Логистическая концепция «реагирование на спрос»

Категория: Логистика

разрабатывалась как модификация концепции «планирования потребностей/ресурсов» в плане улучшения реакции на изменение потребительского спроса Концепция «Реагирование па спрос» применяется с целью максимального сокращения времени реакции на изменение спроса путем быстрого пополнения запасов в тех точках рынка, где прогнозируется увеличение спроса. Преимущества внедрения данной концепции заключаются в следующем:

- возможности получения информации о потребностях покупателей, процедуры заказов и графиков доставки готовой продукции помогают лучше управлять запасами в распределении;

- знание объемов продаж и запасов в розничной сети помогает производителям точнее планировать поставки;

- поставщики быстрее реагируют на колебания потребительского спроса;

- устанавливаются длительные партнерские отношения производителей с оптовыми и розничными предприятиями, что уменьшает риски и повышает эффективность логистических операций.

Наиболее широкую известность получили следующие варианты концепции «Реагирование на спрос»:

1. Концепция определения точки заказа (перезаказа) использует одну из старейших методик контроля и управления запасами, основанную на точке заказа и статистических параметров расхода продукции. Она долгое время не находила применения в логистике вследствие неточности прогнозирования спроса. Эффективность этого метода в значительной степени зависит от точности прогнозирования спроса, вследствие чего он долгое время не пользовался популярностью. Появление телекоммуникационных и информационно-компьютерных систем позволило изучать спрос в точках продаж, делать более точные прогнозы, что незамедлительно сказалось на применении данной концепции в практике предприятий. Этому же способствовали новые гибкие производственные технологии, которые значительно уменьшили длительность производственно-логистических циклов. Сфера использования данной концепции - в основном регулирование уровня страховых запасов в целях выравнивания колебаний спроса.

Точка заказа - это параметр, используемый в системах контроля над состоянием запасов и обозначающий нижнюю разницу расходования запаса со склада, при достижении которой необходимо делать очередной заказ на поставку. Уровень запаса на момент заказа должен быть достаточным для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу в период между оформлением заказа на поставку товаров и доставкой заказанной продукции на склад потребителя.

2. Метод быстрого реагирования представляет собой тесное взаимодействие между торговым предприятием и его поставщиками с целью улучшения продвижения товаров в распределительных сетях.

Сущность его заключается в планировании и регулировании поставок на предприятия розничной и оптовой торговли и в распределительные центры. В розничной торговле проводится наблюдение и контроль над каким-либо процессом продаж, собирается и передается информация об объемах продаж по номенклатуре и ассортименту через оптовиков производителям продукции. Метод быстрого реагирования предполагает оптимизацию запасов торговых предприятий. Применение метода уменьшает запасы готовой продукции до требуемой величины, но не ниже уровня, позволяющего немедленно удовлетворить спрос большей части покупателей. При этом сокращается время реакции логистической системы на изменение спроса, концентрируются и пополняются запасы в нужных точках продаж, осуществляется гибкое взаимодействие партнеров в интегрированной логистической сети, значительно повышается оборачиваемость запасов. К основным условиям, позволяющим на практике реализовать концепцию быстрого реагирования, относятся:

• способность предприятия поставщика быстро перестраивать свое производство на выпуск новых товаров мелкими партиями;

• информационный обмен на основе связи ЭВМ между торговым предприятием и поставщиком-производителем;

• штриховое кодирование для повышения уровня контроля над состоянием запасов, уменьшения издержек обращения и стоимости учетных работ на складе.

3. Логистическая концепция быстрого реагирования или непрерывного пополнения. Эта концепция постоянного или с высокой периодичностью пополнения запасов готовой продукции в розничных торговых предприятиях рассматривается на основе логистического плана и соглашения между поставщиком,

оптовыми и розничными торговыми предприятиями о закупках, что устраняет необходимость в заказах на пополнение запасов. Ключевыми элементами реализации концепции непрерывного пополнения являются: ежедневная обработка данных об объемах продаж в розничной сети и отправок продукции от оптовиков; расчет поставщиком-производителем общей потребности в количестве и ассортименте продукции; непрерывное или с высокой периодичностью пополнение поставщиком запасов розничного торгового предприятия через оптовых посредников или с помощью прямой поставки готовой продукции. Согласно этой концепции для эффективной работы необходимо выполнение двух основных условий: во-первых, должна быть обеспечена достоверная информация от розничных торговцев и надежная доставка готовой продукции, во-вторых, размеры грузовых отправок должны максимально соответствовать грузовместимости транспортных средств.

4. Дальнейшим развитием стратегий быстрого реагирования и непрерывного пополнения запасов явилась логистическая концепция автоматического пополнения запасов, которая представляет собой улучшенный вариант метода быстрого реагирования и концепции непрерывного пополнения. Все они направлены в основном на максимальное сокращение времени реагирования логистической системы на изменение спроса. Рассматриваемая концепция обеспечивает поставщиков-производителей готовой продукции необходимым набором правил для принятия решений по товарным характеристикам и категориям. Товарная категория представляет собой комбинацию различных характеристик товаров (размеров, моделей цвета) и сопутствующих товаров, представленных вместе в определенной торговой точке розничной сети. Путем применения стратегии автоматического пополнения запасов поставщик может удовлетворить потребности розничных торговцев в товарной категории за счет устранения необходимости отслеживания единичных продаж и уровня запасов для быстрой реализации. Метод автоматического пополнения запасов способствует повышению эффективности возобновления поставщиками запасов в розничной торговой сети, более эффективному управлению запасами, надежности поставки, соответствию запасов и спроса, позволяет установить длительные партнерские взаимоотношения.

Несмотря на то что вышеперечисленные стратегии направлены в большей степени на удовлетворение запросов розничной торговли, они позволяют сформировать наиболее оптимальную форму взаимоотношений между производителями и оптовиками. Производители-поставщики могут лучше планировать поставки, когда знают объем продаж и уровень запасов готовой продукции у розничных торговцев, в распределительных центрах и на производстве. Это помогает им быстрее реагировать на изменение спроса, решать вопросы о размещении складов и производственных линий, устанавливать приоритеты в производстве и распределении между отдельными товарами и группами потребителей.