Конкурентное окружение

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

Анализ конкурентного окружения является важным разделом аудита, так как в условиях жесткой конкуренции увеличивается степень риска для устойчивого финансового положения ФО.

В конкурентном окружении организации выделяют 5 сил (М.Портер) .

 Основные элементы маркетингового аудита конкурентного окружения

Важно знать сильные и слабые стороны в рыночной деятельности организаций-конкурентов как существующих уже длительный период на рынке, так и новых. Следует проанализировать их ассортиментную, ценовую политики, системы продвижения и др. и определить благоприятные возможности и угрозы со стороны конкурентов.

Зависимость от покупателей ощутима для организации, если они приобретают большие партии товаров (например, посреднические или оптовые структуры). Такие покупатели выбирают товар с учетом цены, качества, «играют» на конкуренции между ФО.

При наличии же на рынке значительного количества поставщиков теперь уже сама организация получает возможность выбирать условия поставки, благоприятные для нее (вид оплаты, транспортные, информационные услуги и т.п.).

Если на рынке есть товары/субституты (аналоги), удовлетворяющие одну и туже потребность потребителей, следует знать потребительские характеристики аналогов, уникальные достоинства, представляющие угрозы для реализации товара ФО.

Таким образом, общий вывод МА внешнего окружения должен дать представление о системе воздействующих на деятельность ФО факторов, их нынешнего состояния, перспективах влияния на исследуемую рыночную проблему. Если негативных факторов много, то стоит задуматься о целесообразности положительного решения сформировавшейся рыночной проблемы для того или иного товара. Возможно более рациональнее будет убрать товар из «портфеля» ФО. Если же положительных факторов значительно больше, т. е. внешняя

среда благоприятствует росту продаж товара, тогда продолжают МА собственной деятельности ФО, чтобы определить слабые стороны ее, формирующие рыночную проблему, и постараться найти пути их устранения.