Комплексная механизация и автоматизац ия погрузочно-разгрузочных работ

Категория: Торговое оборудование

Наиболее эффективным направлением в совершенствовании складского хозяйства торговли является повышение уровня технической оснащенности складов и переход к комплексной механизации и автоматизации складских торгово-технологических процессов.

Внедрение комплексной механизации складских торгово-техно-логических процессов предусматривает использование на погрузоч-но-разгрузочных и складских работах кранового оборудования в сочетании с авто- и электропогрузчиками, электроштабелерами, различного рода конвейерами и другими средствами, позволяющими механизировать все основные трудоемкие работы на складах.

Основная задача организации автоматизированных складов заключается в автоматизации основных технологических процессов на складах при помощи комплекса подъемно-транспортных машин и складского оборудования без применения ручного труда.

Успешное внедрение комплексной механизации и автоматизации складских процессов предполагает оснащение складов не только необходимым подъемно-транспортным оборудованием прогрессивных видов, но и современным стеллажным оборудованием, а также применение пакетирования значительной части грузов.

В последние годы в нашей стране и за рубежом заметно усилились поиски решения проблемы организации автоматизированных и полуавтоматизированных складов.

В торговых организациях требуются логистические подходы к внедрению оборудования автоматизированных складов (складов-терминалов) для приемки, хранения, учета и выдачи товаров.

Например, склад СК-1Т (площадью 950 м2) предназначен для хранения кип тканей и комплектования из них партий в соответствии с требованиями заказчика. Оборудование склада состоит из комплекса механизмов и стеллажей, которые позволяют хранить кипы размером от 600 х 450 х 300 до 800 х 700 х 500 мм без поддонов.

В комплект оборудования входят грузозахватное устройство с электроталью, конвейер (транспортер), подъемный стол, перегружатель, приемные столы, краны-штабелеры, клеточные металлические стеллажи, пульт управления. Схема размещения оборудования в складе кипных товаров показана на рис. 1.27.

Грузозахватное устройство с электроталью предназначено для захвата кип с электротележки или другого транспортного средства и установки их на конвейер, а также для разгрузки транспортера при отпуске кип со склада.

Конвейер предназначен для транспортирования кип к пульту управления при разгрузке склада и обратно при отгрузке со склада. В конце конвейера установлен автоматизированный подъемный стол, предназначенный для подъема кип над конвейером при разгрузке склада и для укладки их на конвейер при отгрузке кип со склада.

 Схема размещения оборудования в автоматизированном складе кипных товаров: 1 - грузозахватное устройство (электроталь); 2 - конвейеры (2 секции); 3 - пульт управления; 4 - подъемный стол; 5 - перегружатель; 6 - приемные столы; 7 - краны-штабелеры; 8 - стеллажи клеточные металлические

 Схема размещения оборудования в автоматизированном складе кипных товаров: 1 - грузозахватное устройство (электроталь); 2 - конвейеры (2 секции); 3 - пульт управления; 4 - подъемный стол; 5 - перегружатель; 6 - приемные столы; 7 - краны-штабелеры; 8 - стеллажи клеточные металлические

Перегружатель используется для автоматического перемещения кип с подъемного стола на приемные столы при разгрузке склада и с приемных столов на подъемный при его разгрузке. Приемные столы, установленные в торце стеллажей, снабжены конечными выключателями, сигнализирующими о наличии на них груза.

Стеллажный кран-штабелер доставляет кипы от приемного стола в заднюю ячейку при загрузке стеллажей и из задней ячейки на приемный стол - при разгрузке.

Стеллажи на складе клеточные, сборно-разборные, металлические, имеют 6 ярусов по высоте и в длину 56 м.

Пульт управления обслуживает четыре автоматически работающих стеллажных крана-штабелера, управляемых одним оператором. Задание программы производится с помощью перфорированных программоносителей.

Прибывшие на автотранспорте кипы разгружаются электропогрузчиком и подаются в зону загрузки автоматизированного склада к секции конвейера. С помощью электротали с боковым захватом укладывают кипы на конвейер-накопитель, который транспортирует их к пульту управления. Перемещаясь по конвейеру, кипа останавливается над подъемным столом. В это время оператор закладывает карточку в программоноситель и нажимает кнопку отправления. Дальнейшие операции по транспортированию и складированию механизмы склада выполняют автоматически.

Техническая характеристика комплекта оборудования

Емкость участка, единиц груза ..................................3168

Площадь склада, м2 ............................................950

Грузоподъемность крана-штабелера, кг ............................100

Высота подъема вил, м ...........................................3,6

Скорость, м/мин:

подъема груза краном-штабелером..............................10

передвижения крана-штабелера ................................78

перемещения рабочего полотна конвейера........................15,8

Средняя производительность выдачи-приемки,

единиц в час...............................................100

Наибольшая масса единицы груза, кг..............................100

Автоматизированный склад-терминал АСТО-1М предназначен для хранения обуви в картонных коробках. Оборудование склада рассчитано на транспортирование и хранение картонных коробок раз

мерами 600x400x350 мм, массой до 12 кг на пластмассовых поддонах с высотой стенок 50 мм.

