Классификация сенсорных рецепторов человека.
В торговле наиболее распространенным является органолептический (сенсорный) метод контроля качества, что обусловлено его доступностью и простотой. Он осуществляется обученными специалистами-товароведами (дегустаторами). В основе сенсорного анализа лежит отражение свойств (химические компоненты, технология приготовления) продукта через рецепторные ощущения анализаторов: обонятельные, осязательные, вкусовые, слуховые.
В органолептической (сенсорной) оценке участвуют все 5 органов чувств человека: глаза, тактильные органы, носовая полость, ротовая полость и слуховой аппарат. В зависимости от используемых органов чувств и определяемых показателей качества органолептические методы подразделяются на 5 подгрупп: визуальный, осязательный, обонятельный, вкусовой и аудиометод.
Таблица
Взаимосвязь органолептических методов и показателей качества
Подгруппа органолептических методов |
Используемые органы чувств |
Органолептические показатели качества |
Визуальный |
Орган зрения - глаз |
Внешний вид; форма; цвет; состояние поверхности; целостность. |
Осязательный |
Орган осязания -тактильные органы |
Консистенция |
Обонятельный |
Орган обоняния -носовые полости |
Запах (аромат) |
Вкусовой |
Орган вкуса |
Вкус |
Аудиометод |
Орган слуха - слуховой аппарат |
Звук (звучание) |