Магазин у дома

Категория: Менеджмент

 Для формата магазина у дома, определяющую роль играют не только ассортимент и набор услуг, но и кадры. Если персонал неприветлив, вряд ли эта торговая точка сможет стать "соседской". Решением проблемы кадров может стать не только стимулирование персонала, но и создание учебных центров для его обучения. Необходимо учесть, что 90% успеха в торговле - это человеческий фактор. Качество обслуживания -  конек данного формата.
 

    Зарубежные магазины данного формата  имеют две модели развития. Первая, "американская модель" в качестве основного критерия выделяет удобство. Как правило, это небольшие магазины с ограниченным ассортиментом товаров первой необходимости, фаст-фудом и услугами, например печать фото. Магазины традиционной американской модели располагаются на дорогах и бензоколонках. Вторая, "европейская модель" магазина у дома  подразумевает небольшой супермаркет. Фактически эта модель создана для удобства покупки продуктов.     

Если рассматривать развитие форматов в целом, то магазины у дома возникают на этапе зрелости рынка. На стадии зарождения супермаркет является доминирующим форматом, так как предоставляет все для всех. Затем появляются дискаунтеры и гипермаркеты. Магазины у дома возникают тогда, когда доля цивилизованной розничной торговли превысит  25-30%.
Не смотря на то, что крупные форматы менее сложны с операционной точки зрения и более привлекательны экономически,  формат магазин у дома имеет свою нишу. Из предпосылок  развития данного формата можно выделить растущую мобильность населения, увеличение числа работающих женщин, перенасыщение рынка определенными форматами, нехватку площадей.    

  Вне зависимости от модели развития формата магазина у дома - американской или европейской  - необходима  адаптация формата под отечественный рынок. Как показывает практика, наиболее характерна для отечественного  розничного рынка европейская модель. Эту модель легче реализовывать, к тому же развитие небольших магазинов шаговой доступности поддерживается властными структурами, что повышает интерес операторов. Не надо ничего придумывать, все форматы уже отработаны западными операторами розничной торговли, нужно только брать формат и работать с ним.
Основа успеха данного направления логистика и клиентоориентированность. Это и есть конкурентное преимущество данного формата.    

  Основными проблемами операторов данного формата является снижение издержек, правильный подбор площадки под магазин, организация небольшого торгового пространства, оптимизация ассортимента и кадровая политика.
Плюсом является использование единого центра закупок, дающего ценовое преимущество. Очень жесткая ситуация с арендой торговых площадей вынуждает выжимать из общей  площади максимум под торговлю, доводить торговую площадь до 90%, а 10% оставлять под  служебные и подсобные помещения. Экономия на  складских площадях определяет необходимость четкой логистики. Собственный логистический центр позволяет снижать закупочные цены, оптимизировать остатки в магазинах, минимизировать количество персонала. Основной механизм снижения издержек является централизация всех процессов. Сотрудники магазина должны быть универсальны, без деления на кассиров и грузчиков. Задача магазина - правильно заказать товар, принять его, выложить и вежливо реализовать. Основным механизмом повышения рентабельности является снижение цены закупки.
Если магазин расположен в неправильном месте, то его можно закрывать. Также стратегическим просчетом может быть дорогое оформление магазина. Специалисты считают, что все издержки, включая выплаты акционерам, должны составлять не более 9%, если этот процент выше, магазин не будет успешен.
 

Каждый магазин шаговой доступности требует адаптации ассортимента. Причем ассортимент должен различаться в зависимости от района. Открывая магазин и вводя определенный ассортимент, необходимо накапливать статистику и корректировать ассортимент.
От структуры потребления того или иного района и местоположения магазина зависит мерчандайзинг торгового зала. Это и стоит учитывать, определяя ассортимент и размещая товары на полках. Не стоит игнорировать и дополнительные услуги. Например, на площадях магазина можно разместить пекарню или гриль, что способствует созданию имиджа свежести. На кассе можно предоставить услугу по оплате коммунальных услуг, сотовой связи и т.п.  

Можно привлечь посетителей, разместив в торговом зале аптеку или химчистку. Если магазин находится в жилом доме, востребованной услугой может стать доставка покупок на дом. Отличным стимулятором лояльности для магазинов у дома являются товары, произведенные под собственной торговой маркой. Приобретая товары под собственной торговой маркой розничного оператора, удовлетворенные их ценой и качеством, ежедневно наблюдая их у себя в холодильнике, потребители становятся лояльнее к сети.