Кружевоплетение

Категория: Производство

Кружевоплетение известно на Руси с конца XVII в. Мода на кружево, которое дополняло европейскую одежду, привела к созданию мастерских, а затем и фабрик по производству кружева.

Ручное кружево выполняют путем переплетения ниток, намотанных на выемки коклюшек — круглых деревянных палочек, перебрасывая которые мастерица создает нужный узор. По способу плетения кружева делят на парные и сцепные.

Парным способом кружева плетут несколькими парами коклюшек в зависимости от ширины кружевной полосы. При сцепном способе число коклюшек увеличивают в несколько раз, плетут отдельные участки узора, которые потом соединяют вязальным крючком. В парной технике выполняют обычно мерные кружева: их можно отмерить и отрезать в нужном количестве, в сцепной технике штучные изделия: скатерти, салфетки, занавески, дополнения к одежде. Кружево на коклюшках плетут с помощью разнообразных приемов: полотнянки, насновки, сетки, плетешки, паучки и т.д. Каждый из этих приемов используется мастерицей в соответствии с задуманным рисунком.

Вологодское кружево. Рисунок вологодского кружева строят из условных растительных мотивов, превращающихся в непрерывный орнамент, узор которого четко выделяется на фоне прозрачной решетки, образуя ритмические акценты то равномерно плотного узора, то облегченного. При плетении вологодских кружев используют различные технические приемы. В одной скатерти можно увидеть и прозрачную полотнянку, с помощью которой чаще всего выполняют извивающиеся линии (вилюшки), и плотные насновки, и разнообразные сетки.

Кировское кружево. Кировское кружево, как и вологодское, выполняют на коклюшках, используя сцепной способ, который позволяет плести крупные и мелкие кружевные декоративные изделия. В кировском кружеве в отличие от вологодского растительный орнамент более сложный. Мастера используют множество разделок, переплетений, полотнянку различной плотности. В кружеве кировских мастеров нет четкого выделения узора на фоне решетки. Решетка сливается с узором, поэтому он становится более нарядным. Мотивы орнамента представляют собой звездочки-розетки или трилистники, акцентирующие ритмичность композиции. Кировские кружевницы создают и уникальные произведения, тематическое содержание которых раскрывается через изображение символических женских фигур и птиц, выделенных разреженным фоном сетки и окруженных растительным орнаментом.

Елецкое кружево. Кружевницы Ельца в равной мере свободно владеют парной и сцепной техникой плетения. Особенностями елецкого кружева являются необычайные тонкость и изящество узора. Для него типичны соединяющие узор легкие и воздушные решетки, растительные мотивы особой прозрачности. Более разнообразным в последнее время стал цвет кружев. С давних пор в Ельце плетут черные косынки, растительный рисунок которых хорошо вписывается в трехугольную форму вещи. Многие елецкие кружевные изделия выполняют в сером цвете, что придает им еще большие легкость и элегантность.

Михайловское мерное кружево. Особыми чертами характеризуется цветное кружево, изготовляемое в Михайловском районе Рязанской области. Его отличает численная техника исполнения, выполняемая без сколка (предварительного рисунка). Узор таких кружев состоит из несложных веерообразных мотивов, округлых розеток, фестонов, разнообразных решеток. Привлекательность кружева заключается в его колорите, построенном на сочетании красных, зеленых, синих, серых и черных тонов.

Балахнинское и белёвское кружево. В г. Балахна Нижегородской области сохраняется парная техника плетения. Это кружево характеризуется обилием растительных мотивов и очень плотной решеткой. Свой характер имеет и белёвское кружево (г. Белёв Тульской обл.), в котором сохранился классический орнамент.