Мототранспортные средства

Категория: Консервирование пищевых продуктов

Мототранспортными средствами называют двух-, трехколесные средства передвижения, снабженные двигателем внутреннего сгорания. Существенным признаком МТС является верховая посадка водителя на седле. К мототранспортным средствам (МТС) личного пользования относятся в первую очередь мотоциклы, мотороллеры и мопеды.

Эти виды транспорта в нашей стране имеют свою довольно объемную покупательскую нишу. Их достоинствами являются простота устройства, обслуживания и ремонта в "домашних" условиях, сравнительно невысокая стоимость. Они незаменимы для езды по бездорожью, по узким лесным тропинкам для туристов, рыболовов и охотников, их хорошая маневренность является ценным качеством в условиях интенсивного городского движения. Они не требуют больших помещений для хранения.

Конструкционные особенности МТС

Конструкционные особенности МТС рассмотрим на примере мотоцикла.

Мотоцикл (рис.) состоит из следующих узлов и агрегатов: ходовой части, двигателя, силовой передачи, системы электрооборудования, органов управления.

Рис. Общий вид мотоцикла: 1 — переднее колесо; 2 — грязевой щиток переднего колеса; 3 — передняя вилка; 4 — руль; 5 — топливный бак;
6 — седло; 7 — багажник; 8 — задняя подвеска; 9 — задний фонарь; 10 — двигатель; 11 — рама; 12 — инструментальный ящик

Ходовая часть

Ходовая часть является основой мотоцикла. К ходовой части относят раму, заднюю подвеску, переднюю вилку с колесами, седло и боковой прицеп.

Рама мотоцикла состоит из рулевой колонки, верхней основной балки, переднего и заднего подкоса и основания. Если передний подкос рамы сделан из расходящихся книзу двух труб, то такую раму называют двойной (дуплексной). Ее используют в конструкциях тяжелых мотоциклов. У моделей средних мотоциклов у рам подкос одинарный, а основание раздвоено, у моделей легких мотоциклов рамы одинарные.

Задняя подвеска состоит из маятниковой вилки и пружинно-гидравлических амортизаторов. Передняя часть маятниковой вилки шарнирно прикреплена к раме, а в наконечниках вилки устанавливается ось заднего колеса.

Вертикальные биения колеса, вызываемые неровностями дороги, воспринимаются амортизаторами, соединяющими маятниковую вилку с рамой. Пружины смягчают удары, а гидравлические амортизаторы уменьшают отдачу пружин, а следовательно, гасят колебания колеса.

Передняя вилка служит для крепления переднего колеса, обеспечивает направление движения мотоцикла, гасит колебания колеса. Она состоит из двух перьев, соединенных между собой двумя мостиками — траверсами. Каждое перо состоит из неподвижной и скользящей стальных труб с телескопическим амортизатором внутри. К подвижным трубам приварены наконечники для оси переднего колеса.

Колесо мотоцикла состоит из ступицы с тормозным барабаном, спиц, обода и шины.

Ступица колеса представляет собой втулку, соединенную с тормозным барабаном.

Обод колеса изготовляют из листовой стали. В средней части обода имеются отверстия, в которые вставляются ниппели для спиц. Ниппели соединяются со спицами резьбой, развинчивая ниппель, можно изменять натяжение спицы. Головки спиц вставляются в отверстия фланца ступицы.

Конструкция мотоциклетной шины аналогична автомобильной и отличается лишь размерами, прочностью и глубиной рисунка протектора покрышки.

Седло мотоцикла обычно имеет вид сдвоенной подушки. Изготовляют его из губчатого материала, обтянутого чехлом, покрышку — из кожзаменителей. Седло закрепляется на металлическом каркасе, который с помощью защелок крепится к раме мотоцикла. При необходимости седло легко отделяется от рамы. На некоторых мотоциклах устанавливают раздельные седла для водителя и пассажира.

Боковой прицеп состоит из трубчатой рамы, кузова и колеса. Для удобства посадки пассажира капот прицепа вместе с ветровым щитком может сдвигаться по направляющим стержням вперед. Прицеп может быть укомплектован также легким тентом с лобовым стеклом.

Двигатель

Двигатель мотоцикла — карбюраторный, 1- или 2-цилиндровый, 2- или 4-тактный. Охлаждается встречным потоком воздуха (у мотороллеров воздушное, принудительное охлаждение). Эффективность охлаждения зависит от размера ребер цилиндра, теплопроводности металла, температуры окружающего воздуха и скорости движения. Наиболее эффективное охлаждение достигается на высоких скоростях. Езда на пониженной скорости ведет к перегреву двигателя, неполному сгоранию масла в двухтактных двигателях, а следовательно, к повышенной задымленности выхлопных газов. Это не относится к мотороллеру, двигатель которого имеет принудительное охлаждение.

Система питания служит для хранения н очистки топлива, приготовления рабочей смеси и для отвода продуктов сгорания. К системе питания (рис.) относят топливный бак с краном, бензопровод, воздухоочиститель, карбюратор и выпускные трубы с глушителями.

Рис. Система питания мотоцикла: 1 — бензобак; 2 — бензокраник с отстойником и фильтром; 3 — бензопровод; 4 — карбюратор

В качестве топлива в мототранспортных средствах разных моделей используется автомобильный бензин марок А-72, А-76, АИ-93, АИ-95 и АИ-98.

