Классификация сенсорных рецепторов человека.

Категория: Контроль качества товаров

В торговле наиболее распространенным является органолептический (сенсорный) метод контроля качества, что обусловлено его доступностью и простотой. Он осуществляется обученными специалистами-товароведами (дегустаторами). В основе сенсорного анализа лежит отражение свойств (химические компоненты, технология приготовления) продукта через рецепторные ощущения анализаторов: обонятельные, осязательные, вкусовые, слуховые.

В органолептической (сенсорной) оценке участвуют все 5 органов чувств человека: глаза, тактильные органы, носовая полость, ротовая полость и слуховой аппарат. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей качества органолептические методы подразделяются на 5 подгрупп: визуальный, осязательный, обонятельный, вкусовой и аудиометод.

Таблица

Взаимосвязь органолептических методов и показателей качества

Подгруппа органолептических методов

Используемые органы чувств

Органолептические показатели качества

Визуальный

Орган зрения - глаз

Внешний вид; форма; цвет; состояние поверхности; целостность.

Осязательный

Орган осязания -тактильные органы

Консистенция

Обонятельный

Орган обоняния -носовые полости

Запах (аромат)

Вкусовой

Орган вкуса

Вкус

Аудиометод

Орган слуха - слуховой аппарат

Звук (звучание)