Показатели эстетических свойств товаров

Категория: Производство

Эстетические свойства товаров характеризуются следующими эстетическими показателями: информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность внешнего вида. Они, в свою очередь, разбиваются на единичные показатели.

Информационная выразительность (информативность) характеризует способность товара отражать сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные нормы. Информативность формы складывается из следующих показателей: художественно-образная выразительность (знаковость), оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде.

Знаковость — эстетический показатель, характеризующий художественно-образную выразительность в форме товара социально значимой информации (назначение, изящество, образ-ассоциация, современность, эмоциональный характер владельца, профессиональный статус и др.). Знаковость — это способность формы вызывать определенные чувства у человека, создавать ему нужное настроение, выявлять назначение изделий, отражать национальные особенности и характерные черты продукции данного предприятия. Так, фарфоровая посуда повседневная и праздничная должна различаться образной характеристикой, создаваемой формой, пропорциями, характером декора и колористическим решением. Различия должны быть настолько ощутимы, чтобы характер использования не вызывал сомнений.

Оригинальность — эстетический показатель, характеризующий своеобразие формы, выделяющей данный товар из аналогичных. Оригинальность весьма существенна в ряду эстетических показателей, тем более что создать оригинальную форму бытовых изделий, служащих человеку на протяжении многих веков, нелегко. Следует подчеркнуть, что своеобразная форма должна быть содержательной, т.е. соответствовать назначению и характеру материала, обеспечивать удобства.

Стилевое соответствие — эстетический показатель, характеризующий устойчивость формы и средства художественной выразительности, свойственные определенному историческому этапу развития общества. В пределах стиля могут сменяться стилевые направления, иногда сильно отличающиеся друг от друга.

Соответствие моде — эстетический показатель, характеризующий внешний вид товара и временно господствующие эстетические вкусы. Для одежды, обуви, украшений и других изделий соответствие моде — важный эстетический показатель, определяющий характер спроса и удовлетворение потребностей.

Рациональность формы — комплексный показатель, характеризующий соответствие формы объективным условиям производства и эксплуатации товара, а также его функционально-конструктивную сущность. Рациональность формы определяют несколько единичных показателей: функциональная, конструктивная, технологическая и материальная обусловленность, эргономическая приспособленность.

Функциональная обусловленность — эстетический показатель, характеризующий соответствие формы товара его назначению. Форма изделий должна безошибочно указывать на их назначение. Так, силуэт, пропорции, колористическое решение, характер отделки одежды для молодежи существенно отличаются от тех же показателей одежды для взрослых и ясно свидетельствуют о ее возрастной принадлежности.

Конструктивная обусловленность — эстетический показатель, характеризующий соответствие формы товара его конструктивному решению. В конструкции сковороды, например, следует предусматривать возможность использования ее для жаренья, тушения, варки на пару и выпечки; достаточную толщину дна и стенок, чтобы предупредить пригорание пищи; форму крышки и плотность ее прилегания, чтобы обеспечить достаточное парообразование, и т.д.

Технологическая обусловленность — эстетический показатель, характеризующий соответствие формы товара применяемым материалам и технологии. Внешние очертания и пластика формы должны соответствовать свойствам материала. Если для изделий из металла возможны и оправданны жесткие формы с резкими переходами от одной части к другой, то для изделий из стекла и керамики, которые формуют в пластичном состоянии, предпочтительнее плавные линии контура, большие радиусы сопряжения деталей. Пластика формы определяется также и методом изготовления изделий. Например, стеклянные изделия, изготовляемые методом свободного формования, имеют более мягкие, текучие формы, чем прессованные.

Материальная обусловленность — эстетический показатель, характеризующий соответствие материала функциональному назначению и условиям потребления товара. Материал, из которого изготовлено изделие, по своим физико-химическим свойствам должен отвечать функциональной задаче: быть гигиеничным, термически устойчивым, иметь оптимальные теплопроводность и теплоемкость. Желательно, чтобы материал отличался декоративностью.

Эргономическая приспособленность, т.е. соответствие эргономическим требованиям, — эстетический показатель, характеризующий способность формы изделия создавать максимальные удобства при использовании. Форма сковороды должна обеспечивать удобный захват и удерживание с учетом ее массы с продуктами, удобный захват и удерживание крышки, удобную установку сковороды с крышкой на плиту и в духовой шкаф, легкость вынимания пищи, чистки и мытья, исключать возможность травмирования о ручку, корпус, крышку.

