Ответственность за фальсификацию товаров

Категория: Методы и техническое обеспечение контроля качества товаров

Согласно Закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов» изготовление и реализация фальсифицированных пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними, влечет административную ответственность в форме наложения штрафов: на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с конфискацией товаров и без нее; на индивидуальных предпринимателей — от 30 до 40 МРОТ и на должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ или на юридических лиц от 500 до 1000 МРОТ с конфискацией товаров или без таковой.

В 146 ст. УК РФ предусмотрено наказание за нарушение прав интеллектуальной собственности путем выпуска контрафактной продукции в размере от 100 до 500 МРОТ и тюремный срок до 5 лет. Для сравнения: во Франции за такие нарушения предусмотрен штраф в размере от 150 тыс. евро и до 2 лет тюремного заключения.

Слабость нормативно-правовой базы, несоблюдение действующего законодательства, а также огромная прибыль от реализации контрафактной и фальсифицированной продукции, доходящей иногда до 500 %, — основные причины высокого роста выпуска и реализации такой продукции. Об этом свидетельствуют данные проверок, проводимых органами государственного контроля.

Так, только Роспотрсбнадзор в 2004 г. выявил и изъял из реализации фальсифицированной и контрафактной продукции на сумму 340 млн руб., а в 2007 г. по результатам его проверок выявлено 40 % такой продукции (см. прилежение 2). По данным МВД, в отдельных областях производства доля подделок достигает от 73 до 94 %. Для сравнения: в Великобритании и США доля подделок составляет менее 10 %.

По официальным данным Роспатента, оборот фальсифицированных потребительских товаров, а также производственного назначения составляет 80—100 млрд руб. в год. По неофициальным данным, оборот таких товаров достигает 2—3 млрд руб. в год, из них 10 % приходится на лекарства.

В 2004 г. в России возбуждено более 1000 уголовных дел против производителей фальсифицированной и контрафактной продукции. В то же время наказанию, да и то условному, подверглись не все, а лишь 70 % нарушителей.

К числу наиболее часто фальсифицируемых пищевых продуктов относятся алкогольные напитки: водка, ликероводочные изделия, коньяк, вина; безалкогольные напитки: природная минеральная вода (Боржоми и Ессентуки .— 70 % от всего объема продаж), соки, квас, сливочное масло, молочные и мясные консервы; чай, кофе; шоколад, шоколадные изделия; растительное масло (особенно часто оливковое и кукурузное); колбасные изделия и мясокопчености. Фактически в этом перечне представлены почти все группы продовольственных товаров.

Из непродовольственных товаров наиболее высокий удельный вес приходится на аудио- и видеотехнику и DVD-диски (до 80 %), парфюмерию, косметику, игрушки, трикотажные, швейные и чулочно-носочные изделия, стиральные порошки, причем здесь самый высокий удельный вес именно контрафактной продукции. Чаще всего такая продукция выпускается и реализуется под видом престижных торговых марок — брендов: известных марок французских духов, дорогой косметики, одежды и обуви марки «Адидас», швейцарских и японских часов, джинсов «Лэвайс». Из табачных изделий наибольшее количество контрафактной продукции приходится на сигареты Mallboro, НВ, Winston и др.

Фальсифицированную, в том числе контрафактную, продукцию выпускают в России, а также импортируют из дальнего и ближнего зарубежья. Из стран Юго-Восточной Азии, Китая, Таиланда, Малайзии поступает 98 % контрафакта, из стран СНГ — 2%. Вся эта продукция поступает в розничную торговлю.

При этом не стоит обольщаться, что фальсифицированная и контрафактная продукция поступает только в мелкорозничную сеть, на рынки и в магазины эконом-класса. Даже в дорогих бутиках, универмагах, супермаркетах и гипермаркстах достаточно много фальсифицированной и контрафактной продукции. Такая продукция реализуется не только в России, но и за рубежом. Например, в Рязанской области (г. Шилово) было обнаружено и закрыто подпольное предприятие, производившее «импортные» сигареты Mallboro, которые реализовались в странах Западной Европы (Дании, Италии, Германии, Великобритании).

Наряду с указанными причинами роста объемов продаж фальсифицированной и контрафактной продукции следует назвать еще ряд причин: наличие спроса на такую продукцию, так как реализуется она по сниженным ценам по сравнению с подлинной продукцией; сложность установления тождественности и подлинности закупаемых и реализуемых товаров, что требует проведения дорогостоящих экспертиз и испытаний, недостаточность компетентных специалистов-товароведов, обладающих необходимыми знаниями и умениями идентификации товаров.

