Кружеваистория появления кружевных и гардинно-тюлевых изделий

Категория: Одежда

Кружево является одним из видов текстильной продукции, однако в специальной литературе нет точного определения этого понятия. Специалисты считают, что с появлением новых способов получения кружев их главными признаками являются:

текстильный характер кружева, т. е. использование для его изготовления текстильных нитей любой структуры;

исключительно декоративный характер использования (как отдельных изделий, так и самих полотен);

отдельные участки кружевных изделий имеют различную степень разрежения, что создает определенный эффект света и тени.

История появления кружев в Западной Европе. Кружева появились в Западной Европе на рубеже XV—XVI вв. Какая именно страна является родиной кружев, ученые не установили: на приоритет претендуют Италия и Нидерланды. Первое кружево шилось иглой, петельным швом и называлось поэтично — «стежок в воздухе». Но было оно далеко не воздушно: шили его золотыми или серебряными нитками по узору, нарисованному на специально обработанной телячьей коже. Таким кружевом украшали одежду из тяжелых бархатных, шелковых или шерстяных тканей.

К концу XVI — началу XVII в. в моду вошел гипюр — кружево, составленное из шитых иглой или сплетенных на коклюшках фрагментов, скрепленных тонкими связками. Особенно славился и ценился венецианский гипюр с богатым растительным орнаментом, с крупным рельефным рисунком.

В XVI в. по изготовлению кружев первенствовала Италия. Затем ее опережает Фландрия, где центром производства кружев был Брюссель. Любопытно, что во многих странах брюссельские кружева были известны под названием «англетер», т.е. английские. Это объяснялось тем, что английский парламент, как большинство правительств, запрещал ввоз в страну брюссельских кружев, которые по качеству были лучше местных. Но купцы провозили брюссельское кружево контрабандой, выдавая его за английское.

Брюссельские кружева, выполненные на тюле, отличались необыкновенной тонкостью. Одним из самых изящных видов кружева считался бенш, названный так по имени города, в котором он производился. У этого кружева красивый узор сетки фона, напоминающий легкие снежинки. Похожее на бенш кружево плелось и в близлежащем Валансьенне. Но в XVII в. Валансьенн был завоеван Францией, и тончайшие кружева на тюлевой сетке — валансьенн — стали считаться французскими.

Ручное производство кружев не могло полностью удовлетворять потребность в них, поэтому в XVIII в. в странах Европы велись поиски способов механизации их производства. Первым достижением на этом пути можно считать появление тюлевой (бобинетовой) машины, которую изобрел англичанин Хеккот в 1808 г. Сразу после появления тюля машинной выработки на нем стали выполнять вышитые рисунки.

Создание тюлевой машины было началом появления целого семейства бобинетовых машин, развитие которых достигло своей вершины в конструкции многочелночной машины, названной по имени ее изобретателя «ливере». Оборудованная в 1835 г. жаккардовым аппаратом машина «ливере» позволяла получать на тюле маленький рисунок.

Крупным производителем машинных кружев в XIX в. стал сначала г. Ноттингем в Англии, а немного позже — французский Кале. Затем фабрики бобинетового кружева появились в Саксонии, прежде всего в Лейпциге, Дрездене, Фалькенштейне.

Потребность в гардинах с разреженной структурой, которые хорошо пропускали бы свет, привела к появлению крупногабаритных гардинных машин. Таким образом, в XIX в. появилась возможность производства гардинного тюля.

Стремление получать для декорирования окон полотна с большой светопроницаемостью и более крупным размером раппорта привело к созданию многочелночной гардинной машины. Изготавливаемые на этих машинах полотна отличаются большим разнообразием переплетений с различной плотностью застила.

Однако многочелночные гардинные машины, основанные на принципе плетения, обладали большим размером и недостаточной производительностью.

Появление вязальных машин позволило получать ажурные полотна разнообразных переплетений и увеличить скорость вязания.

Первая основовязальная машина была сконструирована в 1859 г. англичанином Рейгейтом. Именно она явилась прототипом созданной позднее рашель-машины. Эта машина с язычковыми иглами с технической точки зрения должна называться «плоская однофонтурная основовязальная машина с язычковыми иглами». Однако своим названием, принятом во всем мире, она обязана французской актрисе Фелис Рашель, любившей носить изготовленные на этой машине шали и тем самым способствовавшей популярности таких изделий.

