Органы местного самоуправления

Категория: Менеджмент

         Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ст.44 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
 Органы местного самоуправления- выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

К муниципальным образованиям относятся (ст.2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"):
поселение- город, поселок либо  один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления
муниципальный район- несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
городской округ- городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Вопросы местного значения муниципального образования


К вопросам местного значения муниципального образования относятся (гл.3 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"):
 

     1. Формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
     2. Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3. Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
     4. Организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
     5. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     6. Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
7. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
     8. Участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
     9. Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
     10. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
     11. Создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
    12. Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
     13. Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
     14. Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
     15. Создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
     16. Обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
     17. Создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
   18. Формирование архивных фондов поселения;
     19. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
    20. Организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
   21. Утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
     22. Присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов;
     23. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
     24. Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
     25. Создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
   26. Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
     27. Создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;
     28. Содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
  29. Организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
30. Осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
31. Осуществление муниципального лесного контроля и надзора;
     32. Создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
  

  Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
    Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения устанавливаются ст.17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
1. Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
  2. Установление официальных символов муниципального образования;
3. Создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
     4. Установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
     5. Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;
     6. Организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
     7. Принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
8. Учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
     9. Осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
     10. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
     11.Утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
     12. Иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", уставами муниципальных образований.


     Полномочия органов местного самоуправления в области административно-технического надзора
Для обеспечения работы в области административно-технического надзора органами местного самоуправления создаются комитеты, департаменты и т.д. по благоустройству или административно-технические инспекции.
Государственная административно-техническая инспекция (инспекция административно-технического надзора) является исполнительным органом государственной власти.
В своей деятельности инспекция руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом города, областным законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления.
   Инспекция проводит государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением правил благоустройства и организацией производства земляных и строительных работ, а также координирует деятельность в данной сфере исполнительных органов государственной власти муниципального образования в пределах своей компетенции, осуществляет функцию органа контроля за созданием, изменением, размещением, содержанием, ремонтом и использованием объектов благоустройства.
   Основными задачамиАТИ являются:
     1. Контроль в пределах своей компетенции за соблюдением правил производства земляных, дорожных, строительных и ремонтных работ, благоустройства территорий, за соответствием выполняемых работ проектно-сметной документации.
     2. Контроль за соблюдением собственниками и пользователями объектов коммунального назначения, за исключением объектов, находящихся в жилых домах, правил содержания указанных объектов, а также правил их эксплуатации и ремонта предприятиями и организациями по обслуживанию указанных объектов.
     3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в сфере производства земляных, дорожных, строительных и ремонтных работ, благоустройства территорий, а также в сфере содержания объектов коммунального назначения.
     4. Координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов в сфере осуществления государственного контроля за соблюдением правил благоустройства и организации производства земляных и строительных работ.
   5. Проведение проверок объектов государственного надзора в сфере благоустройства.
В соответствии с положением об инспекции административно-технического надзора и в целях решения возложенных на нее задач, инспекция осуществляет контроль и надзор:
- за обеспечением и соблюдением чистоты и порядка в местах общественного пользования;
- за соблюдением правил содержания зеленых насаждений и объектов озеленения;
- за надлежащим содержанием мест временной уличной торговли, территорий, прилегающих к объектам торговли (рынки, торговые павильоны, палатки, киоски, тонары и т.д.), а также контроль за наличием документов, подтверждающих право размещения объектов мелкорозничной сети (например, Разрешение на размещение объекта мелкорозничной сети);
- за самовольной установкой нестационарных объектов торговли в неустановленных местах;
- за надлежащим содержанием контейнерных площадок, площадок вывоза бытовых отходов и крупногабаритного мусора, урн для мусора, туалетов (биотуалетных кабин), а также за содержанием территорий, прилегающих к объектам размещения отходов;
- за выбросом мусора, бытовых и производственных отходов вне мест, установленных для этого органами местного самоуправления;
- за состоянием инженерных сооружений и коммуникаций (систем водоснабжения, теплоснабжения, канализации, газоснабжения, электрификации);
- за соблюдением правил подготовки и производства земляных, строительных и ремонтных работ, связанных с благоустройством;
- за организацией и качеством работ по уборке прилегающих или закрепленных территорий в летний и зимний периоды;
- за надлежащим содержанием территорий при размещении средств наружной рекламы и информации;
     - за выполнением правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
    Нарушение правил благоустройства регулируется Кодексом РФ "Об административных правонарушениях" (например, ст.7.4., 7.14, 12.34 и т.д.), а также Кодексом "Об административных правонарушениях" местного муниципального образования.
Порядок установки наружной рекламы регулируется ст. 19 ФЗ "О рекламе". Нарушение законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа в размере, установленном ст. 14.3. Кодекса РФ "Об административных правонарушениях".


     Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды

     Статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"  устанавливает полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.


 1. К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
2. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
- организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
- организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
3. К вопросам местного значения городского округа относятся:
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
     Статья 8 закона РФ "Об отходах производства и потребления" подтверждает полномочия органов местного самоуправления в части обращения с отходами, закрепленные в статье 7 закона "Об охране окружающей среды" .
Одним из органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды является Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов.
Примерное положение о комитете природных ресурсов муниципального образования утверждено Письмом МПР России от 31.01.2001 N АП-42/719.
 

