Классификация мототранспортных средств
По назначению мототранспортные средства подразделяются на дорожные, спортивные и специальные.
В зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя и от его мощности мотоциклы делятся на три класса:
• легкие (50-175 см3), с мощностью 9-10 кВт (12-14 л. с.);
• средние (250-350 см3), с мощностью 18 кВт (23-25 л. с.);
• тяжелые (500-750 см3), с мощностью 26 кВт (36 л. с.).
Мотоциклы могут быть одно- или двухцилиндровые с двухтактным (легкие и средние) или с четырехтактным двигателем (тяжелые).
К любому мотоциклу, обладающему достаточным запасом мощности, можно присоединить боковой прицеп — коляску.
Дорожные мототранспортные средства по их компоновке делятся на классы: мопеды; мини-байки; мотороллеры; "классические" мотоциклы; чопперы; туристские мотоциклы; мотоциклы двойного назначения; мотоциклы специального назначения; спортивные мотоциклы; мотовездеходы..
Мопеды. Термин образован от слов "мотор" и "педаль" Так называются моторизованные транспортные средства со вспомогательным педальным приводом.
В последнее время многие фирмы отказались от педального привода, вместо него моторы получили кик-стартеры или электростартеры (мокики). При этом сами машины сохранили все прочие признаки "мопеда" хребтовую раму, изогнутую так, что образуется внушительный проем, в который подвешивается снизу двигатель.
Мотороллеры (скутеры). У мотороллеров двигатель смещен назад, под седло, благодаря чему спереди появляется место для ног водителя. Вторая особенность мотороллера — наличие кузова, состоящего из полностью закрывающего двигатель капота и защищающего ноги водителя настила, переходящего в передний щит. Среди мотороллеров можно выделить следующие группы:
• традиционные;
• спортивного облика — с агрессивным дизайном и с форсированным двигателем;
• внедорожные — обутые в широкопрофильные шины с развитыми грунтозацепами и защитными дугами;
• крейсерские — с моторами большого рабочего объема (от 125 до 250 см3), удобной посадкой за счет растянутой базы и свободным местом для поклажи.
Мини-байк представляет собой маленький мотоцикл на миниатюрных, обычно 13-дюймовых, колесах.
Для мини-байков характерна очень плотная компоновка. Чаще всего применяется "хребтовая" рама с подвешенным к ней снизу двигателем. Среди мини-байков выделяются следующие подклассы:
• простые мини-байки мопедного происхождения;
• мини-байки мотоциклетного происхождения, представляющие собой полноценные мотоциклы в миниатюре;
• мини-байки мотороллерного происхождения, отличающиеся от традиционных скутеров отсутствием облицовки,
• детские, которые, как правило, имеют спортивную ориентацию.
Стандартные, или "классические", мотоциклы отличаются от других мототранспортных средств, простотой в управлении, экономичностью в расходе горючего, достаточно высокой грузоподъемностью (с коляской) и надежностью. Благодаря этим свойствам они пользуются наибольшим спросом.
Чопперы. Эта, группа мотоциклов выполнена в "американском" стиле. Он определяется максимально комфортной посадкой: прямой, с вынесенными вперед подножками. Для обеспечения такой посадки руль высоко поднят, а седло — двухуровневое. Вылет передней вилки увеличен, а заднее колесо — широкое, но небольшого диаметра. Другие приметы стиля: каплевидный бензобак и обилие хромированных поверхностей. В последнее время вместо понятия "чоппер" все чаще используют слово "круизер" (cruiser).
Спортбайки. Это самые мощные и динамичные представители двухколесных мотоциклов. Главное их отличие — посадка. Но, в противоположность чопперной, она очень напряженная, скоростная, корпус водителя сильно наклонен вперед, а подножки отнесены назад, так что при медленной езде немалая часть веса приходится на руки. Вторичный признак — большой обтекатель.
Туристские мотоциклы. Характерные особенности — прямая, почти как у чопперов, посадка, огромный обтекатель, полностью защищающий водителя от потока набегающего воздуха, и объемные багажные кофры.
Это наиболее комфортабельная категория мотоциклов, предназначенная для дальних поездок по дорогам высокого качества. К туристским мотоциклам близко примыкают мотоциклы спортивно-туристские, а также варианты стандартных мотоциклов с более развитыми обтекателями и багажниками.
Мотоциклы двойного назначения. Они же — мотоциклы в стиле эндуро для движения как по дорогам, так и по бездорожью. Их отличают высокий силуэт, обусловленный большим дорожным просветом и длинноходовыми подвесками, узкая и жесткая рама и шины с ярко выраженным рисунком протектора.
Мотоциклы специального назначения. Такое название предполагает что мотоцикл создан для специфических целей: армейские и для милиции.
Спортивные мотоциклы предназначены исключительно для участия в спортивных соревнованиях. Естественно, классификация их производится в соответствии с видами мотоспорта, а именно:
• гоночные (для шоссейно-кольцевых гонок, иногда их называют также "дорожно-гоночными");
• кроссовые;
• эндуро;
• мотоциклы для многодневных гонок, иногда по бездорожью.
Мотовездеходы (ATV). Аббревиатура ATV означает All Terrain Vehicle, то есть транспорт для всех дорог.
Мотовездеход — это, как правило, машина на четырех колесах. К мотоциклам их причисляют из-за специфичной посадки водителя и характерного для мотоциклов аппарата управления. Существуют и трехколесные ATV, но их доля на рынке невелика. Вездеходные качества машин обеспечиваются широкопрофильными шинами низкого давления, тяговитыми двигателями, большими передаточными числами трансмиссии, а иногда и приводом на все колеса. Все ATV можно разделить на три группы:
• утилитарные, они оснащены багажниками, а также могут использоваться с различными навесными агрегатами;
• развлекательные, предназначенные лишь для увеселительных поездок;
• детские, это простые машины небольших размеров.