Магазин-склад (cash carry)

Категория: Менеджмент

В России нет ярко выраженной мелкой торговли, которая является целевой аудиторией европейского варианта магазинов cash & carry, а многочисленные сетевые и единичные предприятия торговли и общественного питания предпочитают работать напрямую с поставщиками или производителями.
     

Нередко магазин cash & carry открывают оптовые компании, которые имеют возможность приобретать товары крупными партиями и с большими скидками у других поставщиков или производителей либо являются дистрибьюторами какой-либо продукции. Доля оптовой торговли год от года  сокращается и многие производители предпочитают напрямую работать с розницей, и в этом случае магазин cash & carry - это хороший «переходный» этап от опта к рознице. Оптовым операторам приходится несколько расширять ассортимент, но не настолько, как это пришлось бы делать при открытии супермаркета.  Чаще всего оптовые компании открывают один магазин cash & carry.  Иногда магазин cash & carry открывают сети, которые ранее работали в другом формате. Эти предприниматели руководствуются той же причиной - диверсификация рисков. Они умело пользуются сложившейся на рынке ситуацией - интерес к магазинам cash & carry со стороны покупателей  высок, поведение потребителей изменилось - теперь все чаще люди совершают покупки на неделю, гипермаркетов в некоторых регионах нет, отношения с поставщиками уже налажены.
 Учитывая особенности российских магазинов cash & carry, можно сказать, что отечественный  формат cash & carry развивается по американскому типу.  

Магазин-склад (cash&carry)- торговый объект, осуществляющий оптовую продажу товаров мелкими партиями субъектам хозяйствования методом самообслуживания, как правило, за наличный расчет с минимальной торговой надбавкой.
Формат сash & carry (мелкооптовая торговля) сформировался еще в 60-х годах прошлого столетия. Первоначально клиентами магазинов cash & carry являлись представители малого и среднего бизнеса, которые были заинтересованы в приобретении товара небольшими партиями и по низкой цене, поэтому  данный формат  определяется не объемами партии покупаемого товара, а контингентом покупателей. Подразумевается, что клиент платит за покупку наличными, после чего самостоятельно увозит товар. Самовывоз и наличные позволяют магазинам cash & carry увеличивать оборачиваемость средств по товарам, снижая операционные расходы. Снижение уровня цен достигается за счет закупки товара в больших объемах напрямую у поставщиков и производителей. В результате клиент cash & carry получает более низкие цены, что позволяет ему успешно конкурировать с другими розничными операторами, которые покупают товары непосредственно у разных поставщиков. Ведь в силу небольшого размера партий приобретаемых товаров розничные операторы вынуждены обращаться не напрямую к производителю, а к оптовикам (которых тоже может быть несколько): следовательно, чем длиннее цепочка, тем выше закупочная цена.
  В настоящее время существуют американский и европейский варианты cash & carry, и они имеют существенные отличия. В США  (где мелкая торговля практически отсутствует) в магазинах cash & carry зачастую совершают покупки не только небольшие компании, но и частные лица. При этом уровень наценок, как для частного покупателя, так и для владельцев собственного бизнеса, одинаков. В Европе же магазины такого формата ориентированы на мелкооптовых покупателей и работают в основном по карточному принципу регистрации клиентов.
 Классическим магазином cash & carry можно считать сетевой торговый объект, где доминирует мелкооптовая продажа товара комбинированного ассортимента. Это  магазин-склад, что напрямую отражается на интерьере магазина: в cash & carry всегда строго функциональный интерьер с соответствующим торговым оборудованием и максимально практичной системой стеллажей. Магазины cash & carry работают с минимальной наценкой, их прибыль зависит от быстрой оборачиваемости товара, поэтому в таких магазинах  требуется очень продуманная логистика.  Торговая площадь магазинов формата cash & carry может быть от 3 тыс. кв. м, парковка должна быть организована из расчета 4 места на 100 кв. м. торговой площади. Ассортимент должен насчитывать не менее 20 тыс. наименований товара. Расчет в магазинах формата cash & carry производится за наличные через единый кассовый узел, где клиентам сразу выдаются все необходимые сопроводительные (в том числе и бухгалтерские) документы. Одна из особенностей формата cash & carry - продажа товаров упаковками ("местами"). Поэтому информационная система, применяемая в магазинах такого формата, должна не просто поддерживать применение штрих кодирования, но и позволять использование нескольких групп штрих кодов - для единичного товара и для упаковок разного объема.
   

