Основные понятия, цели, задачи и принципы товароведческого анализа

Категория: Основы товароведения

Ввиду отсутствия учебной литературы по предмету «Товароведческий анализ», рассмотрим понятия товарной экспертизы, суть которой можно считать аналогией товароведческого анализа.

Как вид профессиональной деятельности экспертиза применяется с древних времен в различных сферах хозяйства. Но как наука с разработкой методологических основ она стала развиваться только

в XX в. Предметом ее является экспертиза потребительских товаров или товарная экспертиза.

Экспертиза — это исследование специалистом (экспертом) каких либо вопросов, решение которых требует специальных познаний наук, техники, экономики, искусства, торговли и т.д. (Большой экономический словарь, 1997).

Товарная экспертиза — это оценка экспертом основополагающих характеристик товаров, а также их изменений в процессе товародвижения для принятия решений, выдачи независимых и компетентных заключений, которые служат конечным ее результатом (М.А. Нико-лаева, 1998)._

При проведении экспертизы оценке могут подвергаться все основополагающие характеристики товара:

— ассортиментная (товароведческая);

— качественная;

— количественная;

— стоимостная;

или только их часть.

Товароведческий анализ включает в себя ассортиментную часть товарной экспертизы, в связи с чем в курсе дисциплины «Медицинское и фармацевтическое товароведение» рассматривается анализ потребительских свойств медицинской и фармацевтической продукции.

Экспертная оценка — это совокупность операций по выбору комплекса или единичных характеристик потребительских товаров, определению их действительных значений и подтверждению экспертами соответствия их установленным требованиям, приведенным в НТД.

В связи с вышесказанным целью товароведческого анализа является экспертная оценка специалистом (провизором) комплекса характеристик медицинских и фармацевтических товаров для подтверждения его соответствия НТД и годности к применению в здравоохранении.

Основные задачи товароведческого анализа следующие:

— идентификация товара;

— правильный выбор потребительских свойств товаров и показателей для их оценки;

— определение соответствия действительных (фактических) значений показателей установленным в НТД требованиям;

— анализ и оценка полученных данных для составления заключений или рекомендаций.

При проведении товароведческого анализа должны соблюдаться следующие принципы:

— объективность;

— компетентность;

— независимость;

— системный подход;

— эффективность;

— безопасность товаров.

Объективность предопределяет отсутствие субъективизма (зависимости от эксперта) в экспертной оценке.

Компетентность обуславливается профессиональной подготовкой в области медицинского и фармацевтического товароведения, опытом практической работы.

Независимость соблюдается от любых заинтересованных лиц (производителей, продавцов, потребителей).

Системный подход заключается в обобщении и приведении в определенную систему данных, необходимых для проведения экспертизы и выдачи заключения.

Эффективность направлена на рациональное использование товаров, оптимизацию товародвижения, сокращение материальных ресурсов и потерь.

Безопасность товаров для потребителей является важнейшим принципом, ради которого проводится экспертиза и анализ. «Безопасность — состояние, при котором риск вреда или ущерб ограничен допустимым уровнем» (МС ИСО 8402, п. 2.8).

Поэтому при проведении экспертизы эксперт обязан учитывать реальную или потенциальную степень вреда, которую могут нанести эти товары здоровью потребителей и окружающей среде.

Любая наука и профессиональная деятельность базируется на определенных принципах. Принцип (лат. principium — основа, начало) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, руководящая идея, основное правило деятельности.

 

Принципами товароведения являются безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация.

Безопасность — основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром, услугой или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей, а также жизни и здоровью животных и растений.

Эффективность — принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении товаров, а также их утилизации.

Совместимость — принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов и услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима хранения. Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наиболее полного удовлетворения потребностей.

Взаимозаменяемость — принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги для использования вместо другого товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними и в то же время позволяет удовлетворять аналогичные потребности различными товарами. Чем ближе характеристики отдельных товаров, тем больше они пригодны к взаимозаменяемому использованию.

Способность товара быть использованным вместо другого для выполнения одних и тех же требований играет важную роль при формировании ассортимента взаимозаменяемых товаров.

Систематизация — принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов и услуг.

С учетом многообразия объектов систематизация в товароведении имеет чрезвычайно важное значение, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории (систематические категории), составить систему, построенную по определенному плану.

Принцип систематизации положен в основу группы методов, в состав которых входят идентификация, классификация, обобщение и кодирование. Он широко применяется в товароведении, являясь основой системы информации о товарах.