К сожалению, за последние годы во многих предприятиях розничной торговли произошло сокращение численности товароведов и замена их менеджерами (по реализации, закупкам и продажам), которые в силу своей профессиональной подготовки не обладают необходимой компетентностью в вопросах идентификации товаров, распознавания контрафактной и фальсифицированной продукции.

В завершение следует отметить, что выпуск и реализация такой продукции имеют отрицательные последствия для потребителей, общества и государства в целом.

Потребители, приобретающие и использующие фальсифицированную и контрафактную продукцию, несут не только денежные и моральные потери, но зачастую наносится вред их здоровью и даже жизни. Так, ежегодно в России от поддельной водки умирает более 30 тыс. человек (в 2007 г. — 37 тыс. чел.). К сожалению, многие виды вреда, наносимого поддельными пищевыми продуктами, трудно обнаружить сразу и измерить, так как последствия могут носить отложенный характер.

Потери общества от выпуска фальсифицированной продукции обусловлены нерациональным использованием природных, человеческих, материальных и иных ресурсов, а также ухудшением здоровья нации, ее генофонда, продолжительности жизни членов общества. В свою очередь, это вызывает серьезные демографические проблемы (естественную убыль населения, повышенную смертность, в том числе и детей, старение населения, повышение доли людей, имеющих проблемы со здоровьем, и т. п.)

Указанные отрицательные последствия имеют важное значение и для государства. К тому же выпуск и реализация контрафактной продукции приводят к тому, что экономика России недосчитывает 1,5 млн рабочих мест (при официальной численности безработных 5,3 млн человек), а государственной бюджет — 30 млрд руб. в год.

Таким образом, решение проблемы предупреждения выпуска и реализации фальсифицированной и контрафактной продукции требует разработки и применения достоверных критериев и методов идентификации, нормативно-правового и кадрового обеспечения деятельности специалистов, в должностные обязанности которых входит распознавание контрафактных, фальсифицированных товаров.

Указанные существенные признаки могут дополняться при необходимости и относящимися к другим группам показателями.

Для многих пищевых продуктов, к сожалению, еще не разработаны достаточно надежная номенклатура показателей идентификации, а также критерии их отбора. Трудно согласиться с тем, что для ассортиментной идентификации следует применять весь комплекс органолептических и физико-химических показателей качества, так как часть из них малозначимы для этих целей (например, размер и допускаемые отклонения для свежих плодов и овощей, влажность для колбас или кислотность для напитков), а другая часть легко подделывается.

Критериями выбора наиболее значимых показателей идентификации пищевых продуктов, по нашему мнению, должны быть показатели, являющиеся главными отличительными признаками, которые трудно или невыгодно подделывать или при их подделке изменяются другие органолептическис или физико-химические показатели. Кроме того, это могут быть показатели, которые наиболее характерны для идентифицируемой продукции (например, указанные ранее микробиологические показатели для кваса и йогуртов) или для используемого в целях фальсификации заменителя (например, крахмала для зерновых продуктов при частичной или полной замене ими кофе, растительного соевого белка при частичной замене им мяса в колбасах, мясных консервах и т. п.).

Разработка механизма идентификации необходима не только для целей сертификации или декларирования, но и для производственного контроля при приемке товаров по качеству, их закупке, а также при предоставлении потенциальным поставщиком образцов перед заключением договоров купли-продажи или поставки. В последнем случае это позволит снизить или вовсе исключить финансовые риски от поставки фальсифицированной и некачественной продукции, тем более что представленный образец может быть использован при необходимости в качестве эталона для установления тождественности при проведении идентификационной экспертизы.

Следует отмстить, бывает так, что ассортиментная принадлежность и качество представленных образцов и товаров в поставляемых товарных партиях значительно расходятся. В этом случае наличие образца позволит получателю провести экспертизу и отказаться от приемки товаров, качество которых не соответствует образцу даже по показателям на добровольной основе.

Идентификационную экспертизу могут выполнять функционирующие в разных регионах страны органы по сертификации в пределах своей компетенции. Это позволит использовать огромный интеллектуальный потенциал экспертов, подготовленных в течение последнего десятилетия и накопивших значительный практический опыт. После введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании» потребность в сертификационных услугах, к сожалению, снизилась. В результате этого возникает опасность, что в стране, где по-прежнему велик объем фальсифицированных товаров, будет разрушен громадный интеллектуальный потенциал экспертов.

В торговых организациях обязанность проводить идентификацию закупаемых, принимаемых и реализуемых товаров должна быть возложена на товароведов, обладающих необходимыми для этого профессиональными знаниями.