 Российские магазины cash & carry несколько отличаются от классических  торговых предприятий этого формата. Иногда такая местная специфика является оправданной, иногда - вынужденной. Для того, чтобы быть успешным предприятием, надо, прежде всего, отвечать потребностям рынка, а не концепции классической модели.  Так, некоторые российские магазины, именующие себя cash & carry, в действительности оказываются либо большими дискаунтерами, либо небольшими  гипермаркетами. Смешение форматов нередко происходит из-за отсутствия во многих региональных городах классических гипермаркетов, а также хорошо развитой сетевой торговли среднего и низкого ценового сегмента. По статистике целевой аудиторией российских магазинов cash & carry в 70 %  являются частные лица.  Отсутствие недорогих розничных магазинов с одной стороны и привычка мелких предпринимателей совершать покупки на рынках и через оптовиков с другой привела к тому, что существование таких cash & carry с элементами гипермаркета взаимовыгодно и частным покупателям, и владельцам магазина-склада.  В связи со смешением формата, такие магазины cash & carry работают без клиентских карт - то есть совершать покупки могут и оптовики, и частные лица. В некоторых магазинах предусмотрены различные скидки, зависящие от суммы покупки, иногда встречаются дисконтные карты.
 

В целом потребителей российских магазинов cash & carry можно разделить на три группы: торговые организации, то есть те, кто покупает товары для дальнейшей перепродажи; корпоративные клиенты - офисы, представительства компаний, приобретающие товары для собственных нужд; частные лица. Такое разделение не только обеспечивает конкурентное преимущество сети по трем каналам сбыта, но и открывает новый сегмент розничной торговли - работа с корпоративными клиентами. Таким образом, в России магазины формата cash & carry становятся не столько альтернативой мелкооптовым рынкам, сколько серьезным конкурентом рознице.
  Вторым существенным отличием российских магазинов cash & carry  является наличие производственных цехов, предлагающих клиентам салаты, мясные и рыбные полуфабрикаты. Это «отклонение» от концепции cash & carry можно считать вынужденной местной спецификой: торговому предприятию  не всегда удается договориться с поставщиками о возврате товаров с заканчивающимся сроком годности, поэтому, во избежание прямых убытков, приходится организовывать их самостоятельную переработку. Однако такое объяснение было актуально лишь для тех магазинов cash & carry, которые начали свою работу в конце 90-х годов прошлого века. Новые предприятия этого формата целенаправленно организуют производственные цеха по изготовлению полуфабрикатов из рыбы, овощей, мяса и птицы, стремясь привлечь частных покупателей. В некоторых новых cash & carry  покупатели могут даже наблюдать за технологическим процессом через стеклянную стену.
  

Третье отличие российских магазинов cash & carry  можно считать истинно отечественным «изобретением», появившимся благодаря смешению форматов (cash & carry и дискаунтер или cash & carry и гипермаркет). Так, некоторые отечественные магазины формата cash & carry торгуют и оптом, и в розницу, причем имеют два варианта цены - для оптовиков и частных покупателей. Это дает возможность привлекать и физические и юридические лица, не упуская прибыли и соблюдая все необходимые правила работы, в том числе и с налоговой инспекцией.
Кроме того, российские магазины формата cash & carry принимают безналичные платежи (по предварительной предоплате или с использованием депозитной системы).
  Еще одной особенностью магазинов формата cash & carry в России является причина, по которой операторы обращаются к этому сегменту рынка - это диверсификация рисков.