Лодочные моторы

Категория: Консервирование пищевых продуктов

Лодочный мотор представляет собой единый блок, включающий двигатель внутреннего сгорания, трансмиссию, гребной винт и элементы управления.

По способу установки лодочные моторы подразделяют на подвесные (транцевые), бортовые и стационарные.

Подвесные лодочные моторы получили наибольшее распространение благодаря легкости установки и удобству в эксплуатации. Размещение подвесного мотора за кормой обеспечивает лучшее использование габаритов лодки, не загрязняет ее бензином и маслом, не требует специального рулевого управления, так как функции руля выполняет сам мотор, винт которого можно развернуть в разные стороны (вместе с мотором) с помощью румпеля. Подвесные моторы компактны и удобны при транспортировке и сезонном хранении.

Бортовые моторы отличаются небольшой мощностью и массой. Их крепят к борту легких суден: к туристским байдаркам и к лодкам, не имеющим транца. Бортовые моторы требуют отдельного рулевого управления.

Двигатели подвесных лодочных моторов двухтактные одно-или двухцилиндровые с водяным охлаждением. Системы питания, смазки и зажигания соответствуют аналогичным системам мотоциклетных двигателей. Бензобак, как правило, переносной и соединяется с карбюратором резиновым шлангом. Двигатель находится в верхней (надводной) части мотора. Коленчатый вал двигателя расположен вертикально, ось гребного винта — горизонтально. Вращение коленчатого вала передается гребному винту через приводной вал и редуктор. Винт бывает двух- и трехлопастный с разными диаметром и шагом.

Редуктор представляет собой набор конических шестерен, предназначенных для передачи вращения вертикального вала к горизонтальному валу винта. Переключением шестерен редуктора можно изменить направление вращения винта для движения лодки вперед и назад.

Для охлаждения цилиндров двигателя вода подается через специальную трубу, которая называется дейдвудной. Дейдвудная труба и приводной вал размещены в промежуточном корпусе, соединяющем верхнюю и нижнюю части двигателя.

Система управления состоит из пускового устройства — ручного стартера или электростартера, реверсного устройства для включения переднего холостого и обратного хода и румпеля (руля). На последнем имеется рукоятка управления дроссельной заслонкой карбюратора (рукоятка газа), замок включения зажигания и переключатель режимов работы.

Для крепления мотора к транцу лодки на нем предусмотрена струбцина с винтовыми зажимами. Для предохранения транца лодки и мотора от поломок в конструкции подвески предусмотрена возможность автоматического откидывания мотора назад.

Стационарные моторы по конструкции сходны с автомобильным двигателем (четырехтактные, четырехцилиндровые).

Отличает их повышенная мощность и большая масса. Устанавливают на крупных лодках и катерах.