Целостность композиции — комплексный показатель, характеризующий гармоничное единство частей и целого, органичную взаимосвязь элементов формы и согласованность изделия с ансамблем других товаров. Он включает в себя единичные показатели: организованность объемно-пространственной структуры, тектоничность, пластичность, колорит и декоративность, упорядоченность графических и изобразительных элементов.

Организованность объемно-пространственной структуры — эстетический показатель, характеризующий пространственное строение формы, ее масштабную, пропорциональную и ритмическую структуру. Все элементы формы должны быть органически связаны друг с другом, соразмерны, соподчинены, иметь единый характер. Изделия должны быть масштабны человеку, а изделия, функционирующие в интерьере, — масштабны другим изделиям интерьера. В структуре изделия выделяют главные и второстепенные детали. Характер и размеры формы второстепенных деталей надлежит увязывать с характером и размерами формы главных деталей. В пространственно-сложных изделиях следует избегать деталей с самостоятельными композиционными осями. Организованность объемно-пространственной структуры достигается с помощью средств композиции.

Тектоничность — эстетический показатель, характеризующий художественное осмысление реальной работы конструкции и материала (ясная тектоника, неясная тектоника). Форма любого изделия должна быть тектоничной, т. е. в форме должна отражаться работа конструкции. Например, форма тех частей изделия, которые являются несущими, должна выражать прочность и возможность выдержать нагрузку. Несомые части должны быть более легкими. Тектоничность выражается также в соответствии формы характеру материала и способу его формования. Изделия из пластмасс должны смотреться пластмассовыми, изготовленными как одна деталь. Изделия из дерева требуют склеивания деталей или соединения их другими способами, что также должно отражаться в форме. В любых случаях при нарушении связи конструкция — материал — форма изделие не может быть композиционно целостным.

Пластичность — эстетический показатель, характеризующий взаимопереходы и связи объемов, плоскостей, элементов и очертаний формы товара. Пластичной считается рельефная скульптурная форма с мягкими переходами основных образующих. В пластике большое значение имеют нюанс формы, тонкое соединение элементов. Необходимо соблюдать закономерности построения сложных поверхностей, чтобы световые блики не располагались хаотично, не разрушали форму. За счет пластичности формы, рационального распределения света и тени можно связать воедино элементы формы, добиться ее целостности.

Колорит и декоративность — эстетические показатели, характеризующие взаимосвязь цветовых сочетаний и особенности использования декоративных свойств материалов. Цвет должен быть увязан с назначением и общей композицией формы. Он логически дополняет и завершает всю композицию, подчеркивает особенности объемно-пространственной структуры и тектоники изделий. Посредством цвета можно выделить или ослабить элементы формы, соподчинить и объединить ее элементы, выявить масштабность. Цвет позволяет улучшить не совсем удачные пропорции, обострить или сделать нейтральным характер формы. Так, пластичность формы становится более богатой при использовании цветового нюанса. А форма сложной структуры усиливается цветовым контрастом. Чрезвычайно важным условием целостности и выразительности композиции является цветовая гармония, т.е. такая комбинация цветов, которая производит впечатление единства, согласованности и созвучия, создает нужную образность вещи, раскрывает ее содержание.

Упорядоченность графических и изобразительных элементов — эстетический показатель, характеризующий соподчиненность графических и изобразительных элементов композиционному решению формы изделия. Изобразительные элементы должны увязываться с формой по характеру, размеру, цвету и своеобразно представлять сущность изделия.

Совершенство производственного исполнения — комплексный показатель, характеризующий условия производства товара. Показатель значительно влияет на восприятие изделий и всегда учитывается при оценке их свойств, хотя и не является собственно эстетическим свойством. Совершенство производственного исполнения определяется качеством изготовления видимых элементов формы, тщательностью нанесения защитных и декоративных покрытий, четкостью контуров, скруглений и соединений частей изделия и соответствием их художественно-конструкторскому замыслу. Показателем совершенства производственного исполнения являются также четкость исполнения фирменных и маркировочных знаков, рациональность и рекламная выразительность внутренней упаковки товаров. Внутренняя упаковка должна не только сохранять товар, но и быть эстетически привлекательной, чтобы надлежащим образом «представлять» его и рекламировать. Она должна быть увязана с характером товара. Особенно это важно для парфюмерно-косметических товаров. Например, форма и материал флакона и коробки для духов должны обогащать их «образ». Эстетическое и психологическое значение имеет не только содержание текстов, но и шрифт и цвет для рекламных надписей. Надписи, цвет, декоративные детали не должны быть кричащими.