Вышивка, издавна служившая для украшения тканей, стала широко использоваться и для изготовления кружев. Современное швейное оборудование с компьютерным управлением позволяет расширить ассортимент вышитых кружев.

История появления кружев в России. Первые русские кружева изготавливались из золотых или серебряных нитей. Кафтаны, камзолы и другую парадную одежду русской знати, обшитую этим кружевом, можно увидеть в Историческом музее и в Оружейной палате. Позже (в начале XVII в.) появились и более дешевые кружева из льняных нитей. Примерно в то же время появилось кружево, плетенное на коклюшках.

Постепенно, к XIX в., в России стали складываться кружевные промыслы, где работали тысячи мастериц: в Вологде, Ельце, Рязани, Вятке. В каждом из них выявились свои приемы, свой стиль, по которым можно было безошибочно определить изделия того или иного промысла. Вологодские кружева, например, отличались строгим ритмом, декоративностью рисунка, выложенного

широкой плотной лентой. Елецкие кружевницы делали ленту-вилюшку разреженной, с особенно плавными, закругляющимися сегментами узора. Рязанское кружево обычно было цветным, красные нити сплетались с желтыми и синими. (В настоящее время отличительные черты различных промыслов сгладились, и почти везде можно обнаружить в кружевных изделиях близкие орнаментальные мотивы.)

В России тюль начал изготавливаться в 1837 г. в Петербурге, а машинные кружева — в 1889 г. в Москве.

Классификация кружевных и гардинно-тюлевых изделий

Существующие виды классификации кружевных и гардинно-тюлевых изделий построены на признаках, необходимых в торговой практике, стандартных показателях и т.д. Однако, учитывая назначение рассматриваемой группы, наиболее целесообразной следует считать классификацию по способу изготовления кружевных и гардинно-тюлевых изделий, так как на базе этой классификации возможна дальнейшая ее детализация.

Кружевные изделия по назначению подразделяют на мерное кружево, кружевные штучные изделия и кружевные полотна. Классификация кружевных изделий представлена на рис.

Большое влияние на многие свойства гардинно-тюлевых изделий и прежде всего на внешний вид оказывает способ изготовления.

Дальнейшая классификация гардинно-тюлевых изделий может проводиться по назначению, отделке, способу образования узора.

В отличие от гардинно-тюлевых кружевные изделия более разнообразны по способу изготовления. Если все гардинно-тюлевые изделия вырабатывают машинным способом, то в производстве кружев широко применяется ручной способ, благодаря чему ручные кружева и кружевные изделия по праву относятся к предметам декоративно-прикладного искусства.

Сырье, способы производства и отделка кружевных изделий

По сравнению с гардинно-тюлевыми полотнами кружева более разнообразны по применяемому сырью и способам изготовления.

Сырье для производства кружев. В отличие от гардинно-тюлевых изделий основным сырьем в производстве кружев являются природные волокна: хлопок, лен, реже натуральный шелк и шерсть. Это касается в первую очередь кружев ручного производства.

Машинные кружева изготавливаются из полиэфирных, полиамидных, вискозных нитей, иногда из хлопчатобумажной пряжи. В современном ассортименте кружев, за очень редким исключением, не используются металлические золотые и серебряные нити, вместо них применяются металлизированные пленочные нити.

Особенностью изготовления кружев является использование нитей повышенной крутки и небольшой линейной плотности. Слабокрученые нити не позволяют получать четкие формы рисунка кружева. Тонкие нити придают кружеву легкость структуры и нежность рисунка. Выбор сырья для изготовления кружев в определенной степени зависит от моды. Хотя основная доля кружев изготавливается из отбельных нитей, что придает кружевам особое благородство, мода последних десятилетий благосклонна к цветному кружеву.

Возможности оформления рисунка существенно расширяются за счет использования нитей различного цвета, структуры и линейной плотности, что особенно успешно может быть реализовано в ассортименте машинных кружев, изготавливаемых на рашель-машинах.

Машинные способы изготовления кружев. Для массового производства кружевных изделий используются многочелночные кружевные машины, плетельные коклюшечные машины, позволяющие изготавливать кружево, напоминающее ручное с несложным рисунком; основовязальные многогребенчатые машины типа «Супергарант», а также вышивальные автоматы.

