Как работает цементная печь

Категория: Производство

ПечьОсновная надежда экономики инфраструктурные проекты строительства дорог, жилых домов, реконструкций гостиниц, больниц, аэропортов. Да, Вы угадали это цементная промышленность. В наше с Вами неспокойное время именно она выглядит ударным звеном, которое позволит хоть что-то кому-то как-то зарабатывать.

Мало кто знает, как функционирует цементный завод. Кто скажет, что все начинается в сырьевом отделении (если не считать карьер) и заканчивается отгрузкой готовой продукции. Кто скажет, как запустить цементную печь, цементную, сырьевую или угольную мельницу, как отправить готовый цемент после помола в силоса на хранение, а потом с них отгрузить точно заданную массу в вагон или цементовоз.

Давайте, познакомимся сегодня с работой цементной печки мокрого способа производства клинкера. Печки бываю и длинные (до 180 метров в длину и 5 метров в диаметре), и короткие (до 120 метров в длину и 4,5 метров в диаметре). Печь нужно рассматривать в комплексе с электрофильтром и холодильником (если такой имеется). Помню, на одном заводе холодильника не было, и клинкер подавали в отделение помола с температурой около 100-110С. Но такие дела были не по нраву пускателям из Германии, которым была дана информация, что температура клинкера не буде выше 85С. Они поставили условие, пока температура не будет той, что нужно, работать новая цементная мельница, которую они как раз пускали, не будет. Так вот, охлаждали этот клинкер КАМАЗы и БЕЛАЗы, носясь по территории завода, как бешенные. Конечно, толку в этом минимум, но хоть что-то. Извиняюсь, клинкер материал, который вместе с известняком, шлаком и глиной в конечной фазе используется для производства цемента, который мы уже знаем, как пахнет.

Печь как объект автоматизации и электрификации не очень сложен. Основная задача электриков и автоматчиков запустить главный привод. Интересно, но на одном заводе я стыкался с двумя главными двигателями. Первый работает на подъем, а второй на спуск венцовой шестерни. Соответственно на первом нагрузка больше, чем на втором. А еще интересней, что оба двигателя мощностью 400 кВт работают от питающей сети с напряжениям 400 В через частотные преобразователи. На остальных заводах все более привычно основной двигатель 6кВ с фазным ротором, при этом возле него строится большая роторная станция со стеллажами сопротивлений. Контакторы переключают сопротивление и потому меняется скорость оборачивания печи с меньшей на большую и наоборот. Ни в коем случае нельзя запускать главный привод предварительно не включив один из насосов маслостанции. Масло нужно для смазывания обечаек подшипников редуктора, температура которых контролируется датчиками. Кроме главного есть и дополнительный привод печи. Если по какой-то неизвестной причине остановится главный привод, то обязательно в течении 5-7 минут нужно переключиться на дополнительный, иначе можно повредить футеровку печи (внутренний шар облицовки печи из огнеустойчивого кирпича) или вовсе ее проплавить. На горячем конце могут устанавливаться вентиляторы охлаждения первого от головки бандажа (стальные опоры, которые удерживают печь) или уплотнения самой головки. Мощность таких вентиляторов составляет 18,5-30 кВт. Нельзя забывать и дымососе, устанавливаемым после фильтра. Он создает тягу и все продукты сгорания газ, угля, пластиковых бутылок, шин или деревянной стружки (все это компоненты, используемые как топливо для цементной печки) через фильтр удаляются в атмосферу. Тяга во всех участках печи разная: от -125 Па в головке печи до -2 кПа после электрофильтра. Наиболее важным параметром для технологов является температура отходящих газов, измеряемая в пыльном бункере или камере на холодном конце печи.

Так как топливом №1 для многих цементных заводов стран СНГ является газ, то неподалеку головки печи размещен ГРП. С помощью узла учета газа (диафрагмы, датчиков перепада давления и избыточного давления, а также датчика температуры), и регулирующего устройства (МЕО или исполнительный механизм типа AUMA), можно задать сколько в 1 час нужно топлива для нормальной работы. Если есть возможность работать на угле, то при пуске все равно используется газ с последующим переходом на уголь. Вышеупомянутые стружка, бутылки, шины являются дополнительными видами топлива, хотя сейчас разработаны комбинированные горелки для 3-х-4-х видов топлива.

А еще для поддержания горения используются фулер насосы. Они перекачивают на головку воздух, в котором есть и кислород, и азот. Информацию о продуктах сгорания дает газоанализатор (Sick или Siemens), а именно о концентрациях кислорода, угарного и углекислого газов, окиси азота. Но фулер насосы исполняют еще одну очень важную функцию, а именно возвращают обратно в печь продукцию системы обеспыливания, а именно мелкие частицы клинкера, которые были засосаны дымососом и застряли в электрофильтре.

Вкратце о печке все. Но данный объект нельзя рассматривать отдельно от электрофильтра и холодильника, поэтому в следующий раз рассмотрим работу и электрофильтра, и холодильника.