Маркетинговые исследования это (определение)
Маркетинговые исследования — это систематический сбор, документирование и анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности.
Цель маркетингового исследования — создать информационно-аналитическую базу для принятия управленческих решений. Обобщенная схема проведения маркетинговых исследований представлена в работе Ф. Котлера с соавторами (1998) .
Схема проведения маркетинговых исследований
Схема проведения маркетинговых исследований
Этапность процесса маркетингового исследования может быть сформулирована следующим образом (Голубков Е. П., 2001):
1) определение проблемы и целей исследования;
2) разработка плана исследования;
3) реализация плана исследования;
4) интерпретация полученных результатов и доведение их до руководства.
Это общая схема маркетинговых исследований, но для изучения отдельных составляющих формируются свои индивидуальные схемы в зависимости от особенностей элементов маркетинга, например, изучение товара, цены, потребителей, рынка и др. осуществляется по своим схемам или алгоритмам.
Компьютеризация маркетинговых исследований
Для решения сложных оперативных проблем обработка первичных и вторичных данных о состоянии реальной рыночной ситуации осуществляется с помощью ПЭВМ. С этой целью создаются
маркетинговые информационные системы, куда включаются персонал, оборудование и процедуры, предназначенные для сбора, обработки, анализа и распределения достоверной информации для подготовки и принятия маркетинговых решений.
С целью автоматизации статистической обработки маркетинговой информации применяется различное программное обеспечение. В настоящее время для научной и практической фармации разработаны компьютерные технологии разной направленности, среди которых:
• АСУ — автоматизированные системы управления, в частности для автоматизации учета и отчетности в фармацевтических организациях, по управлению лекарственным снабжением и др.;
• И ПС — информационно-поисковые системы, в том числе по ЛС «Клифар»; для правового обеспечения медицинской и фармацевтической деятельности используется ИПС «Консультант-плюс»;
• АРМ - автоматизированные рабочие места, в том числе по автоматизации работы провизора-организатора, работы по лицензированию и аккредитации и др.; для проведения маркетинговых исследований и маркетингового анализа, в том числе программные продукты по статистической обработке информации, прогнозированию и математическому моделированию тенденций спроса, продаж;
• ПЭВМ применяются для мониторинга продаж, цен на ЛС, проведения ABC-анализа, при подготовке перечней жизненно важных и необходимых ЛС и др.
Для того чтобы принять маркетинговые решения по укреплению рыночных позиций того или иного товара, в том числе и медицинской и фармацевтической продукции, необходимо провести маркетинговый аудит.
Маркетинговый аудит — это ревизия, обнаружение слабых мест в концепции маркетинга организации, т.е. аудит — это метод контроля за деятельностью организации._
Маркетинговому аудиту подвергаются окружающая среда, внешняя рыночная среда и собственная маркетинговая деятельность организации, которая состоит из маркетинг-микса или 4Р: товар (product), цена (price), место, товародвижение (place) и продвижение (promotion).
Анализ этих составляющих маркетинга организации часто проводится с помощью маркетинговых исследований с применением различных методов.
Для маркетинговых исследований товара имеется комплекс концепций и методов, которые применяются и для МФТ.