Оперативные процессы в магазине

Категория: Рекламная деятельность, маркетинг, продвижение товаров

Понятие торговых и технологических процессов, принципы организации оперативных процессов, схемы торгового и технологического процессов в магазинах, технологический процесс движения тары в магазине, приемка товаров, технологическая карта, формы продажи товаров, этапы продажи товаров, правила розничной торговли, государственный контроль в торговле, качество торгового обслуживания, торговые услуги.

Оперативные (торгово-технологические) процессы в магазине -это совокупность торговых и технологичных процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.

Торговый процесс — обеспечивает смену формы стоимости. Предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Он включает не только доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, формы продажи, вида и типа магазина.

Технологический процесс — обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает такие операции как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговое оборудование. Этот процесс осуществляется без участия покупателей.

Принципы организации оперативных процессов:

— обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров;

— обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;

— соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов;

— достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения;

— сохранение физико-химических свойств товаров.

Схемы торгового и технологического процесса в магазине — зависят от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых формах продажи.

Схема торгового я технологического процессов в магазине

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству», если в договорах — поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров.

Технологический процесс движения тары в магазине

Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная). Приемку проводят в определенные сроки, указанные в инструкциях. Недостачу оформляют коммерческим актом.

Приемка товаров по качеству должна быть проведена в установленные инструкциями сроки. Выявляют качество и комплектность товара, соответствие тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, сертификат соответствия). При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров, приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт.

Технологическая карта — это форма документации, которая включает пооперационную разработку выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические карты приемки товаров должны содержать графики поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, количество работников, занятых разгрузкой и приемкой товара.

Формы продажи товаров: самообслуживание, индивидуальное обслуживание, по предварительным заказам покупателей, с открытой выкладкой, по образцам, по телефону (или телепродажа), консультативная продажа, парадоксальная продажа, интерактивная продажа.

Самообслуживание — форма продажи, при которой покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары к единому узлу расчета. Предусматривается типовое торговое оборудование, минимум услуг.

Продажа товаров по предварительным заказам — эта форма продажи, при которой покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы.

Индивидуальное обслуживание — эта форма продажи, при которой продавец обслуживает каждого конкретного покупателя и помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования товаром, упаковывает и отпускает товар. Предусматриваются все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание, бесплатную доставку по желанию покупателя, возврат товара.

Продажа с открытой выкладкой — эта форма продажи, когда покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно, а проверяет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает товары продавец.

Продажа товаров по образцам — эта форма продажи, когда покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров. После выбора товара и оплаты покупки он может быть доставлен на дом покупателю или вручен непосредственно со склада магазина.

Продажа по телефону — это активная, свободная продажа товаров, когда продавец зазывает клиента. Телефонный звонок используется в целях рекламирования товара и поиска покупателя. Используется для реализации товаров через торговых агентов.

Консультативная продажа — это форма продажи, при которой обслуживание покупателей осуществляется продавцом, являющимся консультантом. Используется при предоставлении инжиниринговых услуг, в строительстве, информатике.

Парадоксальная (групповая) продажа — данная форма продажи строится на выслушивании, проявлении взаимопонимания, разделении общих точек зрения. Роль продавца сводится к роли хозяйки, ведущей.

Этапы продажи — прием и установление контакта; выявление потребности и выслушивание; аргументация и показ товара; ответ на возражения; осуществление продажи.