Наиболее сложные художественные рисунки получают на многочелночных кружевных машинах из двух (основа и уток) или трех (основа, уток и узорообразующая) систем нитей. Получение кружев на этой машине основано на кручении нитей, перевивающихся в определенной последовательности, и связывании их узлами. Узор кружев на кружевной машине в отличие от гардинной создается в результате определенного перемещения нитей основы. Возможности узорообразования кружевной челночной машины определяются наличием аппарата Жаккарда. Заправочная ширина кружевной челночной машины 5— 7 м, что позволяет изготавливать в виде сплошного полотна одновременно от 50 до 200 полос кружев, соединенных между собой специальными (вытяжными) нитями, которые удаляются после отделки полотна.

Многочелночные кружевные машины позволяют изготавливать кружева не только разной ширины, но и различной плотности и толщины, что определяется классом машины: класс машины (в зарубежной литературе — бар) характеризуется числом уточных нитей, приходящихся на 12,7 мм (0,5 дюйма) полосы кружева по горизонтали.

На машинах 9-го класса и выше изготавливают тонкие кружева. Для их изготовления используют в основе нити правой и левой крутки, нити утка имеют слабое натяжение, поэтому кружево получается более мягким. Эти машинные кружева по месту их первоначального изготовления получили название валансьенн и малин.

На машинах 8-го класса изготавливают более плотные рельефные кружева. Узорообразующие нити, обычно более высокой линейной плотности, рельефно очерчивают узоры. На этих же машинах изготавливают рельефное кружевное полотно.

На машинах 7-го класса изготавливают плотные кружева, похожие на ручные. Узор этих кружев рельефно не выступает и напоминает ручные плетеные сколочные кружева с рисунком в виде геометрических фигур. На многочелночных кружевных машинах изготавливают и кружевное полотно, которое напоминает по рисунку узоры кружев.

Плетеные кружева изготавливают на плетельных коклюшечных машинах, работающих по принципу, аналогичному ручному плетению на коклюшках. Это позволяет плетельной машине с успехом вытеснять ручное плетение, но только в области кружев с простым геометрическим рисунком. Машинное плетение приобретает все большее значение, так как при дороговизне и малом объеме выпуска ручных кружев спрос на высококачественные декоративные изделия может быть удовлетворен только посредством машинного производства, тем более что принципиально отличить плетеные кружева машинного и ручного производства невозможно, так как способ плетения у них один и тот же. Однако следует отметить, что с помощью машинного плетения невозможно изготовить сложные, в частности флоральные, рисунки.

Все больший удельный вес приходится на кружева, изготавливаемые на основовязальных рашель-машинах типа «Супергарант» 36-го класса. Производство таких кружев аналогично производству гардинных полотен и так же, как в гардинном производстве, весьма перспективно. Узоры этих кружев очень разнообразны, расположены по фону с шестигранными или квадратными ячейками, возможно применение более толстой контурной нити. Использование рашель-машин позволяет изготавливать не только одноцветные, но и многоцветные кружева и кружевные полотна из самого разнообразного сырья: полиамидных, полиэфирных, вискозных нитей, хлопчатобумажной и смесовой пряжи в любом сочетании.

Разновидностью основовязальных машин являются так называемые басонные машины, представляющие собой модернизированную рашель-машину, в которой язычковые иглы заменены карабинными (пазовыми). На басонных машинах можно изготавливать не только нити, но вязаный шнур, ленту, тесьму, синель, металлизированные нити.

Вышитые кружева и гипюрное полотно изготавливают на вышивальных машинах-автоматах, которые имеют иглы и челноки по типу швейных и рамку для закрепления ткани. Рамка движется с помощью аппарата Жаккарда, который и определяет сложность рисунка. Для вышивки используют тонкую хлопчатобумажную или хлопкополиэфирную пряжу, либо вискозные или полиэфирные блестящие нити. В композицию рисунка этих кружев входят просеченные отверстия с плотно обметанными краями, и чем их больше, тем лучше считается кружево. Для изготовления кружев используют вышивальные автоматы 4-го и 6-го классов. Класс машины определяется шириной раппорта рисунка по длине куска; для машин 4-го класса ширина раппорта (26 ± 1,5) мм, а для 6-го класса (40 ± 2) мм.

Изготавливают вышитое кружево (шитье) по батисту, перкалю, полульняному полотну, полотну из смесовой хлопкополиэфирной ткани. В кружеве вышивка должна занимать 2/3 ширины ткани. На таких же вышивальных автоматах изготавливают вышитое кружевное полотно.

Кроме тканей для вышивки может быть использован тюль. В этом случае рисунок представляет собой вышивку, напоминающую гладь, в которой отсутствуют просечки. Для усиления декоративности в вышивке могут быть использованы металлизированные нити.