Для хранения бензина используются топливные баки, вместимость которых подбирается таким образом, чтобы независимо от типа двигателя топлива хватило на 300—350 км пути. Бак имеет обтекаемую форму. Топливный кран бака совмещен с отстойником и сетчатым фильтром, служащими для очистки бензина от посторонних примесей.

В цилиндр двигателя подается не жидкий бензин, а его пары, смешанные с воздухом в определенной пропорции, обычно 1:25. Прибор, в котором осуществляется приготовление горючей смеси, карбюратор, работает на принципе обычного пульверизатора.

Простейший карбюратор состоит из поплавковой и смесительной камер. В повлавковой камере находится легкий пустотелый поплавок, который с помощью иглы перекрывает доступ бензина из бензобака. Под действием разрежения в цилиндре атмосферный воздух устремляется мимо жиклера карбюратора, втягивая из него капли бензина, образуя газообразную смесь.

Силовая передача

Силовая передача служит для передачи момента вращения от двигателя к ведущему колесу и для изменения тягового усилия на нем в зависимости от характера дороги. Силовая передача состоит из механизма сцепления, коробки передач и задней передачи.

Механизм сцепления (муфта сцепления) и коробка передач у мотоциклов аналогичны по принципу действия таковым устройствам на автомобиле.

Задняя передача предназначена для передачи усилия от коробки передач к заднему колесу. Она может быть цепной или карданной.

Цепная задняя передача устанавливается на всех мотоциклах с двухтактным двигателем, у которых валы коробки расположены поперек мотоцикла. Она состоит из ведущей звездочки, установленной на вторичном валу коробки передач, роликовой цепи и ведомой звездочки на втулке заднего колеса.

Карданная передача устанавливается на мотоциклах с четырехтактными двигателями ("Урал", "Днепр"), у которых коробки передач расположены не поперек, а вдоль мотоцикла.

Электрооборудование

К электрооборудованию относят источники тока и его потребители. Источниками тока являются аккумуляторная батарея и генератор, потребителями — системы, зажигания двигателя, освещения и сигнализации.

Аккумулятор обеспечивает систему зажигания двигателя во время запуска и при его работе на малых оборотах. На мотоциклах устанавливают аккумуляторные батареи 3 ТМ-6 или 3 ТМ-12. Это означает, что в батарее три мотоциклетных аккумулятора напряжением 6 или 12 В.

Генератор служит для обеспечения током всех приборов и подзарядки аккумулятора во время работы двигателя. На мотоциклах применяются генераторы постоянного и переменного тока. Тяжелые и средние мотоциклы оборудованы генераторами постоянного тока и аккумуляторами.

Генератор постоянного тока состоит из статора и ротора. Витки ротора замыкаются на коллекторных пластинах. Ток с них снимается щетками, скользящими по коллектору ротора. При малой скорости вращения коленчатого вала генератор вырабатывает ток низкого напряжения, при больших оборотах напряжение возрастает до опасных пределов. Чтобы поддерживать напряжение на уровне потенциала аккумуляторной батареи, в цепь генератора постоянного тока включают регулятор напряжения и реле обратного тока.

Регулятор напряжения поддерживает стабильность напряжения и не дает ему увеличиваться до опасных пределов. Реле обратного тока автоматически отключает генератор от сети, когда его напряжение меньше, чем у аккумулятора, и включает его в сеть, когда оно превысит напряжение аккумулятора на 0,3-0,5 В.

Достоинством батарейного зажигания является то, что оно обеспечивает достаточно мощную искру во время запуска двигателя и яркий свет фары даже при малых оборотах двигателя. К недостаткам следует отнести быстрый износ щеток генератора, замасливание коллектора, порчу реле-регуляторов и аккумуляторов и необходимость постоянного контроля за работой этих приборов.

Генератор переменного тока не имеет ни щеток, ни коллекторов, что обеспечивает высокую надежность его работы. В то же время напряжение, которое он выдает, с трудом регулируется, следствием чего является ненадежное зажигание, фары светят неровно. Такие генераторы устанавливают на легких мотоциклах и мопедах.

К потребителям энергии относят фару, задний фонарь, указатели поворотов и звуковой сигнал.

Органы управления

Органы управления — это рулевое управление, рычаги на руле, тормоза и педали.

Рулевое управление состоит из руля с рулевой колонкой и демпфера (амортизатора руля).

Руль изготовляют из стальной трубы и жестко соединяют с верхним мостиком передней вилки. Демпфер устанавливают на рулевой колонке. С помощью барашка, расположенного над рулевой колонкой, можно увеличить или уменьшить затяжку пластин демпфера и тем самым увеличить или уменьшить устойчивость руля.

На руле слева расположены рычаг управления механизмом сцепления и переключатель света с кнопкой звукового сигнала, справа — рычаг ручного тормоза, переключатель, указателей поворота, рукоятка управления подъемом дросселя карбюратора и манжетка корректора обогащения рабочей смеси.

В мотоциклах используются тормоза колодочного типа. Тормоз состоит из тормозного барабана, размещенного в ступице колеса, колодок с фрикционными накладками, закрепленными неподвижно на крышке тормозного барабана, и привода.

Сила трения между вращающимся барабаном колеса и неподвижными колодками может регулироваться водителем путем нажатия на ручной рычаг или педаль. Таким образом, осуществляется торможение, соответственно, переднего или заднего колеса.