Мода

Категория: Производство

Мода (фр. mode, лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта и особенно в костюме.

Модой в самом широком смысле слова называют существующий в определенный период и общепризнанный стиль жизни, правила сервировки стола и поведения за столом, дизайн интерьера, автомобилей, одежды и т.д. Модными принято называть явления, вызывающие достаточно массовый интерес и положительную оценку. Однако под словом «мода» всегда подразумевается постоянное и с позиций разума недостаточно объяснимое стремление к изменению всех форм быта, чаще всего одежды. Экономисты зарубежных стран утверждают, что мода является искусством, задача которого заключается в том, чтобы удивлять людей.

Гегель писал в свое время, что следовать моде нелепо, не следовать смешно. Этим он определил всю сущность моды, т.е. то, что мода — явление весьма полезное, но в меру; она быстро проходит, и необходимо быть достаточно гибким, чтобы уметь извлечь из нее все самое прогрессивное и современное.

Стиль охватывает все сферы идеологической и художественной деятельности человека. В отличие от стиля мода характеризуется более кратковременным и поверхностным изменением внешних форм предметов быта и художественных произведений. Мода родилась как следствие естественного стремления человека обновить и улучшить предметную среду, особенно одежду, сделать ее более удобной и красивой. Перемены моды связаны с сезонностью и возрастными особенностями людей. Исходя из требований производства и сбыта моду используют для увеличения спроса на ту или иную продукцию. Для настоящего времени характерно намеренное сокращение срока жизни вещей ради непрерывного пополнения сферы обращения новыми товарами.

Фактически моральное старение костюма в XX в. происходило не так быстро, как нам кажется, наблюдались только внешние его изменения: при сохранении общей структуры формы менялись лишь линии, ткань, цвет. Раньше мода сохранялась десятилетиями, а в последнее время меняется почти каждый год, но ее изменения стали менее принципиальными. Функционализм вещей и связанный с ним подчеркнутый конструктивизм стали основной идеей в творчестве художников и конструкторов 1920-х гг., когда фактически была сформулирована главная концепция костюма XX в. Новые принципы укрепления одежды на плечевом поясе, свободное взаимодействие ее с фигурой оставались актуальными на протяжении всего XX в. Анализируя развитие формы костюма XX в., можно сказать, что, начиная с 1906 г., период смены моды составлял 11 — 13 лет. За это время форма фактически рождается, формируется и умирает. «Большой» стиль XX в. состоит из отдельных микростилей, сменяющих друг друга через десятилетия.

Все многообразие форм костюма можно свести к следующим основным стилям: классическому, романтическому, спортивному и фольклорному.

Костюм классического стиля характеризуется подчеркнутой строгостью, элегантностью форм, минимумом деталей, почти полным отсутствием декора, рациональностью. Пропорции одежды классического стиля соответствуют пропорциям фигуры человека. Основные членения формы одежды проходят в местах естественных членений фигуры. Линии форм и деталей просты и лаконичны.

К одежде классического стиля относят пальто, платья и костюмы полуприлегающего силуэта, получившие название «одежда английского стиля». Полуприлегающая одежда стала классической, потому что она приемлема для мужчин и женщин разного возраста и любого телосложения, в такой одежде выигрышно смотрится каждый человек.

Свитера, юбки в клетку и складку — также примеры классического решения, т.е. это то, что всегда модно.

«Шанель» — женская классическая одежда, напоминающая оригинальные модели Габриэль Шанель, которая в 1928 г. первая ввела в женскую моду мужской костюм, фантастические украшения из кристаллов, стекла, жемчужные ожерелья в несколько рядов к маленькому черному платью, туфли-лодочки, мужские полуботинки. В течение 30 лет Шанель не изменяла форму моделей. Костюм «шанель» в авторском исполнении — это костюм из мягкой буклированной ткани с прямой юбкой и строгим, без воротника и лацканов жакетом, отделанным плетеной тесьмой, шелковая блузка с бантом, многочисленные цепочки и искусственный жемчуг на шее.

Ткани в полоску, клетку, с рисунком «горох», а также ткани типа твида — примеры классических тканей для одежды. Туфли-лодочки, сапоги, туфли «мокасины» — классика в обуви.

Одежда романтического стиля отличается женственностью и нарядностью отделки, украшается буффами, воланами, оборками, вышивкой, кружевом, большими белыми воротниками, бантами. В платьях, блузках используются элементы костюмов прошедших эпох.