Полномочия органов местного самоуправления в области ветеринарного надзора
   В соответствии со статьей 3 Закона "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся:
     - участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации;
     - организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;
     - защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
     - регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью;
     - контроль деятельности специалистов в области ветеринарии;
     - решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Закона "О ветеринарии"  в случаях появления угрозы возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных органами местного самоуправления на основании представлений главных государственных ветеринарных инспекторов, государственных ветеринарных инспекторов по закрепленным территориям обслуживания, их заместителей вводятся ограничительные мероприятия (карантин).
     Для оперативного руководства и координации деятельности юридических и физических лиц по предупреждению распространения и ликвидации очагов заразных и массовых незаразных болезней животных органы местного самоуправления создают в установленном порядке специальные комиссии.
   Одним из органов местного самоуправления в области ветеринарного надзора является Комитет государственного ветеринарного надзора (Комитет ветеринарии).
Основными задачами комитета являются:
1. Организация и реализация на территории области мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление планов ветеринарного обслуживания животноводства;
2. Контроль за соблюдением ветеринарного законодательства Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства;
3. Обеспечение выпуска продуктов животноводства, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении;
     4. Защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
5. Охрана территории от заноса заразных болезней животных из областей, краев, республик Российской Федерации и иностранных государств;
6. Осуществление государственного ветеринарного надзора на территории муниципального образования.
Комитет обеспечивает исполнение следующих установленных федеральным и областным законодательством полномочий:
1. Осуществление государственного ветеринарного надзора на территории муниципального образования в соответствии с действующим законодательством;
2. Разработка и реализация областных программ по вопросам предупреждения и ликвидации болезней животных и их лечения;
3. Подготовка в установленном порядке проектов нормативных правовых актов по вопросам ветеринарии;
4. Участие в реализации федеральных мероприятий на территории области;
5. Организация проведения на территории области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;
6. Осуществление совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов;
7. Участие в организации и проведении мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения в соответствии с действующим законодательством;
8. Разработка и реализация областных программ обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;
9. Осуществление контроля за проведением ветеринарно-санитарных мероприятий по повышению качества животноводческой продукции;
10. Осуществление контроля за соблюдением порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов, выдаваемых учреждениями, находящимися в ведении Комитета;
11. Осуществление контроля за ветеринарно-санитарным состоянием рынков, ярмарок, проведением мероприятий, направленных на профилактику пищевых отравлений людей;
12. Осуществление контроля за ветеринарно-санитарным состоянием объектов животноводства и организаций, осуществляющих заготовку, хранение и переработку продукции и сырья животного происхождения;
13. Осуществление надзора за выполнением организациями области гражданами Закона Российской Федерации от 14 мая 19993 года № 4979-1 "О ветеринарии", приказов, инструкций и других указаний органов управления по вопросам ветеринарии;
14. Участие в разработке тарифов на платные ветеринарные услуги, оказываемые учреждениями, находящимися в ведении Комитета, и утверждение их;
15. Регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью;
16. Контроль деятельности специалистов в области ветеринарии;
17. Утверждение перечня должностных лиц комитета и подведомственных учреждений, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;
18. Организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, проведения аттестации работников комитета;
19. Участие в подготовке, переподготовке, повышении квалификации, проведении аттестации специалистов государственной ветеринарной службы области;
20. Контроль за деятельностью подведомственных учреждений в соответствии с действующим законодательством;
21. Рассмотрение жалоб и обращений граждан и организаций, поступающих в комитет.


Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами


 В соответствии с гл.10 Федерального Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ответственность органов местного самоуправления может наступать:
1. Перед населением;
2. Перед физическими и юридическими лицами.
3. Перед государством.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо их должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону акта, возмещается за счет казны муниципального образования согласно ст. 1069 ГК.
Под незаконными действиями понимаются деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Виды и формы подобных деяний весьма многообразны:  различные приказы, распоряжения, постановления, указания и иные властные предписания, которые направлены гражданам и юридическим лицам и подлежат обязательному исполнению. Действия органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, которыми потерпевшим причинен вред, предполагаются правомерными. Их незаконность должна быть обоснована потерпевшими.
Бездействие органов местного самоуправления - непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, которое может привести к причинению вреда.
Решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном Законом РФ от 27 апреля 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
     В  статье 2 данного закона перечислены действия (решения), органов местного самоуправления которые могут быть обжалованы в суд.
     Статьей 5 закона установлены сроки обращения в суд с жалобой.
Содержание и форму ответственности органов местного самоуправления определяет суд в соответствии с действующим законодательством. Например, суд может признать недействительными их решения и обязать возместить ущерб, причиненный ими.
Рассмотрение дел об оспаривании нормативных  и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и иных органов регулируется главами 23 -24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим перечислены в ст. 193 гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Требования к заявлению о признании недействительным ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) незаконными - в ст. 199 гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.