Ручные способы изготовления кружев. Кружева ручной работы могут быть изготовлены плетением, узловязанием, вышивкой.

Плетение является наиболее распространенной техникой изготовления ручных кружев. Техника плетения довольно разнообразна в зависимости от применяемых приспособлений, что позволяет изготавливать высокохудожественные изделия. Наиболее известный способ плетения — коклюшечный. Иногда только коклюшечные кружева называют плетеными.

Для изготовления этих кружев используют специфический инструмент — коклюшки, представляющие собой деревянные шпули с шейками, на которые наматываются нити. В процессе плетения участвует большое количество нитей, сплетаемых в различных направлениях: горизонтальном и вертикальном, как при ткачестве, в диагональном под различными углами. Нити могут пересекаться, перевиваться и перекручиваться. Технология плетения кружева основана на двух приемах: перевивке и сплетении, в результате чего можно получить пять основных видов переплетений: плетешок, насновка, полотнянка, сетка и решетка, или тюлевая сетка.

Плетешок — наиболее простое переплетение, имеющее вид шнурочка. Петлями плетешка оформляют зубцы или заполняют в виде решетки середины цветных мотивов, часто используют плетешковый фон.

Насновка представляет собой очень плотно сплетенный элемент в виде овала с заостренными концами или квадратика. С помощью насновок получают самые плотные участки кружева.

Полотнянка является одним из главных элементов кружева. Нити в полотнянке переплетаются так же, как в ткани полотняного переплетения. Разновидности полотнянки могут быть самостоятельным узором. Именно полотнянкой создаются основные части кружевных рисунков.

Сетка в отличие от полотнянки представляет собой более прозрачное переплетение с косым направлением нитей. В кружеве эти два элемента могут взаимно заменять друг, друга или переходить один в другой.

Решетка по структуре очень напоминает сетку, иногда даже в специальной литературе ее объединяют с сеткой в один вид переплетения. Решетка имеет много вариантов и, как и сетка, образует ажурный фон кружева.

Кроме основных элементов в плетении коклюшечного кружева используют дополнительные элементы: паучки, скань, обвивочные петельки.

Кружева ручного производства представлены в нашей стране в основном плетеными коклюшечными. По способу получения рисунка они подразделяются на численные и сколочные.

Численные — самые простые кружева с несложным рисунком.

Свое название они получили потому, что для плетения используют строго отсчитанное количество нитей. Для изготовления численных кружев не используют рисунок (сколок), их плетут на память.

Более сложное кружево называется сколочным, так как для его получения необходим заранее подготовленный рисунок — трафарет, наколотый на бумагу (сколок). Сколочное кружево делится на парное (или многопарное) и сцепное.

Парное кружево получается путем одновременного плетения фона и узора до получения готового куска мерного кружева. Узоры такого кружева обычно расположены симметрично. Используя основные элементы плетения в разных сочетаниях, кружевницы создают разнообразные узоры, как реалистические, так и условные: звездочки, елочки, ромашки и т.д. Для оформления кружева или края используют велюшку — сетку или полотнянку зигзагообразной или волнистой формы.

Сцепное кружево в отличие от парного выполняется определенными элементами, которые затем с помощью вязального металлического крючка связывают редкой сеткой до получения готового изделия. Рисунки сцепных кружев обычно заимствованы из природы. Чаще всего сцепная техника применяется для изготовления штучных кружевных изделий.

Широко известны ручные кружева, получаемые узловязанием (макраме и фриволите).

Макраме — один из старейших видов кружева, технология изготовления которого представляет собой завязывание узелков в сочетании с элементами плетения. Узоры этого кружева в основном геометрические, и их зрительное восприятие зависит от перерабатываемого материала, в качестве которого используют различные шнурки (сплетенные или вязаные), бечевку и т.д.

Для изготовления фриволите используют специальный челнок, состоящий из двух дугообразных пластинок, соединенных посередине стерженьком, на который наматывается нить. Кружево фриволите не имеет изнаночной стороны. Его рисунок прост, но изящен, четок и имеет характер филигранного. Основные его элементы — кружочки и дужки из узловых цепочек.

Во многих странах Востока, а также Западной Европы — в Италии, во Франции, в Испании было распространено и гольное, или вышитое, кружево, которое предшествовало плетеным коклюшечным кружевам. В настоящее время все виды ручных кружев, кроме коклюшечных, являются предметом лишь домашнего рукоделия.