Оборудование склада состоит из транспортной системы, двух блоков гравитационных роликовых стеллажей, стеллажных кранов-цггабелеров и пульта управления. Схема размещения оборудования >на складе обуви показана на рис. 1.28.

Научно-исследовательскими и проектными институтами в нашей стране и за рубежом ведутся разработки оборудования для складов хранения тарно-ппучных и пакетированных грузов с использованием наклонных стеллажей-рольгангов.

По наклонным стеллажам-рольгангам груз перемещается к одной из сторон стеллажа (под уклон) под действием своей силы тяжести. Как только со стеллажа будет взят один ящик (пакет), на его место передвигается следующий за ним пакет. Груз укладывается погрузчиками с одной стороны стеллажа, а на другой стороне другой погрузчик вынимает грузы из стеллажа по заданной программе. Управление работой склада осуществляется диспетчером с пульта управления. Такая

 Схема размещения оборудования в автоматизированном складе обуви: 1 - стеллажный кран-штабелер для загрузки; 2 - стеллажный кран-штабелер комбинированный; 3 - стеллажный кран-штабелер для разгрузки; 4 - конвейер; 5 - распределительный конвейер; 6 - загрузочный конвейер; 7 - сталкиватель; 8 - конвейер-накопитель; 9 - пульт управления; 10 - устройство для остановки груза; И - гравитационные роликовые стеллажи

 Схема размещения оборудования в автоматизированном складе обуви: 1 - стеллажный кран-штабелер для загрузки; 2 - стеллажный кран-штабелер комбинированный; 3 - стеллажный кран-штабелер для разгрузки; 4 - конвейер; 5 - распределительный конвейер; 6 - загрузочный конвейер; 7 - сталкиватель; 8 - конвейер-накопитель; 9 - пульт управления; 10 - устройство для остановки груза; И - гравитационные роликовые стеллажи

схема автоматизации оправдывает себя на малономенклатурных складах с одинаковыми размерами тары (пакетов).

Универсальный склад-терминал УСТ-2М  предназначен для приема, хранения, сортировки различных непродовольственных и-продовольственных товаров и снабжения ими торговых организаций.

 Общий вид УСТ-2М

 

Вся номенклатура товаров, хранимых на складе, разбита на три группы. В первую группу входят все основные промышленные и продовольственные товары, хранение которых может производиться в неохлаждаемых помещениях; во вторую - готовая одежда; третью группу составляет мебель. Хранение товаров первой группы осуществляется в восьми секциях, расположенных вдоль здания по обе стороны центрального среднего пролета. В верхней части среднего пролета здания располагается секция готовой одежды.

Транспортирование и складирование первой группы товаров осуществляется с помощью грузоведущих тележечных конвейеров с подпольной тяговой цепью и стеллажных кранов-штабелеров, укладывающих и снимающих с металлических стеллажей пакетированный груз на поддонах размерами 800x1200 мм. Товары второй группы хранятся на вешалах на подвесном конвейере. Для разгрузки, перемещения и складирования товаров третьей группы применяются электротележки с подъемными вилами и электропогрузчики.

 План универсального склада-терминала УСТ-2М: I - приемная экспедиция; II - склад товаров, подвергаемых экспертизе; III-XII - секции складов; XIII - отгрузочная экспедиция; I - пластинчатый конвейер; 2 - рабочий

стол; 3, 4 - стеллажи; 5 - главный цепной конвейер с напольными тележками; 6 -вспомогательный цепной конвейер с напольными тележками; 7 - пластинчатый конвейер (упаковочный); 8 - рабочий стол; 9 - раздаточный конвейер; 10- пластинчатый конвейер (погрузочный); 11 - пластинчатый передвижной конвейер

 План универсального склада-терминала УСТ-2М: I - приемная экспедиция; II - склад товаров, подвергаемых экспертизе; III-XII - секции складов; XIII - отгрузочная экспедиция; I - пластинчатый конвейер; 2 - рабочий

стол; 3, 4 - стеллажи; 5 - главный цепной конвейер с напольными тележками; 6 -вспомогательный цепной конвейер с напольными тележками; 7 - пластинчатый конвейер (упаковочный); 8 - рабочий стол; 9 - раздаточный конвейер; 10- пластинчатый конвейер (погрузочный); 11 - пластинчатый передвижной конвейер

Размещение на складе подъемно-транспортного оборудования и его взаимодействие показано на плане склада .

Автоматизированные краны-штабелеры, обслуживающие стеллажи в зоне хранения (товары первой группы), перемещаются по монорельсовым путям, проложенным по полу в проходе между стеллажами. На раме крана-штабелера смонтированы подъемная платформа для водителя, шкаф управления и кнопочный пульт. Краны-штабелеры работают в полуавтоматическом и ручном режимах.

Доставка товаров первой группы из приемной экспедиции в зону хранения и из зоны хранения в отгрузочную экспедицию осуществляется грузоведущим тележечным конвейером с подпольным цепным гусеничным приводом.

