырья, существенно влияющая на формирование качества продукции на стадии производства;

вспомогательное — составной элемент, предназначенный для улучшения состава и свойств основного сырья и, как правило, не определяющий количественные характеристики товара.

Конструкция — совокупность формы и размера, способа соединения узлов и деталей, а также соотношение между отдельными элементами, определяемое при проектировании изделия.

Назначение конструкции — обеспечение функциональных, эргономических, эстетических свойств, безопасности и надежности изделия. В процессе конструирования обеспечиваются удобство пользования, размеры и внешний вид товара.

Технология производства — совокупность операций, предназначенных для формирования основополагающих товароведных характеристик. Технологический процесс подразделяют на три этапа:

подготовительный — основное и вспомогательное сырье подготавливают к обработке или сборке;

основной — совокупность операций по переработке сырья или сборке комплектующих изделий для получения готовой продукции;

окончательный - совокупность операций по обработке готовой продукции с целью придания ей товарного вида (сортировка, упаковка, чистка и т.д.).