Отделка кружева и кружевного полотна. Зависит от способа изготовления и применяемого сырья и может включать в себя крашение (для гладкокрашеных кружев), отварку, промывку, аппретирование, сушку и ширение. Специфической операцией, предшествующей отделке машинных кружев, является штопка.

Ассортимент кружевных товаров

Кружевные товары включают в себя кружева машинного и ручного производства, кружевные полотна и готовые кружевные изделия.

Ассортимент машинных кружев. Определяется в основном назначением, способом изготовления, исходным сырьем, шириной, характером орнамента.

В зависимости от назначения различают два вида кружев — край, предназначенный для оформления края изделий, и прошивку, предназначенную для соединения двух деталей или кусков ткани, поэтому край имеет одну кромку гладкую, а другая украшена фестонами или зубчиками, в то время как у прошивки обе кромки гладкие.

Ассортимент кружев с многочелночных машин представлен тонкими кружевами с различными геометрическими или растительными узорами, расположенными по фону с ячейками ромбовидной, шестигранной или фигурной формы. Изготавливают их из хлопчатобумажной или хлопкополиэфирной пряжи и из полиамидных нитей с узором из вискозных нитей, отбеленными или гладкокрашеными. Они подразделяются на тонкие, фунтовые и рельефные, а по ширине — на широкие и узкие.

Тонкие кружева узкие имеют узор в виде цветов и геометрических фигур на фоне ячеек ромбовидной или шестигранной формы. Ширина этих кружев 10 — 40 мм.

Тонкие кружева широкие изготавливают шириной 45—100 мм с узором преимущественно растительного характера.

Грунтовые кружева имеют ширину 10— 100 мм, сетка состоит из ячеек квадратной или фигурной формы, рисунок преимущественно геометрический. Грунтовые кружева изготавливают в основном из хлопчатобумажной пряжи.

Рельефные кружева могут быть узкими (ширина 10 — 40 мм) и широкими (ширина 45— 100 мм), имеют преимущественно рисунок растительного характера, который окаймлен дополнительной системой более толстых нитей, что придает кружевам рельефный характер.

Основовязаные кружева с рашель-машин типа «Супергарант» имеют наиболее широкий ассортимент, особенно по разнообразию узоров и сырьевому составу. Их изготавливают из полиамидных и полиэфирных нитей, из сочетания синтетических нитей с вискозными, реже — из хлопчатобумажной пряжи. Ширина этих кружев 10 — 200 мм. Они могут быть отбельными, гладкокрашеными и многоцветными.

Рисунок на фоне из шестигранных или квадратных ячеек может быть окаймлен контурной нитью.

Кружева, выполненные на рашель-машинах, наиболее разнообразны по видам рисунков, плотности и рельефности узора.

Разновидностью основовязаных кружев являются басонные кружева. Благодаря высокой плотности в их грунт могут быть включены бусинки или блестки, что делает эти кружева похожими на позументы ручной работы.

Плетеные кружева с плетельных коклюшечных машин вырабатываются из хлопчатобумажной или льняной пряжи и в смеси с синтетическими волокнами. Для украшения могут быть использованы металлизированные нити или сутаж, чаще всего такое кружево изготавливают белым или суровым. Выпускают кружево узким — шириной 14 — 29 мм и широким — шириной от 43 до 83 мм. Сочетание геометрических фигур позволяет получать достаточно красивые узоры в истинно фольклорном стиле.

Ассортимент вышитых кружев с вышивальных машин-автоматов представлен краем и прошивкой, шириной 20—125 мм. В основном шитье выпускают отбельным, но в соответствии с направлением моды оно может быть окрашено в пастельные тона, а в последнее время — в яркие и темные насыщенные. Используют шитье для отделки постельного и нательного белья, детского платья.

Вышитое кружевное полотно имеет ширину 90—110 мм. Вышивка занимает либо всю ширину ткани, либо край шириной 30— 45 см. Рисунок выполняется белыми либо цветными нитками. Полотно используют для пошива нарядной детской и женской одежды.

Ассортимент кружев ручного производства. Ассортимент кружев ручного производства определяется их назначением, шириной и составом.

Аналогично машинным по назначению ручные кружева подразделяются на край, прошивку и аграмант. Аграмант — это кружево с зубцами или фестонами вдоль обеих кромок, предназначенное для нашивок на ткань.