На складе имеется два главных конвейера и восемь вспомогательных. Главный конвейер проходит вдоль всех складских помещений, образуя замкнутый круг между приемной и отгрузочной экспедициями. К каждому главному конвейеру примыкают четыре вспомогательных, по одному в каждой секции. Движение осуществляется перпендикулярно главному конвейеру. Передаточный узел с главного конвейера на вспомогательный синхронизирован с движением главного конвейера и снабжен автоматической адресной стрелкой. Передаточный узел от вспомогательного конвейера на главный также синхронизирован и снабжен автоматическим блокирующим механизмом, который предотвращает возможность столкновения тележек.

Главный конвейер имеет два приводных устройства: одно в приемной, другое в отгрузочной экспедиции. При малой нагрузке тягового органа работает одно приводное устройство. При увеличении нагрузки автоматически включается второе. Вспомогательный конвейер имеет один привод.

Грузовая тележка присоединяется к тяговой цепи с помощью штыря и перемещается по асфальтовому полу склада на четырех колесах, из которых два передних поворотные. Отсоединение от цепи производится нажатием на рычаг, воздействующий на штырь. Тележка имеет четыре (по числу вспомогательных конвейеров) адресных кулачка, которые, взаимодействуя с путевыми переключателями, приводят в действие стрелочные механизмы.

Товары доставляются на склад автомобильным и железнодорожным транспортом. Готовая одежда поступает на вешалах в специальных автомобилях либо в таре на автомобилях или в железнодорожных контейнерах. Разгрузка автомобилей (кроме одежды на вешалах) производится с помощью шести разгрузочных двухсекционных пластинчатых конвейеров. Груз, поступающий в железнодорожных вагонах, выгружается одним разгрузочным конвейером. Товары устанавливаются на один из конвейеров, который транспортирует их в приемную экспедицию. Железнодорожные контейнеры, поступающие на склад, разгружаются с автомобилей мостовым краном, смонтированным в средней части приемной экспедиции. После проверки товары укладываются на однонастильные двухзаходные поддоны, заранее установленные на тележки цепного конвейера.

С главного конвейера с помощью адресного устройства груз переводится на один из вспомогательных конвейеров, доставляющий тележку с поддоном в секцию склада. Тележка отцепляется от конвейера и устанавливается в строго закодированное место у торца стеллажей, откуда поддон с грузом доставляется стеллажным краном-штабелером в заданную ячейку стеллажа. Адрес ячейки стеллажа задается оператором на пульте, установленном на штабелере.

Стеллажи для хранения товаров - сборно-разборные, металлические. Длина стеллажей в разных секциях - 32,5; 24,7 и 22,1 м. Размеры ячейки стеллажа - 1300 х 800 мм. Высота ячейки - 600, 800 и 1200 мм.

Готовая одежда, поступающая на автомобилях в подвешенном виде на плечиках, разгружается на специальные тележки. В экспедицию подаются вешала, на которых после проверки подвешивается одежда по 12-15 шт. Вешала прицепляются к грузоведущему конвейеру, который перемещает их на склад. На складе подвесной грузонесу-

щий конвейер разделен на четыре отсека. В каждом отсеке шесть ходовых линий для хранения готовой одежды.

Техническая характеристика универсального склада-терминала УСТ-2М

Общая площадь склада, м2 ..............,.......................20300

Высота склада, м................................................6

Грузоподъемность крана-штабелера, кг.............................250

Высота подъема каретки, м........................................4,8

Скорость, м/мин:

выдвижения вил.............................................10

передвижения крана-штабелера ..... ..........................29

движения цепи тележечного конвейера ..........................20

движения настила пластинчатого конвейера ......................33,6

Концепция комплексной механизации предусматривает пакетирование товарно-штучных грузов, которое является одним из наиболее эффективных решений проблем складских технологических процессов.

Под пакетированием грузов понимается укрупнение грузовых^ мест на поддонах в виде пакетов, сформированных из определенного числа штучных или тарно-упаковочных грузов в стандартной заводской упаковке (в транспортной таре или без тары) и скрепленных специальными средствами одноразового или многоразового пользования. В отдельных случаях пакеты на поддонах могут формироваться и без специальных креплений.

Решение задачи пакетирования грузов требует соответствующего оборудования. В связи с этим возникла необходимость в оснащении складов оборудованием для пакетирования грузов.

Оборудование для пакетирования грузов включает: поддоны; роликовые конвейеры для подачи порожних поддонов к месту формирования грузовых пакетов; конвейеры для перемещения грузов; механизмы и устройства для укладки грузов на поддоны; пакетоформирующие машины.

Научно-исследовательскими и проектными институтами в нашей стране и за рубежом уделяется в настоящее время большое внимание разработке и внедрению специальных пакетоформирующих машин.

В нашей стране разработаны пакетоформирующие машины: для грузов в тканевых мешках; для грузов в бумажных мешках; для грузов

в деревянных ящиках. Такие машины уже действуют на ряде промышленных предприятий.

Основными конструктивными элементами пакетоформирующей машины являются: стальная станина, подающий роликовый кон-вёйер, механизм ориентации, сталкивающие устройства, механизм для накопления и подачи порожних поддонов, секция пакетирования, отводной роликовый конвейер, электрический двигатель. Машины обладают высокой производительностью.