Классификация и характеристика торгового холодильного оборудования

Категория: Торговое оборудование

Торговым холодильным оборудованием (ТХО) называют охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения, демонстрации и продажи предварительно охлажденных или замороженных скоропортящихся продуктов.

Торговое холодильное оборудование можно классифицировать по следующим признакам.

1. По назначению:

оборудование для хранения скоропортящихся товаров (холодильные камеры, шкафы с глухими металлическими дверьми, прилавки, лари с металлическими крышками);

оборудование для демонстрации и продажи товаров (открытые прилавки, витрины с воздушной завесой, прилавки-витрины, холодильные шкафы со стеклянными дверцами, гастрономические и фруктовые горки, лари со стеклянными крышками).

2. По температурным режимам хранения:

14...16°С — для длительного хранения шоколада и изделий из него;

4...10°С — для хранения овощей, фруктов и кондитерских изделий;

2... 7 °С — для хранения гастрономических изделий;

+2...-1 °С — для хранения свежего мяса и рыбы;

-15...-18°С — для хранения мягкого мороженого;

-18...-25 °С — для хранения замороженных продуктов;

-24... -26 °С — для длительного хранения фасованного мороженого;

-45... -70 °С — режим глубокой заморозки.

3. По методам продажи:

для продажи товаров через прилавок (прилавки-витрины);

для продажи товаров методом самообслуживания (открытые и доступные для покупателей витрины, лари, шкафы).

4. По степени герметичности охлаждаемого объема:

закрытое оборудование имеет двери, плотно закрывающие охлаждаемый объем;

в открытом оборудовании охлаждаемый объем перекрывается холодной воздушной завесой, создаваемой вентилятором воздухоохладителя.

5. По способу установки:

островное (доступ к товару со всех сторон);

пристенное (доступ к товару с одной стороны);

настольное;

встроенное в торговое оборудование (например, в барные стойки).

6. По характеру движения воздуха в охлаждаемом объеме:

с естественной циркуляцией холодного воздуха;

с принудительной циркуляцией холодного воздуха (вентилятором).

7. По расположению холодильного агрегата:

с встроенным холодильным агрегатом;

выносным холодильным агрегатом;

подключением к централизованной системе холодоснабжения.

На рынке торгового оборудования представлен широкий ассортимент холодильного оборудования с различными функциональными возможностями, температурными режимами, объемом и дизайном.

Одной из важнейших групп торгового холодильного оборудования являются стационарные и сборно-разборные холодильные камеры (рис. 1.2), которые предназначены для хранения запасов товаров.

По температурному режиму холодильные камеры подразделяются на низкотемпературные (-5 ...-28 °С), предназначенные для хранения замороженных продуктов; среднетемпературные (-5...+10 °С), предназначенные для хранения охлажденных продуктов, а также на комбинированные, работающие в низкотемпературном и среднетемпературном режимах.

Холодильные камеры могут быть снабжены каркасным оборудованием, предназначенным для размещения мясных туш и стеллажным оборудованием, используемым для размещения продуктов, упакованных в различную тару.

Холодильные камеры могут быть с откатными, скользящими, распашными или маятниковыми дверьми, с открытым проемом и воздушной завесой.

На рынке торгового холодильного оборудования большим спросом пользуются лари (рис. 1.3), предназначенные для хранения и демонстрации мороженого и замороженных продуктов.

В зависимости от назначения лари могут быть холодильные и морозильные. Морозильные лари предназначены для хранения продуктов при температуре -8... -24 °С, а холодильные — при температуре 2... 12 °С.

Лари различаются охлаждаемым объемом, температурным режимом, конструкцией крышки, габаритными размерами и массой.

Не менее важным видом торгового холодильного оборудования, предназначенным для хранения, демонстрации и продажи скоропортящихся товаров являются холодильные шкафы.

Холодильные шкафы составляют определенную конкуренцию другим видам торгового холодильного оборудования из-за преобладания вертикального габаритного размера над горизонтальным. Это отличие позволяет сэкономить торговую площадь магазина и дает возможность разместить в шкафу больший ассортимент товаров.

В зависимости от температурных режимов хранения они могут быть использованы для хранения напитков, охлажденных или замороженных продуктов.

В настоящее время на рынке представлен широкий модельный ряд шкафов с объемами от 100 до 1 400 л. Холодильные шкафы могут быть оборудованы распашными дверьми, прозрачными дверьми с герметичными стеклопакетами, состоящими из двух или даже трех слоев стекол с вакуум-пространством.

Существуют модели шкафов с прозрачной задней стенкой (в этом случае шкаф можно использовать в первом ряду торгового оборудования в магазине), а также с прозрачными боковыми стенками (при этом появляется возможность кругового обзора хранящихся и демонстрируемых продуктов).

В большинстве шкафов испаритель конструктивно расположен под потолком шкафа, при этом холодный воздух, имея большую плотность, опускается по направлению к нижней полке шкафа, охлаждая на своем пути хранящиеся в шкафу продукты. При такой естественной циркуляции воздуха в отдельных моделях шкафов перепад температур по высоте может доходить до нескольких градусов. Для уменьшения разброса температур по объему необходимо применять принудительную циркуляцию воздуха с помощью вентилятора.

Равномерности охлаждения по всему объему шкафа можно также достичь, применяя особую конструкцию полок, ребрами жесткости которых являются трубки испарителя.

Наиболее популярными моделями являются шкафы, в которых холодильный агрегат расположен в нижней части шкафа, что облегчает транспортирование, исключает опрокидывание при перемещении шкафа в торговом зале магазина, а также снижает вероятность перегрева агрегата, так как холодный воздух в помещении всегда скапливается внизу.

Тем не менее наибольшей популярностью из всего торгового холодильного оборудования пользуются холодильные витрины.

Особенностью холодильных витрин является их использование при различных методах продажи. Российский рынок холодильных витрин представлен следующими разновидностями:

открытые холодильные горки, которые применяются в магазинах самообслуживания для демонстрации, хранения и продажи молочной продукции, гастрономических товаров в упаковке, овощей, фруктов и мясных изделий;

бонеты, предназначенные для демонстрации, длительного хранения и продажи замороженных продуктов и полуфабрикатов в супермаркетах.

Витрины могут быть закрытые и открытые; с гнутым и прямым стеклом; узкие (880...940 мм) и широкие (около 1 200 мм — с большой экспозиционной поверхностью).