Одежда спортивного стиля, возникшего в XX в., характеризуется подчеркнутой свободой формы, обеспечивающей удобство человека в движении и в то же время подчеркивающей подтянутость, стройность, спортивность фигуры. Характерными деталями такой одежды являются накладные карманы, застегивающиеся клапаны, различные складки, шлицы. В качестве акцентов используется разнообразная фурнитура. В спортивном стиле может быть выдержан деловой костюм, комплект повседневной одежды, одежда для дома и улицы.

Все в большей степени в направляющих модных коллекциях современного костюма заметно обращение к богатому народному (национальному) наследию. Модели, созданные на его основе, относятся к моделям фольклорного (деревенского, рустикального, лат. rusticus — простой, грубый) стиля (кантри-лук). Эмоциональная выразительность такой одежды достигается с помощью конструктивного решения, отделки, тканей, напоминающих по рисунку, фактуре и структуре народное ткачество, сочетания элементов и способов ношения.

Существует также множество «микростилей», каждый из которых можно отнести к одному из основных.

Матросский стиль — одежда в белых, темно-синих и красных тонах с морской символикой (якорями, штурвалами, канатами), матросскими воротниками и кантами.

Охотничий стиль — одежда в классическом и спортивном стиле с элементами охотничьего костюма — кожаные жилеты, шейные платки, изображения птиц на трикотажных изделиях и т.п.

Сафари — одежда из плащевых тканей цвета хаки, песочного, оливкового, белого с элементами костюма охотников на диких зверей в саванне или джунглях. Как правило, в комплект входят блуза «сафари» с обилием карманов, застежек, погончиков, фальшивых газырей, брюки (типа жокейских, галифе, классических), шорты, бермуды, юбки (в складку, клеш). В качестве отделки используются строчка и сетка. Аксессуары — платки, шарфы с рисунками хищников, ремни, украшения из кости, дерева и перьев в африканском стиле.

Джинсовый стиль — брюки, куртки, рубашки, платья, сарафаны, юбки, жилеты из джинсовой ткани с отделкой заклепками, аппликациями, пуговицами, кожей, тесьмой, стразами, вышивкой, в некоторых случаях даже кружевом.

Прогулочный стиль — удобная теплая одежда для улицы с элементами спортивного или джинсового стиля.

Диско — молодежный стиль для дискотек, меняющийся в зависимости не только от моды на одежду, но и на музыку (рок-н-ролл, диско, рейв, техно и т.д.).

Дерби — микростиль спортивной одежды с элементами костюма для скачек. Назван в честь лорда Дерби — большого поклонника скаковых лошадей.

Гаучо (исп. gaucho) — фольклорный стиль одежды гаучо — скотоводов Южной Америки. Основная одежда — замшевые и кожаные жилеты, куртки, брюки с бахромой, заклепками, аппликацией.

Клубный стиль — комплект одежды, основу которого составляет классический блайзер с эмблемой престижного клуба и блестящими пуговицами.

Бельевой стиль — разновидность романтического и фольклорного стилей: блузки и платья из тонких хлопчатобумажных и шелковых тканей, традиционно отделанных как женское белье: защипами, складочками, мережками, прошивками, кружевом, вышивкой ришелье, гладью и др.

Пижамный стиль — женская классическая одежда больших объемов, напоминающая мужскую пижаму.

Гранж — подчеркнуто небрежный стиль мужской и женской одежды из натуральных материалов — хлопка, льна, шерсти, трикотажа ручной вязки.

Унисекс — стиль, популярный в конце 1990-х гг. в молодежной среде. Предполагает использование идентичных элементов костюма для мужчин и женщин.

Для моды последних лет XX в. был характерен принцип создания ансамбля костюма, заключающийся в соединении элементов разных стилевых направлений. Мода допускает сочетание функциональных предметов довольно сдержанного решения с предметами фольклорного и других стилей. Подобное соединение и построение костюма дали возможность назвать этот стиль «диффузным».

Комплект — набор элементов и частей костюма, объединенных цветом, материалом, назначением. Комплект может иметь неограниченное число взаимозаменяемых составляющих.

Ансамбль — созданный по единому первоначальному замыслу костюм, детали которого согласованы между собой и подчинены единому целому. Ансамбль обладает средствами наиболее полного раскрытия художественного образа. Ансамбль имеет сложную структуру, он состоит из нескольких частей, включая обувь, головной убор, украшения и др. Для ансамбля характерны многослойность, жесткая взаимосвязь и обязательность одновременного ношения всех его частей.

Гардероб — одежда, обувь, аксессуары, подобранные для всех случаев жизни одного человека или группы людей.

Коллекция — систематизированное собрание моделей и предметов костюма, стиль, конструкция, форма и образное решение которых представляет художественный интерес.