По ширине ручные кружева подразделяют на узкие — от 10 до 30 мм, средние — от 31 до 60 мм и широкие — от 61 до 120 мм.

Ассортимент ручных кружев во многом определяется районом производства. Отечественные кружева подразделяются на вологодские, кировские (вятские), елецкие, киришские и михайловские.

Кружева всех указанных районов, имея много общего, свойственного всему русскому кружеву, отличаются техникой плетения и характером узора.

Для вологодских кружев характерен укрупненный растительный орнамент из условно изображенных цветов и листьев. Узор плавно переходит из одной формы в другую, каждый элемент узора окружен велюшкой, выплетаемой плотной полотнянкой. Расположенный на фоне прозрачной решетки такой узор приобретает особую рельефность.

Кировские (вятские) кружева отличаются простотой и строгостью. В орнаменте используется множество декоративных элементов: «глазочки», «жучки», «дырочки» и т.д. Велюшка местами то сужается, то расширяется и переходит из более плотной в более редкую, местами в ажурную. Орнамент этих кружев состоит из цветов и листьев, часто остроконечной формы в сочетании с розетками, звездочками и веточками. Края кировских кружев часто заканчиваются петельками «пико» с острыми зубцами.

Елецкие кружева наиболее легкие, изящные и воздушные. Велюшка на всем протяжении имеет разную плотность, местами — более редкое плетение, иногда переходящее в решетку. Именно этот прием плетения придает елецкому кружеву легкость и прозрачность. Рисунки состоят из условно изображаемых колосков, веток, цветов, жемчужин и т.д. Для выделения рисунка по его контуру иногда применяют более толстые нити.

Киришское, или захожеское, кружево наиболее полно сохранило характер и традиции старинного кружевоплетения. В этом кружеве отсутствуют скань и сетка. Полотнянка плетется более рыхлой, обязательно одной ширины на всем протяжении орнамента и украшается плешковыми зубчиками на краю. Основным узором киришских кружев является «медвежья лапа», в которой велюшка своими извивами образует форму орнамента, заканчивающуюся пятью фестонами, напоминающими как бы широко расставленные пальцы; середина этой формы заполняется решетками из насновок.

Михайловские кружева плетутся в основном численными, без сколка. Рисунок состоит из несложных геометрических фигур. Обычно для Михайловских кружев используют более толстые хлопчатобумажные нитки, часто в сочетании черного и красного цветов. Применяются Михайловские кружева для отделки столового и постельного белья.

Наиболее ярко районные особенности кружев заметны при изготовлении готовых изделий.

Ассортимент современных кружевных полотен. Кружевные полотна изготавливают в основном на рашель-машинах и лишь ограниченно — на многочелночных кружевных машинах.

Тонкое кружевное полотно имеет сетку с ячейками ромбовидной или шестигранной формы. Рисунок чаще всего имеет флоральный характер, применяемое сырье — полиэфирные и полиамидные нити, для детской одежды — хлопчатобумажная пряжа.

Рельефное полотно имеет узор, окаймленный более толстой обводной нитью на фоне сетки из шестигранных или ромбовидных ячеек. Рисунок обычно носит флоральный характер — цветы, листья. По составу рельефное полотно аналогично тонкому, но обводная нить может быть либо вискозной, либо из того же сырья, что и само полотно.

Гипюрное полотно отличается от остальных видов тем, что имеет резко очерченный выпуклый узор, части которого соединены между собой редкой сеткой. Фон здесь как бы отсутствует. По составу гипюр аналогичен другим видам кружевных полотен.

Выпускаются кружевные полотна шириной 56— 196 см, отбельными, гладкокрашеными и многоцветными. Используются для изготовления блузок, женского и детского платья, деталей одежды, предметов убранства жилья.

Иногда широкие кружевные полотна используют в качестве гардинных. Как правило, области применения кружевных полотен определяются направлением моды и могут быть самыми не ординарными, например для обивки стен или отделки обуви.

Ассортимент готовых кружевных изделий. К готовым кружевным изделиям относят покрывала, скатерти, дорожки, салфетки, подстаканники, манжеты, манишки, жабо, мотивы в виде отдельных фигур, шарфы, косынки, галстуки, пелерины, жилеты, жакеты-болеро. Скатерти и занавеси ручной работы представляют собой предметы искусства и, как правило, приобретаются музеями.

Более мелкие изделия — салфетки, дорожки, детали одежды — это весьма дорогие, престижные и, как правило, уникальные изделия, обладающие большой художественной ценностью.