Подъездные пути, дороги и тротуары на фермерской усадьбе

Категория: Производство

Хорошее фермерское хозяйство практически невозможно без подъездных дорог, по которым в усадьбу поступают корма и другие требуемые в хозяйстве товары, а с усадьбы вывозится готовая продукция.

Дороги нужны и для перевозки ульев с летней пасеки в зимовник, и для доставки собранного урожая, и для вывоза на поля навоза и удобрений, и для своевременного обеспечения животных витаминными добавками и лекарственными препаратами, и для подвоза укрывных и строительных материалов.

Проложенные во дворе, саду дорожки к подсобным помещениям и скотному двору помогут вам предотвратить появление грязи в доме и хозяйственных постройках, где она недопустима с точки зрения санитарных норм. Поэтому первое, что следует сделать после планировки фермерской усадьбы, — проложить не размываемые дождем дороги и дорожки; это обеспечит и подвоз строительных материалов, что поможет закончить все намеченные работы в срок, без ссылок на плохую погоду.

Для прокладки дорог в сельской местности можно использовать местные строительные материалы: щебень, камень — или применить композитные материалы на основе цемента, битума и грунта. При использовании любых материалов верхнее дорожное покрытие укладывают на утрамбованный грунт, на песчаных почвах верхний слой достаточно выровнять и укатать. На глиняных или суглинистых почвах подложку делают со скатом от центра к краям или с небольшим, не более 3 % уклоном в одну сторону, чтобы вода не задерживалась на покрытии и стекала с дороги.

Ширина дороги зависит от ее назначения; подъездные пути должны быть самыми широкими, чтобы по ним могли свободно проехать даже большегрузная машина с фурой или трактор, поэтому их делают шириной 2,5 м и более. Пешеходные дорожки прокладывают шириной 50—90 см: этого достаточно, чтобы свободно могли разойтись 2 человека, не препятствуя друг другу. Их, как и транспортные пути, укладывают на подготовленную, утрамбованную и выровненную подложку из песка. Учтите, что для нее битый кирпич, щебень или гравий подходят мало, так как они хуже песка пропускают воду и дорожка не обладает высокой гигроскопичностью.

Сельский дом принято отделять от проезжей дороги оградой, которую чаще выполняют из кирпича, дерева, металлических или чугунных решеток. Чугун хотя красив и долговечен, но очень дорог; металл требует бесконечной покраски, дерево гниет, поэтому основным материалом остается кирпич. При проектировании ограды участка необходимо предусмотреть удобный въезд во двор, к хозяйственным постройкам, особенно к тем, в которых будет заготавливаться корм для скота и храниться урожай.

Центральную подъездную дорогу преимущественно прокладывают внутрь усадьбы, к жилому дому и основным хозяйственным постройкам, и завершают на расстоянии около 3 м от центрального дома. Для водоотведения вдоль проложенной подъездной дороги прорывают кюветы, укрепленные камнем или бетоном, с уклоном для стока воды к водосборному колодцу или центральному дренажному каналу.